Как один из лидеров российского рынка лизинга строительной и дорожно-строительной техники использует кризис для укрепления своих позиций
Универсальная лизинговая компания «Райффайзен-Лизинг» традиционно занимает высокие позиции в рейтинге лизинговых компаний, активно работающих в строительной отрасли. О ситуации на рынке лизинга строительной и дорожно-строительной техники и его потенциале рассказывает руководитель группы по работе с клиентами нефтегазовой, металлургической и строительной промышленности «Райффайзен-Лизинг» Галия САФИНА.
— Какими для вас стали результаты минувшего года?
— По результатам 2015 года, согласно «Эксперт РА», компания заняла 6-е место по объему нового бизнеса по финансированию строительной и дорожно-строительной техники, включая строительную спецтехнику на колесах.
Благодаря многолетнему успешному опыту финансирования удалось выстроить эффективное сотрудничество со многими ключевыми игроками строительного рынка, а также со всеми ведущими производителями и поставщиками оборудования и техники.
— Каковы сегодня основные тенденции на рынке строительной техники?
Их несколько. Прежде всего, налицо сжатие рынка. Ощущается существенное снижение объемов финансирования и уменьшение количества запросов на приобретение новой строительной техники, сокращение инвестиционных программ строительных компаний.
Впрочем, здесь есть и исключения: так, компании, занятые в ключевых государственных инвестиционных проектах, продолжают достаточно активно обновлять и пополнять свой парк строительной техники и оборудования.
Изменилась и структура спроса. Наблюдается всплеск спроса на б/у технику. В 2015 году и в начале 2016 года поступило рекордное количество запросов на б/у строительную спецтехнику, краны и автотранспорт. Это связано, естественно, с двукратным ростом курса доллара и евро, соответствующим удорожанием импортной строительной техники и кранов, которые составляют значительную долю приобретений строительных компаний.
Чтобы сократить затраты на приобретение, лизингополучатели сегодня предпочитают бывшую в эксплуатации технику, а также имеющиеся отечественные аналоги. В связи с этим от лизинговой компании требовалась экспертиза по оценке бывшего в эксплуатации оборудования. Зачастую лизингополучатель принимал решение о приобретении техники в силу того, что на рынке находилась в продаже техника со значительным запасом срока службы и при этом в два-три раза дешевле нового аналога.
Еще одна тенденция — ухудшение финансового положения лизингополучателей. Даже крупные игроки рынка сегодня испытывают трудности кризисного периода: снижение выручки и сокращение рентабельности. Как следствие — порой возникают трудности с обслуживанием существующих лизинговых обязательств, некоторые клиенты проводят работу по реструктуризации задолженности. Также, по словам клиентов, ухудшилась платежная дисциплина со стороны заказчиков строительных компаний.
До кризиса часто возникало ощущение, что ключевым фактором успеха лизинговой компании на рынке строительства является скорость ее работы: чем быстрее компания была способна провести сделку от момента заявки до оплаты техники поставщику, тем ценнее она была как партнер, иногда даже невзирая на ее ценовую политику.
В 2015 году обязательным и ключевым критерием принятия решения при проведении тендера стала ставка финансирования. Тендеры приняли более массовый характер, лизингополучатели начали включать в тендеры и анализировать большее количество компаний в поисках более выгодных условий. Это привело к усилению конкурентной борьбы между крупнейшими игроками рынка именно по части стоимости финансирования.
При этом снижается стоимость финансирования. На протяжении 2015 года стоимость кредитных ресурсов и соответственно лизинговая ставка постепенно уменьшались, эта тенденция продолжилась и в 2016 году. Как следствие, стоимость финансирования фактически приблизилась к докризисному уровню, и это безусловный плюс для всех участников рынка.
— Ваша оценка потенциала данного рынка?
— Мы считаем его весьма существенным. Несмотря на кризис и, как мы надеемся, временные трудности в отрасли, в России по-прежнему реализуется значительное количество строительных проектов. Требуется и планомерно проводится ремонт и реконструкция значительного количества автодорог и мостов, инфраструктурное строительство в нефтегазовой и энергетической отраслях, строительство аэропортов и спортивной инфраструктуры.
Компании временно перешли в режим экономии, сжали бюджеты, предъявляют повышенные требования к стоимости финансирования и стараются выжить в трудных условиях. Но для лизинговой компании, которая в состоянии адекватно отреагировать на эти новые требования времени, в строительной отрасли по-прежнему много новых возможностей.
И в этом смысле «Райффайзен-Лизинг» отвечает всем основным требованиям времени: у нас наиболее конкурентная на рынке ставка финансирования, взвешенная кредитная политика, экспертиза в области строительной техники, в том числе б/у, налаженные отношения с производителями и поставщиками.
Все это позволяет нам смотреть в будущее с оптимизмом и надеждой.
Беседу вел Дмитрий СЕРГЕЕВ