Современные строительные технологии творят чудеса. Сегодня можно заснуть в своей кровати в одном доме, а проснуться в ней же, но совершенно в другом здании
Власти Москвы объявили о грандиозной программе сноса устаревших серий пятиэтажных домов. Правда, пока неясно, каким образом она будет выполняться, какие принципы и технологии станут для нее базовыми. Однако в столице есть пример уникальной реконструкции устаревшего жилого фонда. К сожалению, этот метод неприменим для массового использования, но в отдельных случаях и он может оказаться весьма эффективным.
Великое переселение
По словам начальника Управления координации реализации государственной программы Департамента градостроительной политики Москвы Юрия Филипенко, ведомство уже свыше четырех лет занимается вопросами сноса и реконструкции пятиэтажек. Проблема эта — более чем острая: свыше половины такого жилого фонда находится в неудовлетворительном состоянии и лишь 20% зданий не требует принятия срочных мер. К сожалению, ввод нового жилья не покрывает все возрастающий износ старого фонда.
Чтобы получить представление о «масштабах бедствия» достаточно привести такие цифры. На данный момент в плохом состоянии пребывают 19 684 дома — это 49% от общего количества московских пятиэтажек. Нетрудно представить предстоящий объем работы, количество людей, которых необходимо расселить.
Однако это не всегда необходимо: существуют технологии, позволяющие реконструировать здание… без отселения жильцов. При этом дом приобретает не только современный вид, но и уровень комфорта в нем повышается в разы.
Остановись, прохожий
Те прохожие, которые идут мимо дома 32 на улице Мишина, вряд ли особо обращают внимание на это здание, если не знают его истории. Хотя своим видом оно сильно отличается от соседних. Сегодня уже трудно представить, что на этом месте еще совсем недавно располагалась неприглядная, разваливающаяся четырехэтажная коробка 1956 года постройки.
Жилой дом №32 по улице Мишина до реконструкции
Жильцы дома выступили с инициативой его реконструкции без их отселения. Работы продолжались 8 месяцев. В итоге дом приобрел совсем иной вид. Из хрущевки он превратился в дом бизнес-класса, из четырехэтажного — в восьмиэтажный плюс мансарда. Количество квартир увеличилось с 16 до 50, в несколько раз возросла полезная площадь. Появились лифты, здание стало энергоэффективным — плата за электричество снизалась в два раза.
Здание напоминает матрешку: оно как бы состоит из двух домов — старого, но укрепленного и закрытого колпаком, и нового, который «посажен» на собственный фундамент. Причем, как говорит Юрий Филипенко, проект предполагал усадку дома на 40 см, а в реальности дом практически не осел. Это свидетельствует о качестве строительных работ. Неслучайно проведенная экспертиза дала заключение, что дом простоит еще 100 лет.
Уникальность дома не только в самой концепции и примененных технологиях, но еще и в том, что реконструкция произведена без использования городских средств. Правда, Юрий Филипенко признает, что его департаменту пришлось в проекте поучаствовать: нужно было подготовить целый пакет новаторских документов, согласовать их с разными ведомствами.
… и после реконструкции
Особенно сложно согласование происходило с Госэкспертизой, которая дважды данный проект отклоняла. Чиновников ведомства смущал, в первую очередь, сам факт, что реконструкция дома должна была вестись без отселения его обитателей. Правда, совсем без отселения все же не обошлось. Жителей квартир четвертого этажа пришлось на несколько дней переселить в гостиницу, когда в доме менялись перекрытия.
Реконструкция дома, учитывая все обстоятельства, оказалась относительно дешевой, себестоимость 1 кв. м составила 80 тыс. руб. Это позволило многим проживавшим там семьям приобрести новое жилье. Но выиграли и те, кто ничего не покупал: благодаря реконструкции их квартиры увеличились более чем на 30 кв. м!
Хорошо, но не всегда возможно
— Такой метод реконструкции является эффективным, но он имеет свои жесткие ограничения, — объясняет Юрий Филипенко. — Во-первых, принять такое решение должны сами жители. Во-вторых, далеко не все дома пригодны для таких работ.
По его словам, лишь 10% случаев из общего числа обращений подходят для реализации такого проекта. Сейчас рассматривается 10—15 многоквартирных домов, в которых возможно проведение подобных реконструкций.
По словам Юрия Филипенко, этот метод особенно полезно использовать в ЦАО, где люди часто не желают переезжать даже в соседние кварталы. А потому реконструировать дома без отселения потенциально согласятся многие жители центра Белокаменной.
Кстати, помимо возможности улучшить жилищные условия, проект имеет и большой социальный эффект. У людей меняется отношение к своему дому, они начинают заботиться о его сохранности, регулярно ходят на собрания товарищества собственников жилья. Таким образом, формируется гражданское общество — по крайней мере, в пределах одного строения.
Владимир ГУРВИЧ
Фото: stroi.mos.ru, mtk.ru