BIM-технологии: забавная трехмерная «рисовалка» или масса возможностей, которые не используют?

Почему современные технологии моделирования пока не дают ожидаемый  результат в России

В России сегодня, выдвигая аргументы за внедрение Building Information Modeling в строительные процессы, говорят в первую очередь о том, что снизятся затраты на проектирование, называя привлекательные цифры до 20% (по оценкам Минстроя). Тогда как реальная экономия, несущая за собой прямую прибыль инвестору и собственнику, появляется при использовании всех возможностей и граней этой технологии.

 

С 2014 года идет активное применение BIM в самых разных проектах, уровнях и областях, и можно считать, что «проектирование в 3D» ни у кого удивление не вызывает и откровением уже не является, но ведь в BIM значительно больше измерений, которые обсуждают редко. Речь идет о так называемых 4D, 5D, 6D BIM, обозначающих, соответственно, «Модель+Время», «Модель+Деньги (Сметы)», «Модель+Эксплуатация». Терминология своеобразная, хотя простая для понимания и эффектная, «как в кино».

3D-модели так или иначе умеют делать многие. В России есть несколько больших и известных застройщиков, активно применяющих BIM в своей работе, что не может не радовать, так как есть тенденция рассматривать его как технологию для сложных и штучных объектов. И это при том, что использование технологии в массовом строительстве несет сплошную выгоду всем участникам как раз за счет использования «измерений». Суть BIM заключается в том, что в отличие от того же автокара, где есть только линии, тут создается полноценная цифровая копия здания. Другими словами, все, что есть в модели, должно быть и в реальности.

Можно сократить количество ошибок при проектировании (3D), сократить количество ошибок на площадке и корректно учесть риски и логистику (4D), получать корректные сметы на любом этапе (5D) и использовать модель в эксплуатации (6D). Однако все «измерения», кроме 3D пока развиты крайне слабо, а сама технология почти всегда применяется только к зданиям, хотя дороги и прочие линейные сооружения у нас строят не менее активно.

Во многом это связано с тем, что к BIM отношение как к забавной трехмерной «рисовалке», и полноценных полнометрических моделей практически никто не создает. В процессе работы очень часто исполнители идут на компромиссы, упрощая некоторые части модели из-за ограничения программного обеспечения, из-за неопытности проектировщиков, для экономии сил и времени.

И вот тут есть один очень тонкий момент. Вопреки распространенным заблуждениям, BIM не упрощает работы по проектированию в первые два-три года работы или на первых пяти-шести крупных объектах, а, наоборот, усложняет и удорожает все процессы за счет того, что существенно возрастают траты на закупку программ, переобучение сотрудников (что в России во многом носит спонтанный и несистематизированный характер).

Более того, на отечественном рынке BIM в большинстве своем рассматривают только как проектную технологию, при этом не секрет, что стоимость проектирования составляет лишь небольшую часть реализации строительного процесса — около 5%. И экономии как таковой, о которой так любят говорить применительно к использованию технологии, в этом случае не получается. Использовать BIM только для проектирования и только для зданий означает, по сути, не использовать технологию вообще.

Недавно Минстрой подписал новую дорожную карту по внедрению BIM технологий, а также договор о сотрудничестве с британским институтом стандартизации. Обе эти новости весьма позитивные, особенно если учесть тот факт, что дорожной картой предусмотрено использование BIM «на всех этапах жизненного цикла» проекта.

По словам министра Михаила Меня, BIM должен стать для России «не только 3D-моделированием, но и расчетом полного жизненного цикла сооружения вплоть до его утилизации. В интеллектуальную модель будущего здания можно «зашить» не только характеристики материалов и процессов, но и информацию по закупкам, поставкам и срокам будущего ремонта. Технологии позволяют в режиме виртуальной реальности отслеживать работу инженерных систем и многое другое».

Среди изменений последних месяцев наибольший интерес вызывает скорое принятие ГОСТ Р 57311-2016, который касается информационного моделирования в строительстве и затрагивает требования к эксплуатационной документации объектов завершенного строительства.

ГОСТ разработан при участии резидента Сколково Sodis Lab — одной из немногих компаний, занимающихся управлением проектами и эксплуатацией на основе BIM. Никаких открытий в документе нет, хотя любого специалиста по BIM порадует описание CDE (Среды общих данных), которое, по сути, становится государственным стандартом.

Потому что тут затронут очень важный вопрос, который пока почему-то игнорируется всеми нашими практиками, так ратующими за новые технологии для оптимизации и сокращения расходов. Ведь главный человек в любом строительном проекте — не архитектор, не проектировщик, не строитель, а собственник, который заинтересован в том, чтобы сооружение приносило максимальную прибыль как можно дольше. И основные затраты, и прибыль приходятся именно на период эксплуатации. По разным оценкам, в жизненном цикле здания на эксплуатацию приходится от 75% до 90% расходов, однако снижение расходов с помощью грамотной эксплуатации позволяет получить больший доход от здания.

Владислав ФЕДОРОВ

Подробнее