Проблемы использования стекла и светопрозрачных конструкций в архитектурных проектах обсудил недавний форум индустрии архитектурного стекла ArchGlass
Недавний форум индустрии архитектурного стекла ArchGlass, показал, что стекло — не просто востребованный, а чрезвычайно востребованный строительный материал.
Стеклянное здание-часы будет показывать московское время
Это только кажется, что остеклить современное многоэтажное здание просто. Оказывается, для каждого такого здания, тем более уникального, разрабатывается свой «стекольный» проект. Над ним работает целая команда проектировщиков.
Например, именно так было с суперуникальным концертным комплексом, который строится рядом с торговым центром АФИМОЛЛ в Москва-Сити. Здание концертно-развлекательного комплекса имеет площадь 43 тыс. кв. м. Согласно проекту, оно будет накрыто светопрозрачным куполом диаметром 64 м, сделанным в виде циферблата гигантских часов.
Купол состоит из двух частей — стационарной и подвижной, которая может вращаться на 180 градусов. Причем закрытие и герметизация будут занимать всего 5 минут.
Здание-часы будет показывать московское время: вместо стрелки предполагается использовать сложную систему прожекторов, дающую мощный луч света. Между прочим, авторы планируют номинировать объект в Книгу рекордов Гиннеса как самые большие часы в мире.
Любопытно, что компании «Мосавтостекло», которая разрабатывала светопрозрачные конструкции для этого здания, пришлось провести сложные инженерные изыскания, прежде чем удалось найти конструкцию стеклопакетов, которые не деформируются, будучи встроенными в сложную купольную систему. Дело в том, что в разных точках сферической поверхности разная температура обогрева. И температурный режим пришлось рассчитывать буквально для каждого стеклопакета.
— Еще одно интересное решение, которое было использовано в этом проекте, — фасадные панели с шелкотрафаретной печатью, — рассказывает автор проекта, архитектор Филипп Никандров (ЗАО «Горпроект»). — На них с помощью специальной печати по стеклу воспроизведены спирали времени.
Генподрядчик старается сэкономить на фасаде и в результате портит проект
Очень много занимается архитектурным стеклом бюро SPEECH. Здесь есть даже специальная группа проектировщиков фасадов. Результаты, как говорится, налицо.
Многие из проектов бюро имеют неповторимое решение «в стекле». Для Дворца водных видов спорта в Казани, например, применялась уникальная методика: фотографировалась водная гладь, которая потом масштабировалась на фасад. В результате тот заиграл бликами, отпечатанными в хорошем качестве на стеклянной поверхности.
В другом проекте, на фронтоне здания Ледовой арены ВТБ, прослеживается тема льда, расчерченного коньками.
— Здесь мы использовали послойную печать и зеркальное стекло, — поясняет руководитель группы проектировщиков фасадов АБ SPEECH Сергей Попов. — Для объекта понадобилось изготовить 564 стеклопакета, и каждый из них — неповторим.
Еще одна интересная работа — реконструкция здания Третьяковской галереи. По проекту фасад должны украсить «картины» — светопрозрачные конструкции, на которых в специальной технике отпечатаны работы русских художников.
— Здесь проблема была в том, — продолжает Сергей Попов, — что тот, кто находится снаружи, не должен был видеть «начинку» Третьяковки, а те, кто находится в здании, — улицу. Долго экспериментировали, но решение в итоге нашли. Для проекта было выбрано специальное дымчатое стекло, служащее фоном для художественных полотен.
По мнению Сергея Попова, главная проблема в работе со светопрозрачными конструкциями — это точное следование проекту.
— Фасадники очень часто хотят сделать дешевле, уложиться в бюджет. Но как только такая компания начинает редуцировать проект, он начинает разрушаться, — сетует специалист. — Генподрядчик, как правило, почему-то старается сэкономить именно на фасаде, который составляет всего 10% от стоимости проекта.
Как сделать так, чтобы светопрозрачная конструкция не изменялась заказчиком и воплощалась так, как это задумал архитектор, — вот вопрос вопросов! На самом деле, уверен Сергей Попов, реализовать можно любой, даже самый замысловатый, проект из стекла. Было бы желание.
Проектировщик не должен забывать о «снеговых мешках» и ветровых нагрузках
Чтобы правильно спроектировать светопрозрачную конструкцию, нужно знать «тысячу и одно правило». Кстати, никаких нормативов, сводов правил по светопрозрачным конструкциям до сих пор не существует. Очень часто приходится прописывать техусловия для каждого конкретного случая.
— Смотрите: чтобы создать грамотную стеклянную оболочку многоэтажного здания в стиле хай-тек, нужно обладать данными о ветровых нагрузках в этом районе (а они могут доходить до 150 кг на 1 кв. м), об уровне шума на прилегающей улице, снеговых нагрузках, — говорит Сергей Румянцев, технический директор «Алкон Трейд Систем», к.т.н. — Архитектор иногда закладывает «снеговые мешки» — западни для снега внутри конструкции. И остекление должно выдерживать эти нагрузки
Учитываются также пулестойкость, взломостойкость и, конечно, огнестойкость. Стекла могут быть выпуклые и вогнутые. Угол наклона светопрозрачной конструкции, оказывается, искажает данные по огнестойкости. Все эти тонкости архитектору и проектировщику нужно знать и учитывать при проектировании.
Выдувное стекло незаменимо при реставрации
Работать со стеклом непросто, но оно имеет колоссальный декоративный потенциал.
В последнее время архитекторы вспомнили про выдувное стекло, которое изготавливается вручную по старинным технологиям. Качество такого стекла несколько уступает высокотехнологичному современному: в его «теле» можно заметить пузырьки, шероховатости. Но его слабость является и его силой: это стекло обладает выразительными художественными возможностями.
Выдувное стекло незаменимо при реставрации исторических зданий. К счастью, есть фирмы, которые до сих пор выпускают его в промышленных масштабах. С помощью такого выдувного стекла реставрировались, например, церковь Фрауенкирхе в Дрездене, Кельнский собор и пр.
Способов обработки декоративного стекла огромное количество: травление, фацетирование, пескоструйная обработка, техника алмазной грани, печать на стекле. И, надо сказать, на нынешнем форуме ArchGlass была представлена вся гамма таких обработок.
Свои работы в области художественного стекла показывали студенты-стекольщики из Строгановки. Восторги присутствующих вызвали также работы французского гостя — Ателье художественного стекла Бернара Пикте, которое делает уникальные зеркальные и стеклянные панели для дворцов и резиденций.
«Эволюция» — новая генерация зданий, трансформирующих поворот
Ну а «героем дня» на форуме в очередной раз стала башня «Эволюция» (Москва-Сити), которая успела получить все мыслимые и немыслимые премии и призы как лучший офис, лучшее высотное здание и т.д. В прошлом году она завоевала Гран-при конкурса «Стекло в архитектуре» и сегодня является «отягощенной» наградами архитектурной знаменитостью.
Проект очень сложный, в нем участвовало много компаний (архитектор проекта Филипп Никандров). Своей формой гиперболоида башня обязана холодногнутому стеклу. На объекте была применена уникальная система опалубки: 27 панелей одного типа и 27 панелей — другого.
«Эволюция» — это новая генерация зданий, трансформирующих поворот. В данном случае башня поворачивается на 150 градусов. При остеклении было использовано упрочненное стекло снаружи и закаленное — изнутри. Собирали стеклопакеты по системе «со штапиком», когда один пакет смещен относительно другого. Система холодногнутого стекла позволила использовать ржевские алюминиевые профили. Те зафиксировали изгиб без ущерба для прочностных характеристик стекла.
Кстати, башня стала своеобразным полигоном, на котором испытывались все новейшие стекольные технологии. После «Эволюции» они активно пошли «в народ». Сегодня используются многие наработки «Эволюции» — например, на строительстве высотного Лахта-центра в Санкт-Петербурге и т.д.
Елена МАЦЕЙКО
КСТАТИ
В рамках форума проходил очередной конкурс «Стекло в архитектуре». По его итогам состоялось вручение Национальной премии за лучший реализованный проект с применением стекла и светопрозрачных конструкций. Лауреатом Гран-при конкурса стал архитектор Ингмар Витвицкий, получивший награду за спортивно-развлекательный центр и яхт-клуб на острове Бычий в Санкт-Петербурге. Автор использовал все сильные стороны стекла. Объект получился легким, воздушным, с хорошими показателями по энергоэффективности. В структуру здания включены сосны, поэтому оно буквально сливается с природой.