Новая Москва: дворы без машин, страна без людей?

Правительство Москвы активно развивает вновь присоединенные территории. А нужно ли это делать?

Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Несмотря на кризис, столичные власти не снижают интенсивность освоения присоединенных к Москве территорий. Более того, планы столь грандиозны, что возникает невольное впечатление, что со временем именно на эти земли переместится основная часть столицы. По крайней мере, такой вывод можно сделать по итогам пресс-конференции руководителя Департамента развития новых территорий г. Москвы Владимира ЖИДКИНА. Он подвел итоги 2015 года и рассказал, как будет развиваться Новая Москва в ближайшие годы.

 

Кризис вносит коррективы

По замыслу московских чиновников, со временем тут появится еще один город-миллионер с населением в полтора миллиона человек и миллионом новых рабочих мест. До 2035 года будет проложено 700 км дорог, 45 км трасс метрополитена. К этому следует добавить возведение огромного количества недвижимости: только в 2016—2017 годах здесь построят 6,4 млн кв. м. На все это потребуется около 7 трлн руб. инвестиций.

Впрочем, Владимир Жидкин признает, что кризис все же вносит определенные коррективы в намеченные планы. Продажи жилья на территориях Новой Москвы упали почти в два раза, несмотря на то, что стоимость квадратного метра тут самая низкая во всей Большой Москве: в среднем 80 тыс. руб. за 1 кв. м.

Однако снижение спроса не должно отразиться на размерах ввода недвижимости. В 2016 году он будет равен показателю 2015 года — около 3 млн кв. м.

Важны не только количественные показатели, но и качественные характеристики застройки новых земель. А они существенно отличаются от того, как застраивается старая Москва. Большое значение придается фасадам: они должны радовать глаз. При этом не будет одинаковых объектов, каждый обретет свои индивидуальные особенности.

Новая Москва: дворы без машин, страна без людей?

 Но главная новизна в другом: дворы полностью освобождаются от машин. Предполагается, что в каждом из них будет пусть небольшой, но парк. 

— Главный принцип застройки Новой Москвы — создание комфортной среды обитания, — уверяет Владимир Жидкин. — Здесь ключевые драйверы развития территории — это транспортная инфраструктура, сохранение экологии. Ведь половина новых земель занято лесами.

 

Хватит ли денег

Сейчас наступает новый этап в развитии Новой Москвы. Одобрен генеральный план, который прошел публичные слушания. Создаются 20 территориальных планировочных единиц. На их основе и будет формироваться облик по сути нового города в составе Москвы.

Вопрос вопросов: хватит ли на все это планов громадье денег? Для этого проект Новой Москвы должен быть привлекателен для инвесторов. Тем более что установка сегодня такая — на 1 руб. государственных средств необходимо привлекать 3 руб. частных вложений. Чем же их завлечь?

По мнению руководителя Департамента развития новых территорий, существует три основных фактора, стимулирующих инвестиции. Например, в Новой Москве значительная часть земель принадлежит частным владельцам, в том числе крупным. И они заинтересованы в эффективном использовании этих участков. Ведь иначе придется платить высокие земельные налоги, не получая дохода со своих владений.

Новая Москва: дворы без машин, страна без людей?

Другой привлекательный фактор состоит в том, что правительство Москвы берет на себя основное бремя по формированию инфраструктуры. И одновременно с этим создает благоприятные условия для инвесторов, максимально облегчая им бюрократические препоны.

Третий фактор заключается в том, что даже в кризис здесь сохраняется интерес покупателей к жилью и к коммерческой недвижимости. 

 

Приятные исключения

Отдельная программа касается создания рабочих мест. Их должно появиться даже больше, чем требуется жителям Новой Москвы. И это не случайно: столичные власти надеются, что сюда поедут работать жители прилегающих спальных районов старой Москвы. Это частично изменит транспортные потоки: из центра они переместятся в новые районы.

Однако, отвечая на вопрос Строительства.RU, много ли на сегодня компаний, выражающих желание создавать свои производственные мощности в Новой Москве, Владимир Жидкин не без некоторой грусти признал, что из-за кризиса, а также в связи с политической обстановкой, известные российские и особенно зарубежные бренды не спешат приходить на новые московские земли.     

Правда, есть и приятные исключения. Например, активно развивается бизнес-парк «Комсити», где после завершения проекта будет создано 20 тыс. рабочих мест.  

Еще один набирающий силу проект — ФУД СИТИ. Это новый тип агрокластера в Москве, где поставщики и оптовые покупатели будут находить друг друга без участия посредников. На сегодня это самый большой оптово-продовольственный центр в России и во всей Европе, его площадь составляет 88 га.

В основе ФУД СИТИ лежит опыт мировых аналогов, таких как Rungis (Париж), Merca (Мадрид), Berliner Markt (Берлин), Central de Abastos (Мехико). Здесь предоставляется полный комплекс услуг: логистика, транспорт, мерчендайзинг и навигация.

После известных событий на овощной базе в Бирюлево, которые вскрыли неприглядную картину, царящую на столичных продовольственных оптовых рынках, ФУД СИТИ может стать принципиально иным оптовым торговым центром.

Но главным строительным проектом на ближайшие годы станет создание административно-делового центра в районе поселка Коммунарка. В основном он будет строиться на средства частных застройщиков. По словам Владимира Жидкина, уже сформировался пул из пяти инвесторов, готовые построить 1 млн кв. м недвижимости.

Для снижения общих затрат здесь будет применяться единая схема инженерной инфраструктуры, что позволит вдвое сократить расходы на эти цели.

 

Вопросы напоследок

Невооруженным глазом видно, что столичные власти явно ставят цель как можно скорей интегрировать Новую Москву в общемосковское пространство. Вот только возникают вопросы о полезности этого намерения. Понятно, что эти вопросы должны быть обращены даже не к руководителю Департамента развития новых территорий г. Москвы (сказано не в обиду Владимиру Федоровичу Жидкину, честно выполняющему порученную ему работу), а к более высоким инстанциям.

Первый вопрос — о целесообразности самого присоединения столь огромных территорий к Москве. Нужен ли нам еще один большой урбанистический центр? И кто в нем будет жить?

Нетрудно предположить, что туда переедут преимущественно жители из других российских регионов. Сегодня, несмотря на призывы федеральных властей двигаться на восток, процесс продолжается ровно в противоположном направлении. В итоге в стране стремительно пустеют огромные территории, а жители все больше концентрируются вокруг небольшого числа мегаполисов. И в первую очередь вокруг Москвы.

Таким образом, с реализацией проекта Новой Москвы в его нынешнем виде еще больше ускорится обезлюдение страны. И Россия очень быстро может превратиться во вторую Мексику, где из 122 млн человек 22, задыхаясь от смога, проживают в агломерации Большого Мехико — кстати, третьей в мире по численности. А остальные мечтают последовать их примеру, поскольку только там можно найти приличную работу, чтобы прокормить свои семьи. Нам это нужно?   

На обустройство Новой Москвы потратят огромные деньги. Уже сейчас бюджет проекта планируется в сумме в почти 7 трлн руб. И это — в условиях нарастающего дефицита региональных бюджетов. А ведь такие средства можно было бы направить на развитие регионов. 

Да, рано или поздно сюда придут производственные компании, здесь появятся промышленные предприятия. Но это означает только одно — что их не будет в других регионах России! Между тем в нашей гигантской стране подавляющее большинство регионов — депрессивные. Так не лучше ли постараться развивать их, а не Москву — и так самую благополучную территорию в Российской Федерации?   

Сегодня зарегистрированное население Москвы составляет свыше 12 млн человек. А по некоторым оценкам, в городе и ближайших пригородах уже проживает до 20 млн человек.

Так не настало ли время разгружать Белокаменную, а не увеличивать число ее жителей во вред всей остальной России?

Владимир ГУРВИЧ 

Фото js-invest.ru, stroi.mos.ru

Подробнее