Без федерального центра не отремонтировать фонтан в центре

От Советского Союза в наследство нам досталось большое число моногородов. После начала рыночных реформ многие из них оказались в сложной ситуации, они не вписались в новые реалии. И долгое время государство мало занималась этим вопросом. Но сегодня положение начало меняться, по крайней мере, в некоторых из таких поселений снова затеплилась жизнь. В том числе благодаря программе «Пять шагов благоустройства».

 

Зайти с другой стороны

В  течение длительного времени государство пытается как-то оживить в моногородах экономическую деятельность. Далеко не везде это сделать удается. Вот и возникла мысль попробовать изменить подход к решению этой проблемы. Не оставляя попыток перезапустить в таких поселениях экономический механизм, зайти и с другой стороны — активно заняться их благоустройством.

Член наблюдательного совета некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» Ирина Макиева говорит, что перед инициаторами проекта встал вопрос: как повышение качества городской среды влияет на экономическое состояние моногородов? Именно для решения этой задачи и была запущена   программа: «Пять шагов благоустройства», которая охватывает 319 таких поселений.

По словам  заместителя директора Департамента ЖКХ Минстроя России Марии Деруновой, за предстоящие 5 лет все моногорода должны приобрести благоустроенный вид. Однако пока не все губернаторы прониклись этой задачей. Хотя государство выделяет на эти цели средства, некоторые главы регионов пытаются найти им другое применение. Но если эти деньги не израсходованы на решение именно этих целей, то территории обязаны их вернуть обратно. При этом Минстрой оставляет за собой право искать и наказывать виновных в срыве этих проектов.

По мнению депутата Государственной Думы Дмитрия Исламова, главная задача благоустройства городской среды  в моногородах даже не создание новых рабочих мест. Необходимо, чтобы люди захотели жить в таких поселениях и массово не покидали их. Поэтому так важно вовлечение населения в реализацию подобных проектов. И помощь федерального центра очень важна, так как часто в муниципалитетах на это элементарно нет денег. Когда же они выделяются федералами, то и местные власти стараются их найти. В итоге удается привлечь гораздо большее финансирование, чем изначально предполагалось. Например, в Кузбассе, который является лидером страны по числу моногородов, вложения в сферу благоустройства в последнее время увеличились в несколько раз.

Экономика благоустройства

Вопрос, как заработать моногородам на благоустройстве, является для них очень актуальным. Партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов говорит, что правильно проведенное благоустройство дает  мультипликативный эффект. В США один доллар, вложенный в такой проект, приносит  75 центов смежникам.  В результате работ по благоустройству возникают новые экономические и финансовые цепочки, проявляется так называемый эффект локализации.

На втором этапе возникает эксплуатационный эффект объекта, в частности, заключение энергосервисных контрактов, направленных на экономию электроэнергии. Для городского бюджета это ведет к получению дополнительных налогов и сборов, согласно статистке, до 5%. Вокруг благоустроенных территорий стоимость недвижимости повышается, что также пополняет местную казну.

Проведенное благоустройство благоприятно сказывается и на других сторонах городской жизни. Доказано, снижается число ДТП, сокращается травматизм и преступность, в том числе за счет повышения освещенности улиц. Также уменьшается заболеваемость по причине улучшения микроклимата. Для моногородов все это очень важные вещи, так как городской средой таких поселения не занимались последние 30-40 лет, констатирует архитектор.    

Мы еще до конца не осознаем, насколько сильно хорошая городская среда влияет и на качество жизни, и на экономическое развитие. Один иностранный инвестор, когда его спросили, почему он решил вложить деньги в один моногород, ответил так: «Я изучил много мест, но тут мне понравилась набережная, вот и я сделал выбор в пользу этого города».

Благоустроенный город притягивает население, а это в свою очередь влияет на рост малого бизнеса, на строительство туристической инфраструктуры и инфраструктуры гостеприимства, ведет к росту торговли и услуг. А если все это есть в наличии, то туда приезжают и квалифицированные кадры.

Зарубежный опыт подтверждает эти выводы. В ФРГ свыше 80% населения живут в городах, которые насчитывают меньше 200 тыс. жителей. У нас в малых городах проживают 29%. Согласно программе развития моногородов до 2025 года, в них должно быть появиться  дополнительно 230 тыс. рабочих мест. Но если не создать благоприятную городскую среду, вряд ли удастся выполнить эти планы.

Качество городской среды невозможно измерить в точных показателях, гораздо важней другое – что происходит после того, как выполнен проект по благоустройству, говорит Александр Пузанов, Генеральный директор Фонда «Институт экономики города». Краткосрочный эффект более или менее понятен, а вот долгосрочный — это сложнее. Его следует рассматривать, исходя из влияния благоустройства на все аспекты городской жизни в длительной перспективе. В Англии оценка проектов по улучшению городской среды дается через 9 лет.

Программа полезная — нужна ли?

Программа «Пять шагов благоустройства» завершается в марте 2018 года. Понятно, что закрыть всю проблематику она не в состоянии. Но, по словам Марии Деруновой, произошел определенный качественный сдвиг. До появления этой программы люди крайне негативно реагировали на состояние своей городской среды. А теперь, когда приезжаешь в моногород, где проведены работы по благоустройству, они говорят «спасибо».

Программа: «Пять шагов благоустройства», конечно, делает свое полезное дело, приводит  моногорода в человеческий вид. Но гораздо лучше, если бы вместо одной специальной программы благоустройство велось в значительно больших масштабах. Ведь такие проекты входят в обязанность местной власти, и они должны производиться ею самостоятельно, без согласия и участия центра. Не его задача — заниматься ремонтом скверов, сооружением фонтанов и детских площадок.

Но беда в том, что у большинства муниципалитетов нет на такие проекты средств. Сначала федеральная власть собирает их в свои закрома, а затем через разные программы отщипывает какую-то часть регионам. Пока у нас не изменится схема финансовых потоков, пока не прекратится практика стягивания их в центр, кардинально проблему моногородов мы не решим. Как, впрочем, и многие другие.

Владимир ГУРВИЧ

Подробнее