Круто быть блогером, рэпером или "айтишником", но автомехаником, поверьте, круче!

Почему участники Национального чемпионата WorldSkills Russia в компетенции «Обслуживание тяжелой техники» считают, что ремонтировать экскаваторы и грейдеры – крутая профессия

…Во вторник, 8 сентября, на территории технического центра дилера компании Volvo «Ферронордик» в Павловском Посаде царило необычное оживление. Всюду мелькали фирменные ярко-зеленые «вольвовские» жилеты. То и дело подъезжала строительная техника. Журналисты держали наготове диктофоны, стрекотали фото- и телекамеры. В этот день здесь проходил финал Национального чемпионата профессионального мастерства Worldskills Russia в компетенции «Обслуживание тяжелой техники». 

Сложность работы с тяжелой техникой – в ее колоссальном разнообразии

Центром всеобщего внимания стала площадка, на которой расположились «испытуемые» — экскаваторы компании Volvo, в которые был инкорпорирован специальный пакет неисправностей. Молодым профессионалам – учащимся профессионально-технических колледжей страны – предстояло их найти и устранить. Причем — в ударные сроки – на все про все отводился час. Каждое движение молодых автомехаников фиксировали камеры, установленные прямо на площадке.

…Вот представитель команды WorldSkills из Татарстана Айнур Каюмов внимательно прислушивается к малейшим изменениям в шуме двигателя, попутно замеряя манометром давление в системе. Ему ассистирует инструктор. Затем участник, вооружившись листами технической документации, сверяется со своими догадками. Наконец, приняв решение, направляется к коробу с инструментами, где есть все необходимое для устранения неисправности.

  Конкурсант в компетенции «Обслуживание тяжелой техники» — за работой

У участника-конкурента – то же самое задание. Конкурс выявит, кто из них справится со сложным ремонтом, использовав время наиболее эффективно.

Экскаваторы Volvo, превратившиеся ненадолго в «ремонтные мини-полигоны», кажутся экзотическими животными, которым оказывают помощь и лечение.

— …Сегодняшнее конкурсное задание сформировано в соответствии с тем перечнем, который обычно выполняют механики на станциях ТО, — рассказывает «Строительство.RU» менеджер компетенции «Обслуживание тяжелой техники» со стороны Чемпионата WorldSkills Николай Ларионов. – В наш конкурсный пакет включены разные модули. Есть, например, модуль, связанный с ремонтом механических узлов и агрегатов строительной машины. Имеется модуль, предполагающий устранение неисправностей в электрических, гидравлических, электронных системах, системах хода. Соответственно, участнику соревнования необходимо, как полноценному механику из технического центра, произвести диагностику техники, ее настройку и регулировку — чтобы по окончании задания она была в нормальном работоспособном состоянии.

Менеджер компетенции «Обслуживание тяжелой техники» Чемпионата WorldSkills Russia Николай Ларионов (справа) дает интервью журналистам 

Оценивается задание по нескольким критериям. Учитывается соблюдение техники безопасности, умение пользоваться технической документацией, то, какую логическую последовательность выбирает участник при работе.

— Есть ли какая-то специфика ремонта именно тяжелой техники? – интересуемся у Николая.

— Безусловно. Основная специфика здесь – умение автомеханика работать с гидравлическими системами.  Они здесь максимально развиты (в другой технике – легковой и грузовой – они встречаются в разы реже, кроме того, там эти системы проще). Ну и, безусловно, сложность может представлять разнообразие тяжелых машин. Механик, по идее, должен знать всю линейку: грейдеры, автоукладчики, катки, бульдозеры, коммунальную мини-технику и так далее.

  Соревнующимся важно хорошо разбираться во всем многообразии строительных машин

Перед соревнованиями конкурсанты прошли серьезную подготовку.

— Тренинги были очень жесткими, — рассказывает участник финала, учащийся Московского автодорожного колледжа им. Николаева Андрей Поваляев. — Строгий режим, подъем в шесть утра. Изучение техники, работа на машинах. Надо было привыкнуть к нагрузкам, чтобы к чемпионату быть в хорошей физической и профессиональной форме.

Андрей признался: участвует в соревнованиях потому, что хотел попробовать свои силы, хотел доказать, что способен на что-то большее.

Айнур Каюмов (технический колледж им. Паташова, Набережные Челны, Татарстан) рассказал, что, начиная обучение, выбирал специализацию по тяжелой технике намеренно, но и с легковой техникой «на ты»:

-…У меня своя машина. Если что-то сломается, могу спокойно починить, — говорит Айнур.

 

Экскаватор за сотни тысяч долларов молотком и кувалдой не отремонтируешь

Партнером соревнований в компетенции «Обслуживание тяжелой техники» на этот раз снова стала компания Volvo. Надо сказать, что Volvo Construction Equipment поддерживает движение WorldSkills уже не первый год. Компания была главным партнером Мирового чемпионата WorldSkills, который проходил в прошлом году в Казани. Регулярно проводит обучающие тренинги для молодых представителей рабочих профессий.

О том, почему Volvo активно поддерживает именно молодых профессионалов отрасли, мы спросили у генерального директора Volvo Construction Equipment в России и СНГ, председателя Комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ Андрея Комова.

—  Причин несколько. Во-первых, участники чемпионата — это перспективные молодые кадры, завтрашние операторы наших машин. И это наши завтрашние специалисты, которые будут строить дороги в России и возводить инфраструктуру. В недалеком прошлом у нас, как вы помните, существовала мода на экономистов и юристов. Потом престижно было быть блогером. Сегодня могу с уверенностью сказать, что формируется новая мода – на  рабочие профессии с интеллектуальным наполнением. Эти ребята, участники сегодняшнего чемпионата, они себя нашли. Они в этом возрасте уже занимаются серьезным мужским делом – ремонтом сложных машин. И это очень ценно и уважаемо. Наша задача – культивировать интерес к замечательным рабочим профессиям.

 Генеральный директор Volvo Construction Equipment в России и СНГ Андрей Комов

Техника в последние десятилетия ушла далеко вперед. Ее нужно понимать и в ней нужно разбираться. Например, на строительных машинах Volvo стоит супер-современная электроника. Программа, установленная на планшет, подскажет поломку, порекомендует, какой режим работы (для экскаватора, например) в данный момент оптимален. И специалист, который на такой технике работает – а тем более, тот, кто ее чинит – должен в этих системах разбираться досконально. Рабочий 21 века – это специалист, обладающий одновременно практическими навыками и инженерными знаниями.

Сегодня многие компании занялись обучением молодых еще и потому, что отсутствие подготовленных кадров для ремонта и управления такой сложной техникой, в каком-то смысле ограничивает прирост новых клиентов.

-…Как-то я разговаривал с одним из наших постоянных партнеров, — продолжает Андрей Комов, — И тот мне объясняет: «Ты знаешь, предложили интересный дорожный проект, но я его взять не могу. Готов купить технику — есть на это деньги, но нет  специалистов, которых я на эту технику посажу! Доверишь машину кому попало — угробят!» И клиента понять можно. Экскаватор сегодня стоит сотни тысяч долларов. И с помощью молотка и кувалды его уже не отремонтируешь. Да и управлять им должны квалифицированные кадры. На некоторых моделях Volvo, например, стоит несколько бортовых компьютеров. То есть, к рабочим профессиям сегодня предъявляются совершенно другие требования. 

   На некоторых моделях Volvo стоит несколько бортовых компьютеров

Похоже, недалек тот час, когда тяжелыми строительными машинами можно будет управлять дистанционно.

— Думаю, наступит время – и оно уже не за горами – когда, сидя в Химках, можно будет управлять экскаватором где-нибудь в Норильске, — мечтает вслух Андрей Комов. — Наши завтрашние операторы – это вчерашние геймеры. Те, кто играл на джойстиках в стрелялки, завтра будет управлять нашей техникой. Это будет круто, это должно быть круто. Поэтому мы всячески хотим этому способствовать.

 

«Мы готовим наших ребят к мировому первенству»

— Как вы оцениваете подготовку участников? – спросили мы по окончании очередного соревновательного модуля у старшего технического специалиста «Volvo Восток», регион СНГ, международного эксперта WorldSkills Russia по компетенции «Обслуживание тяжелой техники» Александра Штина.

— Есть сильные участники, которые хорошо показывают себя. Сейчас сложно сказать, кто лидер, а кто нет, потому что не все модули еще закончены (разговор состоялся до объявления победителей — прим. авт.).

 Команда участников Национального чемпионата WorldSkills в компетенции «Обслуживание тяжелой техники»

— Что на ваш взгляд является решающим для достижения хороших результатов в этой компетенции? Подготовка, опыт, талант?

— Тут много факторов. Отчасти, это может быть и везение. Участник сразу угадал, что надо идти в этом направлении. Отчасти это опыт. Отчасти, естественно, подготовка. А талант…Эти ребята изначально талантливые. Они уже почувствовали свое призвание, раз пошли в эту сферу. Тех, кто умеет работать в гараже, сразу видно: по тому, как они работают с инструментом, с какой уверенностью подходят к машине.

 К выполнению профессиональных задач — готовы

— Как может сложиться судьба победителей чемпионата в дальнейшем?

— Ну, кроме того, что ребята подтвердят свой профессионализм и смогут рассчитывать на хорошую работу, они еще имеют шанс поучаствовать в мировых чемпионатах…Мы стараемся интерпретировать задания с международных конкурсов для российских чемпионатов. Это делается специально, чтобы те, кто хорошо выступает и попадет на международный уровень, не растерялись. Национальный чемпионат – это такой «большой отборочный тур» для попадания в сборную. Бывают случаи, когда молодой человек, участник, не добирает по результатам. Но у него есть хороший потенциал. И мы его берем в сборную и растим из него будущего чемпиона Европы или даже мира. Попасть в команду крутых профессионалов — это для наших ребят тоже большой стимул.

Елена МАЦЕЙКО

P.S. На днях стали известны победители чемпионата WorldSkills в компетенции «Обслуживание тяжелой техники. Золотую медаль в компетенции завоевал Айнур Каюмов из республики Татарстан. Обладателем серебряной награды стал Андрей Поваляев из Москвы. Двумя бронзовыми медалями были отмечены Дмитрий Доронин из Кемеровской области и Денис Давыдов из Подмосковья.

Подробнее