Для кого принаряжается Москва?

Специалисты международной консалтинговой компании BCG провели исследование о развитии комфортной городской среды в Москве и ведущих городах мира. Выяснилось, что столица уже к 2025-му году может стать одним из самых приятных мест для жизни — только вот для кого?

По словам Константина Полунина, главы экспертной практики BCG по работе с госсектором в России, в условиях наростающей мировой урбанизации Москве необходимо сохранить темп изменений для того, чтобы на равных конкурировать за высококвалифицированные кадры, которые могут выбирать между наиболее привлекательными мировыми центрами.

По данным BCG, за последние семь лет столица вышла на второе место в мире парковым площадям, уступая в этом лишь Гонконгу. В городе насчитывается 500 парков. Москва входит в пятерку самых освещенных городов мира, и самых спортивных: протяженность пешеходных улиц составляет 320 км, велодорожек 230 км, что не меньше, чем в Токио.

В результате, основываясь на данных анализа социальных сетей и геолокации, специалисты BCG установили: на благоустроенных улицах в три раза выросло число пешеходов, каждый третий москвич начал заниматься спортом, более чем на порядок возрос спрос на велотранспорт. Треть москвичей считают, что живут в чистом и безопасном городе — такая оценка существенно выше, чем, например, у парижан.

Показательным примером в деле поддержания комфортной городской среды явилась работа городских служб в период Чемпионата мира. По словам заммэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петра Бирюкова, в период ЧМ «невидимо» работали десятки тысяч коммунальщиков. Каждый день тротуары, плитка, а также дорожные покрытия мылись моющими средствами и шампунями.

— В пределах того же кремлевского кольца в обычные дни мы вывозили 2-3 грузовика бытового мусора. В первые послематчевые дни стали вывозить по 12 грузовиков, а уж в последнюю неделю эта цифра доходила до 20-30 грузовиков. Работники городских служб этот бытовой мусор вовремя собирали упаковывали, уносили. Соответствующие транспортные средства увозили. То есть, он нигде не скапливался.

В течение всего чемпионата работал ситуационно-аналитический центр, который в оперативном режиме «разруливал» непредвиденные ситуации. Например, фанзона на Воробьевых горах была рассчитана на 25 тыс. человек, а там бывало порой до 106-110 тыс. И приходилось решать вопросы с дополнительной установкой туалетов, уборкой, дополнительным увеличением подачи электрических мощностей. И все это решалось незаметно. Пока город отдыхал и веселился.

— К счастью, взаимодействие всех коммунальных служб у нас отработано, — заметил Петр Бирюков. – Мы проводим много городских мероприятий, по 7-8 фестивалей в год. Так что опыт есть. Кроме всего прочего, городские службы демонстрировали завидное дружелюбие по отношению к гостям, болельщикам. На вопрос о нанесенном болельщиками ущербе Петр Бирюков даже обиделся.

— Никаких великих ущербов, никаких излишних затрат иностранные гости нам не принесли. Спасибо им за это. Проведенная городскими службами титаническая работа позволила свести этот ущерб на нет. Гости вложили свои средства в туристические услуги, покупку товаров. Налоговые поступления. А самое главное, весь мир увидел сегодняшний уровень России. Возможность провести чемпионат в 11-ти городах — это не каждой стране по плечу. Даже ФИФА признала — чемпионат в России был одним из лучших.

Несмотря на то, что каждый второй инстранец готов рекомендовать Москву для посещения с туристической целью, другие исследования BCG свидетельствуют о том, что на рынке мировой трудовой миграции Москва все еще уступает городам более развитых стран — остальная Россия и подавно популярна главным образом лишь среди жителей ряда стран СНГ, включая Узбекистан, Казахстан, Киргизию и Республику Беларусь, а также Латвию.

Сегодня основным стимулом для эмиграции среди граждан из развитых стран является даже не увеличение материального дохода, а приобретение дополнительного трудового опыта — этот факт, учитывая наше технологическое отставание и общую стагнацию экономики, сводит верноятность привлечения иностранных специалистов практически на нет.

Вместе с этим, наблюдается дисбаланс между открытыми в Москве местами проведения досуга — и платежеспособностью москвичей. По словам Константина Полунина, для него удивительно, что горожане редко посещают районные театры и кафе… Однако, ведь это естественно в условиях, когда реальные доходы сокращаются даже у столичных жителей.

Возникает вопрос, для кого принаряжается Москва? Для паломников из Китая? Для состоятельных европейцев, эмигрирующих из-за наплыва беженцев со Старого Света? В любом случае, снова не для Сережки с Малой Бронной и Витьки с Моховой.

Елена МАЦЕЙКО и Петр ЛАРИН

Подробнее