DIY-рынок: цены в кризис росли даже при падении спроса

Какова была динамика развития DIY-рынка в России в кризисные годы

Нынешний кризис затронул все рынки, в том числе и DIY-рынок. Но если в начале кризиса все и у всех было явно плохо, то с течением времени ситуация выравнивалась, адаптировалась под потребительский спрос и экономические условия. О том, какова динамика развития DIY-рынка за период с конца 2014-го по 2017 год в России, рассказал «Строительству.RU» Антон Паремский, коммерческий директор компании «Внешторг».

 

Интервью о динамике рынка DIY с коммерческим директором компании ВнешторгАнтон, заставил ли кризис, начавшийся в 2014 году, измениться DIY-рынок? Какие самые разительные изменения вы бы отметили?

— 2015 год был сложным, оборот розничной торговли DIY&Household в долларах упал на 40 % и составил 24 млрд долл. И это падение происходило при значительном росте цен на большинство товаров, повлияло на это и снижение физических объемов производства, и снижение импорта отделочных материалов.

Безусловно, такое падение заставило измениться. Первое изменение, которое невозможно не заметить: очень сильно обострилась борьба за потребительский спрос между поставщиками. 

Второе изменение — рост закупочных цен, что сказалось на ценах в рознице. 

Третье изменение затронуло определенные секторы DIY-рынка. Дело в том, что весь рынок товаров для самостоятельного ремонта можно разделить на два сегмента: строительные и отделочные материалы. 

Строительные материалы в большинстве производятся в России, поэтому кризис отразился на этом сегменте в количестве потребления, а цены большому росту не подверглись. А вот рынок отделочных материалов очень сильно подорожал за счет роста курса валют. В результате здесь сильно обострилась конкурентная борьба, а потребительский спрос сместился в сторону класса эконом. 

Именно эти изменения спроса заставили многих производителей отделки вводить новые линейки более дешевых товаров. Сперва на рынок выходили более дешевые товары под уже действующим брендом, а потом стали выводиться новые эконом-линейки. Сделано это было для того, чтобы не ронять уровень качества основных марок перед потребителем. Товары по низким ценам вывели практически все производители.

 

А. Паремский: В 2016 году в России было закрыто 48 гипермаркетов DIY-рынка.

 

Если смотреть на положение российских девелоперов в 2015–2016 годах, то четко видна тенденция по изменению структуры ассортимента. Доля строительных и отделочных материалов сокращалась, так как российские компании проигрывали конкурентную борьбу международным сетям, особенно лидеру «Леруа Мерлен». А освободившееся место занимали товары для дома, сада, бани и т. д. Это расширение ассортимента позволило ретейлерам хоть как-то увеличить средний чек. Если проанализировать 40 крупнейших сетей DIY России с совокупной долей на рынке до 50 %, то 17 из них расширили свой ассортимент именно таким образом. 

2016 год стал первым с 2010 года, когда новых торговых точек DIY-рынка открылось на пять меньше, чем закрылось. В тот год с рынка ушло 48 объектов. Среди них были «Метрика», «Домоцентр» и ГК «Трест СКМ».

DIY-рынок: таблица изменения продаж крупнейших поставщиков строительных материалов

 

— За период с 2014-го по 2017-й какие товары пользовались максимальным спросом? Назовите топ-20 самых популярных товаров. 

— Выделить топ продаж сложно. В самом начале кризиса покупалось очень много отделочного материала. В тучные годы было куплено много квартир, а с наступлением кризиса люди решили эти квадратные метры сделать пригодными для жилья или сдачи в аренду. В тот период покупали буквально все, был ажиотажный спрос. Лидеров не было, так как, делая ремонт, нельзя что-то купить, а что-то не купить. Покупалось все сразу: клей, обои, линолеум и т. д. Скупался товар, необходимый для того, чтобы доделать квартиры в новостройках, так как каждый понимал, что потом это будет дороже.

Доля продаж крупнейших поставщиков строй материалов через сети DIY&Household

 

— Вы ответили лишь про начало кризиса, а какие товары покупались и покупаются после? 

— Сейчас также нет лидирующих товаров. Но если вначале основным спросом пользовались строительные материалы, которые нужны для первичного ремонта (стяжки, шпаклевки, цементные смеси и т. д.), так как ремонт массово делали в новых квартирах без отделки, то сейчас люди новостроек покупают меньше, а берут товары для ремонта своих квартир на вторичном рынке. Чаще всего это отделочные товары для косметического ремонта. По-прежнему покупается полный набор, необходимый для косметического ремонта.

Если говорить, про будущее, то INFOLine дает прогнозы, что в 2017 году рынок DIY вырастет на 1–2 %. Рост ожидается за счет отделочных материалов и товаров для сада и дома. Потребление же базовых строительных материалов будет падать, так как падают объемы строительства многоквартирных и индивидуальных домов и растет доля квартир, сдающихся в новостройках с отделкой.

 

А. Паремский: Для 40 % населения экономия стала образом жизни.

 

— Есть ли тенденция покупать менее качественный товар, но более дешевый по цене? Можно ли сказать, что для покупателя сегодня цена важнее бренда? 

— Этот тренд есть, и он очень важен. Люди смотрят на цены, сравнивают, причем сравнивают цены и в онлайн, и в офлайн-магазинах. Покупают обычно лишь то, что действительно необходимо. Часто строительные материалы покупаются частями. Спрос действительно сместился в сторону недорогих товаров, как брендированных, так и собственных торговых марок сетей.

Это смещение объяснимо. Реальные доходы населения упали. Подстраиваясь под экономические условия, люди стали экономить во всем, причем улучшение экономической ситуации и стабилизация рубля никак не отразились на уже выработанной привычке не тратить лишних денег. Для 40 % населения экономия стала образом жизни.

Структура рынка DIY в России

 

— Итак, доля товаров под собственной торговой маркой увеличилась. А кто именно вывел собственные марки за время кризиса? 

— Собственные торговые марки вывели практически все. Успешно сделала это сеть «Леруа Мерлен». Например, если смотреть на рынок электроинструментов, то с 2014 года они взяли долю этого сегмента в размере 15 %. Это очень большая доля для данного рынка, здесь и 3 % считается внушительной цифрой. В остальных сегментах эта торговая марка также успешно работает.

Если до 2014 года лишь единичные компании понимали плюсы собственной торговой марки, то сейчас все прекрасно понимают выгоду от этого. В первую очередь, таким шагом перетягивают к себе часть потребительского спроса, так как торговые марки, как правило, заводят в эконом-сегменте. Для потребительского же спроса сегодня ценность бренда нивелировалась, ему важна низкая цена. Это повсеместный и устойчивый тренд.

Динамика оборота розничной торговли строительных материалов в РФ

 

— Давайте поговорим о динамике цен DIY-рынка. Был ли спад, отвечающий ценовому запросу покупателей? Что в настоящий момент с ценами на этом рынке? 

— Спада цен не было. Цены на товары, завязанные на курсе валют, росли. Этот рост произошел скачкообразно, хотя сети старались его сдерживать за счет своих рублевых контрактов с поставщиками. Но остановить рост в условиях, когда валюта подорожала в два раза, нереально. После же этого резкого роста наступила ценовая стагнация.

Если говорить про рынок отделочных материалов, то на нем усилилась конкуренция, произошло замещение дорогих товаров более дешевыми, импортных — отечественными. При этом международные сети в настоящий момент чувствуют себя лучше отечественных, так как могут обеспечить для покупателей более привлекательные цены. 

Динамика зарабатной платы и денежных доходов населения с прогнозом на 2017 год

 

Если же рассматривать строительные материалы, производство которых не завязано на курсе валют, то резкого роста цен не было, хотя не было и падения. Ценник поднялся несущественно. Дело в том, что эти материалы низкомаржинальны сами по себе, поэтому производители не могут себе позволить снижать цены для стимулирования потребительского спроса. Например, если производители цемента снизят цену на 1 %, то потеряют 2 % от своей прибыли, но это никак не повлияет на покупательскую активность.

Динамика начислений заработной платы и среднедушевые доходы населения>

 

 

— Можно подробнее рассказать про меры, которые предпринимались для сдерживания роста цен? 

— Прежде всего, сети сдерживали рост цен своими рублевыми контрактами. За время этого кризиса многие поставщики разорились именно из-за невыгодных контрактов с сетями и высокой валютной закредитованности. 

Кроме того, многие сети, особенно европейские, сдерживали рост цен также за счет большого запаса товаров. Все сети перед новым сезоном держат большой запас основных товаров. 

В-третьих, была большая финансовая поддержка от материнской компании. Именно поэтому у очень больших сетей повышение цен произошло плавно.

График потребительских расходов и денежных доходов населения

 

— Антон, DIY-рынок зависим от рынка жилищного строительства очень сильно. Вы и сами это отмечали. Как на нем отразился и еще будет отражаться зародившийся в кризис тренд — сдавать новостройки с отделкой? 

— Приведу статистические данные от INFOLine. Крупномасштабные ремонты в 2016 году в нашей стране сократились более чем на 10 %, то есть значительно меньшее число людей строят индивидуальные дома и делают крупные ремонты в квартирах с нуля. Потребление же материалов для мелких отделочных работ падало менее активно.

 

— Скажите, эти тенденции, о которых вы рассказали, характерны лишь для DIY-рынка столичного региона или для региональных рынков также? Какие особенности есть в регионах? 

— Скорее наоборот. Эти тенденции больше характерны для регионов, чем для Москвы и Санкт-Петербурга. Для жителей наших двух столиц ремонт не является чем-то очень сложным и дорогим, доход в этих городах все же выше, чем в регионах. А вот чем меньший бюджет имеет регион, тем больше эти тренды для него характерны. Оборот розничной торговли DIY на душу населения в Московском регионе в 2016 году был самым высоким по стране.

Распределение населения по величине доходов

 

Хотелось бы также добавить, что в России много регионов, где преобладает индивидуальное домостроение. И в этих регионах заметен явный рост спроса на садовую технику: мотоблоки, культиваторы, газонокосилки. То есть спрос на товары общего DIY-рынка падает, а на эти продукты растет. 

Анализ сетей розничной торговли DIY в регионах показал, что в Северо-Западном федеральном округе насыщенность данными торговыми площадями хороша. Ниже среднего насыщенность по площадям наблюдается в Центральном регионе. Лучше всего обстоят дела в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В Москве еще есть потенциал для открытия новых магазинов с товарами DIY-рынка.

 

— А есть ли у вас статистика по возврату товара? И если есть, то как вы объясняете эти цифры? 

— Такой статистики нет, но с уверенностью могу сказать, что возврат не вырос: потребители обдуманно приобретают товары и тщательно считают до покупки, какие материалы и в каком количестве им требуются. В результате сейчас возвращают меньше, так как и покупают меньше.

 

Наталья Бухтиярова

Подробнее