Михаил Делягин: Утверждения Центробанка о позитивных сдвигах в экономике — дешевый пиар, не более

Почему известный экономист скептически оценивает решение руководства Центрального Банка снизить ключевую ставку на 0,5 процентных пункта

10 июня Совет директоров Банка России на своем заседании принял решение снизить ключевую ставку на 0,5 процентных пункта — до 10,5 процента.

 

Оптимистическая комедия

Как сообщает пресс-служба регулятора, принимая это решение, Совет директоров Банка России исходил из следующих факторов.

У руководства ЦБ «возросла уверенность в устойчивости позитивных тенденций в динамике инфляции». Темпы роста потребительских цен оказались ниже, чем прогнозировалось. Годовая инфляция стабилизировалась на уровне 7,3%, месячная инфляция с учетом сезонности в годовом выражении составляет около 5%. Инфляционные ожидания населения и бизнеса, по мнению Эльвиры Набиуллиной и ее подчиненных, продолжают снижаться.

К тому же ситуация на мировых товарных рынках складывалась более благоприятно, чем ожидалось, что внесло вклад в снижение инфляции через динамику курса рубля и цен на продовольствие.

Банк России снизил прогноз по инфляции на конец 2016 года до 5—6%. С учетом принятого решения и сохранения текущей направленности денежно-кредитной политики годовая инфляция составит менее 5% в мае 2017 года и достигнет целевого уровня 4% в конце 2017 года, прогнозирует регулятор.

В Центробанке считают, что позитивные тенденции в экономике не сопровождаются усилением инфляционного давления, мотивируя это тем, что данные о динамике ВВП в I квартале 2016 года и макроэкономические показатели за апрель «подтверждают повышение устойчивости российской экономики к колебаниям цен на нефть».

Продолжается развитие процессов импортозамещения и расширения несырьевого экспорта, наметились дополнительные зоны роста в промышленном производстве, радостно рапортует регулятор.

Однако при этом в ЦБ признают, что изменения в экономической динамике «имеют неоднородный характер по отраслям и регионам». В частности, «сохраняется отрицательная динамика инвестиций, наблюдается стагнация по довольно широкому кругу отраслей, в том числе в тех, которые традиционно были источниками роста российской экономики» (ау, строители!).

Тем не менее позитивные сдвиги в экономике приближают ее вхождение в фазу восстановления, убеждены оптимисты из ЦБ. Они ожидают квартального роста ВВП не позднее второго полугодия текущего года.

В дальнейшем прогнозируется увеличение ВВП на 1,3% в 2017 году и сохранение невысоких годовых темпов роста выпуска товаров и услуг в последующие годы. Этот прогноз сделан на основе достаточно консервативной оценки среднегодовой цены на нефть: около 40 долларов США за баррель в трехлетней перспективе.

Денежно-кредитные условия останутся умеренно жесткими, несмотря на их некоторое смягчение в связи со снижением дефицита ликвидности банковского сектора. Реальные процентные ставки в экономике (с учетом инфляционных ожиданий) «сохранятся на уровне, стимулирующем сбережения и обеспечивающем спрос на кредит, не приводящий к росту инфляционного давления», — так отвлеченно и наукообразно описывают господа из ЦБ весь нынешний ужас с кредитными ставками, безжалостной удавкой сдавивший реальный сектор.

Риски того, что инфляция не достигнет целевого уровня 4% в 2017 году, снизились, но остаются на повышенном уровне, полагают в Центробанке. Реализация этих рисков может стать причиной замедления процесса снижения инфляции.

Поэтому Банк России будет рассматривать возможность дальнейшего снижения ключевой ставки, оценивая инфляционные риски и соответствие динамики замедления инфляции прогнозной траектории.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 29 июля.

 

«Катастрофы не будет, но медленный спад продолжится»

Мы попросили прокомментировать решение ЦБ о снижении ключевой ставки известного экономиста Михаила ДЕЛЯГИНА.

— Михаил Геннадьевич, как этот шаг повлияет на экономику в целом и на ситуацию в строительном секторе в частности?

 — Никак не повлияет. Потому что стоимость банковского кредита на эти 0,5% не снизится. А если бы даже и снизилась, она все равно будет выше рентабельности основных видов бизнеса.

 

— Однако Центральный Банк увидел в экономике страны позитивные сдвиги и даже перечислил основные из них. Например, снизил свои прогнозы по инфляции до 5—6%.

—  Это все дешевый пиар, не более. Что касается инфляционных ожиданий, то все  наученные опытом ждут девальвации сразу же после выборов. И вот это — самое главное инфляционное ожидание.  

 

— То есть Вы не верите в то, что годовая инфляция составит менее 5% в мае 2017 года и достигнет целевого уровня 4% в конце 2017 года?

— Конечно, не верю! Извините, но это просто бред.

 

— А чего ждать строителям, которые берут кредиты?

— Если строители сегодня берут кредиты, то я не очень понимаю, как они собираются их отдавать.

 

— А насколько нужно, по Вашему мнению, снизить ставку, чтобы экономика в целом и строительная отрасль в частности, что называется,  вдохнули полной грудью и двинулись вперед?

— Для нормализации ситуации, прежде всего, нужно ограничить финансовые спекуляции, как это происходит в других нормальных странах с уровнем финансовой системы, примерно соответствующим нашему.

И вот тогда можно будет снизить до человеческого уровня в 2—3% ключевую ставку для обеспечения эффективных инвестиционных операций.

 

— Но при нынешнем руководстве Центрального Банка надеяться на это не приходится?

— Нет, конечно.

 

— Поэтому Ваш прогноз остается неутешительным?

— Да. Катастрофы не будет, но медленный спад продолжится.

 

— Что Вы в этой ситуации посоветуете строителям и производителям стройматериалов?

— А что я могу посоветовать? Коль нет спроса на продукцию, вы его ищете или вам нужно уходить с рынка. Но если у вас есть источник спроса, типа субсидированной государством ипотеки, как у крупных застройщиков, то тогда у вас все более-менее в порядке.

 

— А сужение строительного рынка в сторону «крупняка» — это, по-Вашему, нормальная тенденция?

— Ненормальной у нас является экономическая политика государства. А тенденция концентрации и сужения рынка носит вполне естественный характер.

 

А что думают строители и стройиндустрия?

Наталья СМИРНОВА, заместитель директора департамента продаж ГК «Гранель»:

— Столь незначительное снижение ключевой ставки большого влияния на рынок не окажет. Сейчас застройщики совместно с банками вырабатывают комплекс мер, чтобы потребитель почувствовал снижение нагрузки с точки зрения ипотеки, чтобы стимулировать спрос на жилье.

В то же время радует тот факт, что ЦБ ожидает квартальный рост ВВП не позднее второго полугодия и в дальнейшем прогнозирует рост ВВП на 1,3% в 2017 году. Это внушает оптимизм, хотя строительный рынок отреагирует на эти изменения, на мой взгляд, несколько позднее, чем другие отрасли.

 

Иван БОГАТОВ, генеральный директор ОАО «Главстрой Девелопмент»:

Снижение ключевой ставки ЦБ — безусловно, позитивный сигнал бизнесу. К сожалению, столь незначительный размер снижения не приведет к заметному эффекту для строительной отрасли, но мы с надеждой смотрим в ближайшее будущее. Деньги нужно возвращать в экономику!

 

Денис БОБКОВ, руководитель Аналитического центра девелоперской компании ОПИН:

— Это сигнал к снижению ставок по кредитам для застройщиков и шаг по пути к отказу от господдержки ипотечного кредитования. Сейчас «коммерческая ипотека» (то есть ипотека без господдержки) обходится примерно в 13—14%. Таким образом, при снижении ставки на 0,5%, такая ипотека будет составлять 12,5—13,5%, что уже близко к значениям ипотеки с господдержкой. Напомним, что до резкого повышения в декабре 2014 года ключевая ставка составляла 10,5% — а значит, текущее значение приближается к докризисным показателям.

В целом, это ожидаемая инициатива. Решение ЦБ позволит ускорить выход экономики из рецессии, что, в конечном счете, положительно скажется на покупательской способности населения и станет драйвером спроса на недвижимость.

 

Владимир ОВЧИНЦЕВ, генеральный директор компании «ВОЛМА»:

— Конечно, снижение ключевой ставки является хорошей новостью. Но считаю, что этого недостаточно для существенных изменений на рынке стройматериалов. Нужна комплексная поддержка со стороны государства.

 

Павел ТИМОШЕНКО: руководитель ипотечного центра ФСК «Лидер»:

— Снижение ключевой ставки, безусловно, позитивно отразится на рынке ипотеки и недвижимости в целом. Однако не стоит ждать равного снижения ставок по ипотечным кредитам. Дело в том, что на сегодняшний день многие банки работали на пределе рентабельности по ипотеке с государственной поддержкой только для того, чтобы войти в программу, продолжать выдавать новые кредиты и получать новых клиентов. А некоторые банки и вовсе работали без прибыли.

Снижение ипотечных ставок, на мой взгляд, произойдет в среднем на 0,25%.

Записал Андрей ЧЕРНАКОВ

Подробнее