Американские строители и транспортники бьют тревогу: инфраструктура страны на целые десятилетия отстает от требований времени. В чем причина?
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
Мы привыкли считать бесконечные, просторные скоростные шоссе и лихо закрученные мосты Америки почти недосягаемым примером для подражания. И, надо признать, десятилетиями так оно и было. А какова сегодня в США ситуация с транспортной инфраструктурой?
Все хорошо, прекрасная маркиза, или…
Опубликованные нынешней весной данные о состоянии строительной отрасли США на первый взгляд ничего, кроме восхищения, вызвать не могут. В самом деле, отрасль как будто просыпается после долгой спячки последних лет, вызванной кризисом. Так, к декабрю 2014 года расходы на строительство достигли максимальной на последние шесть лет суммы в $982 млрд (!).
Впервые с 2009 года прогресс коснулся и строительных проектов, финансируемых государством. Только за январь этого года в отрасли добавилось 39 тыс. рабочих мест, а всего за год — почти 308 тыс. Безработица дошла до рекордно низких за последние годы 9,8%, в то время как, например, в январе 2007 года она составляла 12,3%.
Казалось бы, все хорошо. Однако при более подробном изучении итогов 2014 года и первых месяцев года нынешнего нетрудно заметить, что прогресс в различных направлениях строительной отрасли распределяется весьма неравномерно. Например, строительство складских помещений выросло за год на 50%, многоквартирных жилых домов — на 34%, а строительство офисных и торговых зданий увеличилось соответственно на 24% и 16%.
Если же мы посмотрим на данные по инфраструктурным объектам, о которых и пойдет речь в этом обзоре, то здесь свидетельства прогресса вообще гораздо скромнее. Так, строительство портов и аэропортов «подросло» всего на 4,9%, а скоростных шоссе и дорог — на 4,1%. Возможно, этого достаточно, скажете вы. Нет, специалисты как раз уверены в обратном.
…пора бить в колокола?
Во множестве статей и выступлений политиков, экономистов, представителей экспертного сообщества инфраструктуру современной Америки называют «стареющей» и «дряхлеющей». Например, журнал «Форбс» цитирует слова вице-президента США Джо Байдена, произнесенные на одном из последних совещаний: «Как мы можем иметь экономику XXI века, имея инфраструктуру ХХ века?». В такое состояние она пришла в результате хронического недостатка финансирования. Как отмечает журнал «Экономист», доля ВВП, выделяемая на государственные инвестиции в эту сферу, за последние 50 лет неизменно сокращалась. По данным журнала, в настоящее время США тратят на развитие инфраструктуры столько же, сколько небольшая Швеция (!).
Министр транспорта США Энтони Фокс вообще считает, что «пора бить в колокола и готовиться к будущим проблемам». В своем недавнем докладе о состоянии американской инфраструктуры он напоминает, что общенациональная сеть скоростных шоссе была заложена еще 60 лет назад, при президенте Дуайте Эйзенхауэре, и давно уже требует серьезной модернизации. Особенно с учетом прогнозов о том, что население страны к 2045 году вырастет на 70 млн, а объем перевозимых грузов увеличится на 45%. Соответственно, значительно возрастет нагрузка на инфраструктуру.
Уже сейчас в самой развитой стране мира ощущается острая необходимость в строительстве новых транспортных артерий. А между тем выделяемых государством средств едва хватает для поддержания в более-менее удовлетворительном состоянии существующей инфраструктуры. Бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс называет такой объем инвестиций в инфраструктуру «бегом на месте». Но, возможно, даже эта оценка слишком оптимистична: по данным Министерства транспорта США, около четверти всех мостов страны нуждается в серьезном ремонте. Кроме того, требуется улучшить состояние примерно 65% американских дорог.
Неутешительные цифры и серьезные проблемы
По подсчетам специалистов Ассоциации инженеров-строителей США, в ближайшие пять лет в инфраструктурные проекты необходимо инвестировать $3,6 трлн — почти вдвое больше, чем тратится сейчас. Однако недостаток инвестиций — главная, но далеко не единственная проблема. Необходимо их правильно распределять, а также шире применять инновационные методы строительства с целью его удешевления и сокращения сроков введения в строй новых объектов инфраструктуры. И делать это нужно как можно скорее, призывает глава компании Caterpillar Дуг Оберхелман. При низких ценах на бензин и подешевевшем по сравнению с прошлым летом асфальте сейчас для этого — самое благоприятное время, считают представители бизнеса.
В прошлом году Национальная ассоциация промышленников США (NAM) провела опрос среди 400 топ-менеджеров компаний отрасли о современном состоянии инфраструктуры страны. Так вот, 70% опрошенных считают ее состояние «средним» или «плохим». 65% полагают, что инфраструктура в их регионе не способна отвечать нуждам развития экономики в ближайшие 10—15 лет и необходимо сделать все возможное для изменения такого положения. Проведенный годом ранее опрос среди руководителей компаний в области добычи нефти и газа показал: 87% считают, что устаревшая инфраструктура оказывает негативное влияние на их бизнес, а 10% прямо заявили, что это оборачивается серьезными проблемами для их бизнеса.
Болезненный удар по американскому самолюбию
Для американцев, привыкших быть во всем среди первых и лучших, настоящим шоком стала информация, оглашенная на последнем Мировом экономическом форуме. Выяснилось, что по инвестициям в транспортную инфраструктуру США находятся позади многих. При этом Америка «скатилась» с 7-го на 18-е место по качеству дорог и находится на 19-м месте по общему состоянию инфраструктуры — ниже таких, например, стран, как далеко не богатые Польша, Эстония, Венгрия, Словения или Греция.
Еще болезненнее для Америки проигрывать такому сопернику, как Китай, планомерно вкладывающему в развитие транспортной инфраструктуры — дорог, мостов, тоннелей — значительные суммы с долгосрочной перспективой. И дело не только в объемах инвестиций, но и в том, что Китай, Индия и некоторые другие страны Азии и Африки ведут активное строительство именно новых, современных объектов инфраструктуры, которые во многих случаях превосходят по дизайну, материалам и технологиям аналогичные американские, построенные 50—60 лет назад.
Оценив тяжелое положение в области транспортной инфраструктуры, которое может иметь серьезные последствия для будущего развития всей американской экономики, президент Барак Обама в январе нынешнего года озвучил план, согласно которому в развитие инфраструктуры планируется инвестировать внушительную сумму — $478 млрд.
Что представляет собой план Обамы по спасению транспортной инфраструктуры США? Где президент надеется найти средства на его воплощение? Каковы шансы поддержки этого плана американским Конгрессом, в котором сегодня большинство у республиканцев? И, наконец, как в результате таких действий изменится жизнь простых американцев? Об этом читайте в следующем номере нашего журнала.
Ирина ТОЛСТИКОВА, соб. корр. «Строительство.RU» в США