Лето — период отпусков для многих, но только не для дорожников. У них, наоборот, работа в самом разгаре. К сожалению, у многих этот «разгар» ассоциируется с постоянным перекрытием дорог и многокилометровыми пробками. Зачастую проезд по автобану, который ремонтируется сразу в нескольких местах, становится настоящим испытанием для автомобилиста. При этом, наверное, нет водителей, которые не хотели бы, чтобы все дороги соответствовали нормативным требованиям. Мы решили разобраться, по каким критериям определяются участки дорог для ремонта и капремонта в ближайшей перспективе, а какие оставляют на потом? Как составляется график ремонта федеральных трасc? Берутся ли в расчет соображения комфорта (по времени) для автомобилистов при проезде по тому или иному автобану? Ответы – в нашем материале.
Разные дороги — разное руководство
Федеральная дорожная сеть РФ насчитывает около 60 тысяч километров, основная часть которых находится под управлением федерального дорожного агентства «Росавтодор». Оставшимися 3722 километрами федеральной сети ведает Государственная компания «Автодор». За региональную сеть отвечают дорожные ведомства субъектов РФ – протяженность таких дорог составляет порядка 505 тыс. км. Местные дороги, или улично-дорожная сеть, находятся в управлении муниципалитетов или городских властей.
Всего в РФ существует примерно 1 542 тыс. километров дорог всех категорий. Определить собственника дороги совсем несложно: покилометровые столбики федеральной сети оборудованы табличками с надписью «Росавтодор». Региональная сеть — это тоже шоссе, но без вышеуказанных табличек: она представляет собой дороги внутри населенных пунктов или соединяет соседние регионы. Улично-дороржная сеть, как понятно из названия, охватывает дороги внутри населенных пунктов. Местными обычно являются дороги низкой технической категории между селами и прочими малонаселёнными пунктами. Соответственно, чтобы узнать, где и на каких дорогах планируются ремонтные работы, необходимо обращаться непосредственно к их собственникам. Эта информация всегда является открытой и в большинстве случаев собственники работ на своих сайтах или через СМИ информируют о сроках производства работ на вверенной им территории.
Как выбирают
Отремонтировать все сразу не получается. Поэтому дорожники всегда выбирают, какие участки ремонтировать в первую очередь. Обычно в начале весны специальная комиссия объезжает вверенные ей дороги и фиксирует, какие их участки и как сильно требуют ремонта. По результатам такой проверки формируется план производства работ.
Иногда активные местные жители пишут жалобы, и план работ формируется с учетом именно этих жалоб. Чем больше бывает жалоб на определенный участок сети, тем скорее приступают к его ремонту. Если жители одного двора будут активно писать письма в Префектуру с просьбой о ремонте, а жители другого будут просто ждать и ругаться на кухне, то скорее всего, отремонтируют тот, откуда поступают жалобы. Словом, для того, чтобы ускорить процесс, жителям нужно проявлять активность.
Про деньги
Их, как уже выше было сказано, на все не хватает. Дорожники вынуждены работать в рамках существующего бюджета. Именно поэтому нередко приходится сталкиваться с недовольством жителей по поводу того, что некоторые дороги долго не ремонтируются или недавно отремонтированные дороги вскоре начинают вновь требовать ремонта.
Разница между потребностью (тем, сколько надо средств для полного ремонта всей вверенной сети) и тем, сколько денег имеется в наличии, порой колоссальна. Так, например, в 2020 году, на содержания региональной дорожной сети было выделено 177.1 млрд. рублей, в то время как потребность составляла 415.4 млрд. рублей. На капремонт – 45 млрд. руб., а потребность составила 944.8 млрд руб. Поэтому обычно ремонтируют, в первую очередь, там, где это больше всего необходимо, и тем бюджетом, который выделен. В среднем, по стране в год на 1 км дороги выделяется 10 тысяч рублей.
Чтобы получить средства, дорожники выявляют участки, требующие ремонта. Составляют дорожную карту. Затем ведут подсчёт необходимых средств и направляют соответствующие письма с просьбой о выделении средств. Суммы этих средств указаны в соответствующих постановлениях. Например, стоимость ремонта федеральной сети регламентируется постановлением Правительства РФ №658 от 30.05.2017.
Не все так просто
Если бы все было так просто, то данная статья, наверное, была бы не актуальна. Собственники дорог, составляя финансовые обоснования требуемых для проведения ремонта дороги средств, почти некогда не получают деньги в полной мере. Обычно от запрашиваемой суммы дают не более половины. Поэтому отрасль при составлении таких документов руководствуется знаменитой пословицей: «Проси вдвое больше, получишь сколько надо». Минтранс срезает сумму запрашиваемых средств с формулировкой «денег не хватает» или «необходимо уложиться в выделенный бюджет». Поэтому сметы в письмах — с запросом о необходимом количестве денег — в 99% случаев являются «раздутыми».
Вместе с тем, деньги выделяют не по рыночным ценам сегодняшнего дня, а зачастую по устаревшим ценовым нормативам. В частности, по постановлению от 2017 года, которое составлялось в ценах тех лет. От этого и недоремонты или ремонты, произведенные по принципу «сделали настолько, насколько денег хватило».
Заплата на заплате
Нередко недоумение и недовольство автомобилистов вызывают одновременные ремонты соседних или параллельных трасс. Например, когда одновременно начинается ремонт и на участке федеральной трассы, и на соседней региональной, по которой можно было бы объехать место ремонта, но и там тоже ремонт. Из-за этого проезд становится совсем затруднительным. Такие «накладки» происходят из-за того, что у дорог разные собственники. Нетрудно догадаться, что у каждого из них существует собственный план-график производства работ. Дорожники худо-бедно контактируют между собой и такого стараются не допускать. Но издержки все же иногда случаются, обычно, когда и у тех, и у других «горят» сроки завершения.
Нужно учитывать и то, что масштабы одновременно производимых работ сильно зависят от продолжительности рабочего сезона. Так, если в Краснодарском крае эти работы можно смело растянуть на полгода (чтобы не было серьезных заторов, можно сначала отремонтировать участок в одном месте и только потом перейти работать на соседнею улицу), то в других регионах, где рабочий сезон длится всего несколько месяцев, необходимо успеть все завершить до дождей и снега. Там дорожники вынуждены одновременно производить весь запланированный объём работ.
Что нужно иметь в виду
Чтобы заторы по причине ремонтных работ не стали сюрпризом, информацию об их проведении можно получить, обратившись к собственнику дороги (такая информация должна быть на его сайте).
Чтобы ремонт пришел именно туда, где его больше всего ждут, необходимо кооперироваться с неравнодушными в данном вопросе гражданами и писать обращения на имя собственников дорог.
Сезон короткий — зимой такие работы производите нельзя. Поэтому относиться к заторам все же нужно с пониманием. Если дороги ремонтировать не будут, то они точно не станут идеальнее. Поэтому, лучше временно потерпеть «пробки», зато потом, в удовольствие, ездить по-хорошему, полностью соответствующему всем требованиям полотну.
Станислав ДОНИН