На развитие Республики Крым из федерального бюджета планируется направить огромные средства. Удастся ли строителям грамотно и эффективно их освоить?
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
Крым — неотъемлемая часть Российской Федерации. Причем часть, которую теперь придется основательно обустраивать. На развитие нового субъекта РФ из федерального бюджета направляются колоссальные средства. На что они идут, как осваиваются? Что в Крыму строится, реконструируется, модернизируется? Какие мощности стройиндустрии наращиваются? На эти вопросы мы попросили ответить министра строительства и архитектуры Республики Крым Сергея КOHOHOВА (на фото).
Что в приоритете
— Сергей Борисович, как известно, в текущем году из федерального бюджета РФ выделено 23 млрд руб. на развитие Крыма. Как предполагается освоить эти деньги? На что пойдет основная часть инвестиций?
— Напомню, что 11 августа 2014 года Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года». Опираясь на этот документ, мы теперь и работаем.
Все, что в этой программе запланировано, нацелено на главное: снять инфраструктурные ограничения в регионе — по воде, электричеству, инженерным коммуникациям и т.д. Только так мы сможем приступить к созданию мощного экономического потенциала на территории Республики Крым.
В программу заложено несколько основополагающих моментов, без которых сложно будет двигаться вперед. Это, в первую очередь, развитие энергетического комплекса Крыма, устранение сетевых ограничений, создание собственной генерации и обеспечение надежного и бесперебойного электроснабжения жителей республики.
Второй важный момент — развитие инженерной инфраструктуры и водообеспечения, которое включает мероприятия по водоснабжению, водоотведению, берегоукреплению, обеспечению обращения ТБО и т.д.
Третья наиважнейшая задача — модернизация всего транспортного комплекса. В первую очередь — строительство транспортного перехода через Керченский пролив. Реконструкция аэропортов Симферополь и Бельбек. Создание современных объектов портовой инфраструктуры. Обновление парка городского транспорта. Строительство и реконструкция автомобильных дорог, обеспечивающих транспортную доступность полуострова. Переформатирование существующих транспортных коридоров под пассажиро- и грузопоток, ориентированные на Российскую Федерацию. Обустройство пунктов пропуска через государственную границу РФ.
Конечно, ни в коем случае не должна остаться без внимания социальная сфера. Нам предстоит серьезная работа по реконструкции старых и строительству новых школ, больниц, социальных учреждений.
Параллельно будет формироваться промышленный комплекс. В большей степени — в формате индустриальных парков.
Ну и, безусловно, нельзя забывать о туристско-рекреационном кластере — мы же все-таки курортная республика! В Крыму будет создаваться новая туристическая и курортная инфраструктура.
Симферопольская ТЭЦ
С сырьем здесь все в порядке
— Как будет развиваться строительный комплекс Крыма? Появятся ли здесь новые предприятия по выпуску стройматериалов? Ваша оценка крымской сырьевой базы?
— Вот уже год, как Крымский полуостров — неотделимая часть Российской Федерации. В связи с этим на территории республики прогнозируется активное развитие строительной отрасли. В Крыму имеется собственная весьма богатая ресурсная база сырья, необходимого для производства строительных материалов: около 280 месторождений по 24 видам полезных ископаемых. В настоящее время в разработке находится 135 месторождений, еще 20 готовится к эксплуатации.
Среди большого разнообразия строительного минерального сырья по предназначению и практическому использованию выделяется более 10 групп. В качестве цементного сырья в Крыму используются мергель и суглинки, запасы которых в количестве 171,9 млн т сосредоточены в Бахчисарайском комплексном месторождении. Подробнее о нем я скажу ниже.
В качестве сырья для строительной керамики используются преимущественно глины, имеющие широкое распространение на полуострове. Учтены 4 месторождения с разведанными запасами, из которых глины кирпично-черепичной — 23,4 млн куб. м, глины аргиллитоподобной — 6,4 млн куб. м, суглинков — 3,2 млн куб. м. Эксплуатируются 3 месторождения — Марьинское, Керченское и Феодосийское. Добываемые глины используются для производства строительного кирпича.
Сырьем для производства строительного камня (бута, щебня, крошки, искусственного песка) являются карбонатные и изверженные горные породы. Карбонатные породы широко распространены. Учтено 24 месторождения известняка с разведанными запасами 122 млн куб. м и предварительно разведанными в количестве 25,6 млн куб. м. Изверженные горные породы представлены диоритами, диабазами, диабазовыми порфиритами и плагиогранитами, распространены они весьма ограниченно. Разведано 6 месторождений изверженных горных пород с общими запасами 33 млн куб. м. Кроме того, разведано одно месторождение песчаника на территории земель г. Судака. Всего в Крыму выявлено 31 месторождение строительного камня с общими запасами 180,6 млн куб. м. Разрабатывается 16 месторождений.
В строительстве широко применяются стеновые блоки и камни из горных пород — пильных известняков. Разведано 111 месторождений известняка, 44 из которых находится в эксплуатации и еще 8 подготавливается к промышленному освоению.
Сырьем для производства керамзита служат глинистые породы. Разведано 4 месторождения с общими запасами 28,5 млн куб. м. Они не разрабатываются.
Пески, пригодные для строительства, вне пляжей не имеют широкого распространения. Наибольший интерес имеют морские и озерные пески. Разведано 9 месторождений строительных песков, из них разрабатываются 4 месторождения.
Разведанные запасы песчано-гравийной смеси в количестве 3,5 млн куб. м сосредоточены в оз. Сасык-Сиваш.
Разведаны Экельджи-Элинское месторождение гипса с запасами 2,1 млн. т и два месторождения строительного мергеля: Барасханское с запасами 661 тыс. т и Феодосийское с запасами 861 тыс. т.
Сырьевую базу облицовочных материалов составляют 2 месторождения: Белинское (Ленинский район), представленное мшанковыми рифогенными известняками и Биюк-Янкойское (Симферопольский район) мраморовидных известняков. Запасы их значительны: около 3,55 млн куб. м. Месторождения не разрабатываются.
Цементная промышленность Крыма ориентируется на хорошо изученные мергели Бахчисарайского месторождения, отличающегося большой мощностью и однородностью состава. Бахчисарайский комбинат «Стройиндустрия» — крупнейший производитель цемента в Республике Крым. Он был построен в начале XX века на залежах мергеля, осадочной горной породы, которая является основным сырьем при производстве клинкера — главного компонента для выпуска цемента. Уникальные свойства бахчисарайского мергеля, добываемого в экологически чистых месторождениях, гарантируют безопасность при использовании продукции, что является одной из причин высокого спроса бахчисарайского цемента на рынке не только Крыма, России, но и стран ближнего зарубежья.
Некоторое время назад Совет министров Республики Крым и руководство предприятия «Ген Инвест» подписали Соглашение о реализации крупного инвестиционного проекта по строительству цементного завода в Керчи с объемом инвестиций около 1 млрд руб. Надеемся, что новый цементный завод сможет начать работу уже к концу 2015 года и будет выпускать до 1 млн т продукции ежегодно. Сначала предполагается использовать привозное сырье, а затем перейти на местное.
Замечу, что завод будет экологически чистым предприятием, что немаловажно для нашего курортного региона. Все оборудование приобретено в Италии, его установка начнется сразу же после подготовки производственной площадки. Собственником завода уже выкуплен Камыш-Бурунский порт, через который будет поставляться сырье и отгружаться продукция. Сейчас в порту ведутся дноуглубительные работы и ремонт гидротехнических сооружений.
20% крымской энергии дают солнце и ветер
— Как предполагается решить проблему нехватки энергетических ресурсов? Будут ли перевооружаться уже существующие энергетические мощности — Симферопольская ТЭЦ и др.?
— Ни для кого не секрет, что энергетика полуострова сегодня развита недостаточно. Оборудование на тепловых электростанциях сильно изношенное, морально устарело. Симферопольская ТЭЦ, о которой вы упомянули, это теплоэлектроцентраль, обеспечивающая лишь 30% общегородской потребности в тепловой энергии города Симферополя, а также поселки Грэсовский, Комсомольское, Аэрофлотский и частично Молодежное.
Тем не менее Симферопольская ТЭЦ на сегодня — главный резервно- аварийный источник электроэнергии на полуострове. Компания «КрымТЭЦ», владеющая тремя электростанциями на Крымском полуострове, планирует провести реконструкцию Симферопольской ТЭЦ, увеличив ее мощность с 90 до 420 мВт.
В то же время Крым может с полным на то основанием похвастать успехами в альтернативной энергетике! В последние годы на полуострове около 20% вырабатываемого электричества приходится на возобновляемые источники энергии. Главным образом это солнечные электростанции и ветрогенераторы. Однако альтернативная энергетика, хоть и развивается, но пока может покрыть лишь небольшую часть нужд жителей полуострова в электричестве.
— Чтобы справиться с растущими объемами строительства, в том числе и на объектах энергетического комплекса, предполагается рекрутировать на крымские стройки тысячи рабочих рук. Как будет решаться вопрос со строительными кадрами?
— Действительно, в связи со значительным увеличением объемов строительства нам пришлось всерьез заняться вопросами размещения привлекаемых на стройки Крыма трудовых ресурсов. Тут есть свои сложности. В частности, сейчас изучаем возможность восстановления недвижимого фонда, находящегося на балансе строительных предприятий, который может быть пригоден для временного размещения людей.
Где и по каким проектам будут строить
— Крым долгое время был, что называется, «в загоне». Украина мало занималась проблемами полуострова, за исключением дач для киевских чинуш и украинских олигархов в последние годы здесь почти ничего не строили. Не подрастеряли ли за это время крымчане свою кадровую базу? Есть ли, например, у вас квалифицированные проектировщики?
— Должен сказать, что до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на территории Республики Крым проектированием объектов капитального строительства занимались порядка 60 предприятий.
Сейчас, согласно требованиям Градостроительного кодекса РФ, большинство предприятий или уже вступили в саморегулируемые организации и получили соответствующие свидетельства о допуске к работам, либо проходят процедуру вступления в СРО. Так что без проектировщиков, думаю, не останемся.
— Какие крупные стройки заявлены в ближайшее время в Крыму?
— В 2015 году на территории Республики Крым планируется начало проектных работ по нескольким крупным строительным проектам, ответственным исполнителем по которым будет Министерство транспорта Республики Крым. Это строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь — Феодосия — Белогорск — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь. Еще одна автодорога пройдет по маршруту Феодосия — Судак — Алушта — Ялта — Севастополь.
Также запланировано строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив.
Если говорить об инженерной инфраструктуре, то здесь в первую очередь нужно упомянуть Кабельный переход через Керченский пролив (ответственный исполнитель — Министерство энергетики Республики Крым); реконструкцию тоннельного водовода Южного берега Крыма (2-я очередь); строительство I этапа водоводов от водозаборов до точек аварийного сброса в Северо-Крымский канал (ответственный исполнитель — Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым)
— В каком состоянии сейчас находятся работы по возведению Керченского моста?
— В феврале 2015 года ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга и Росавтодор подписали контракт на проектирование и строительство транспортного перехода через Керченский пролив стоимостью 228,3 млрд руб. Открыть движение по мосту в техническом режиме через пролив планируется в декабре 2018 года.
Сейчас идут подготовительные работы. Дорожники уже провели необходимые геодезические и геологические исследования, проанализировали сейсмоактивность в этом районе. Поисковики обследовали место будущего строительства на предмет наличия возможных воинских захоронений и снарядов времен Великой Отечественной войны. Составлен календарный план строительства.
Уже сегодня строители возводят технологический мост для доставки материалов и переноса инженерных коммуникаций с таманского берега на остров Тузла. Параллельно, в соответствии с госконтрактом, в Главгосэкспертизу РФ направлена проектная документация транспортных подходов к мосту со стороны Краснодарского края. Напомню, что 19-километровый мост через Керченский пролив будет возводиться параллельно со строительством транспортных и железнодорожных подходов к нему.
— Насколько известно из СМИ, в ближайшие годы планируется создать несколько крупных туристических кластеров в районах Сак, Евпатории, Коктебеля, Бахчисарая, озера Чокракское и поселка Оленевка. Какие еще туристические и курортные центры появятся в Крыму?
— Создание туристической инфраструктуры — действительно одна из первоочередных задач Крыма. Запланировано возведение инфраструктурных объектов, которые обеспечат полноценный отдых, оздоровление, лечение, экскурсионное обслуживание в шести туристско-рекреационных кластерах Республики Крым. Территориально такие кластеры будут концентрироваться вокруг Евпатории, Сак, Бахчисарая, Коктебеля, озера Чокракское и еще одной зоны под названием «Черноморская».
Программа по созданию туристско-рекреационных кластеров в Крыму будет реализовываться с 2015 по 2020 годы. Общий объем финансирования из федерального бюджета составит 28,167 млрд руб. Средства будут направлены на проведение работ по созданию сопутствующей инженерной инфраструктуры на территории каждого туристско-рекреационного центра. Предполагается также строительство туристических объектов за счет средств инвесторов.
Изучая российское законодательство
— Как в Крыму проходит вступление в саморегулируемые организации строителей? Какое количество строительных организаций уже ими охвачено?
— На территории Республики Крым созданы и успешно действуют две некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций: Ассоциация «Строители Крыма» и Ассоциация «Проектировщики Крыма». Обе организации прошли регистрацию в Ростехнадзоре и имеют право выдавать свидетельства о допуске к определенным видам работ. Любая другая СРО никак не ограничена в своих правах и имеет полное законное право работать на территории Республики Крым.
Приоритетные направления в деятельности ассоциаций — обеспечение строителей и проектировщиков Крыма рабочими местами, взаимодействие между членами СРО, наполнение бюджета Республики Крым, повышение качества проектных и строительных работ. Мы позаботились о том, чтобы сотрудникам компаний, которые являются членами СРО, был обеспечен профессиональный рост.
Обе ассоциации оказывают своим членам помощь в изучении законодательства Российской Федерации в сфере строительства и проектирования. На их базе работает учебный центр «Институт повышения квалификации», в преподавательский состав которого входят лучшие специалисты — как местные, так и из других регионов России.
— Как в отрасли планируют бороться с недобросовестными подрядчиками?
— На сайте Правительства Республики Крым размещен Перечень организаций, не выполнивших обязательства по договорам подряда, заключенным в 2014 году и связанным с капитальным строительством, ремонтными работами, реконструкцией и дорожным строительством (в том числе содержанием дорог), либо нарушивших сроки выполнения соответствующих работ или допустивших их некачественное выполнение. Так что теперь список нерадивых подрядчиков и бракоделов — у всех перед глазами, и, думаю, заказов у них сильно поубавится. А это, в свою очередь, заставит серьезно задуматься о качестве производимых работ.
— Как известно, 15-16 мая в Ялте прошел инвестиционно-строительный форум «Крым—2015». На нем присутствовал весь топ-менеджмент крымской строительной индустрии. Какие наболевшие вопросы обсуждались на форуме?
— В первую очередь были подведены итоги деятельности строительного комплекса Республики Крым за 2014 год. Обсуждалось внедрение новых технологий в строительстве и производстве стройматериалов, возможность развития региональных и международных связей. Выступили представители различных министерств, Союза строителей Республики Крым, директора крупнейших строительных организаций республики. Широко обсуждались темы инвестиционной привлекательности Крыма и Севастополя в рамках закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Думаю, ключевые принципы нашей деятельности на ближайшие три года мы определили.
Теперь нужно работать.
— Спасибо за интересное и подробное интервью, Сергей Борисович. Успехов и хороших заказов всем крымским строителям!
Беседу вела Елена МАЦЕЙКО