В Воронежской области началось строительство 122-километровой железнодорожной ветки в обход Украины, которая соединит станции Журавка и Миллерово
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
В Воронежской области началось строительство новой железнодорожной ветки в обход Украины. Участок с двумя электрифицированными путями соединит станции Журавка и Миллерово. Поезда будут следовать на юг исключительно по российской территории, не заезжая, как сейчас, в Украину. Длина ветки составит почти 122 км. Окончание строительства намечено на 2018 год.
Кратчайший путь из Москвы на Кавказ был проложен в советские годы — через Украину. До сих пор все российские поезда кавказского направления проезжают 26 км по Луганской области, дважды пересекая государственную границу. Проезжают без пограничного и таможенного контроля. Так что ни выйти из поезда, ни сесть в него тут нельзя. Хотя станция есть…
Пусть дальше, зато спокойнее
26 км железнодорожного пути находятся в ведении ОАО «РЖД». А вот земля, станция, оборудование, понятно, относятся к ведению Украины, что в нынешних условиях сильно усложняет жизнь нашим железнодорожникам. Когда-то РЖД хотела упорядочить отношения с соседями и заключить с ними договор аренды. Но украинское законодательство аренды железнодорожной инфраструктуры не предусматривает. В итоге договоренность об использовании станции и путевого имущества остается на уровне профессионального взаимопонимания железнодорожников двух стран. А если, не дай Бог, взаимопонимание вдруг окажется неполным? Как тогда поедем на юг?
Несколько лет назад сложившаяся ситуация даже обсуждалась в Интернете. Самые горячие головы выдвигали очень наивное с позиций сегодняшнего дня предложение: обменять этот кусочек украинской территории на такой же по размеру кусочек территории российской. И выставляли в подтверждение своих слов в Сети карту с указанием, где и что менять. Прокладывать еще одну железную дорогу, лишь бы обогнуть крошечный участок земли, многим казалось абсурдным.
Неразговорчивые дочки-матери
Предложение о строительстве пути в обход Украины впервые прозвучало семь лет назад. Его реализации, как часто бывает, препятствовала цена вопроса. Но сегодня, в условиях резко обострившихся не по нашей вине российско-украинских отношений, такое решение представляется единственно здравым.
Рассматривалось три варианта строительства новой железнодорожной ветки, из которых выбран самый короткий путь. Он пройдет от станции Журавка Воронежской области до станции Миллерово Ростовской области (крупный железнодорожный узел севернее Ростова-на Дону), где и вольется в действующую Северо-Кавказскую железную дорогу. Отрезок будет в четыре раза длиннее нынешнего. Но это искупается наличием понятных правил эксплуатации, и никакого пограничного и таможенного контроля, даже в перспективе…
Кроме двух электрифицированных линий в Воронежской области предстоит построить станции Зайцевку и Сергеевку. В Ростовской области будут обустроены еще четыре станции — Сохрановка, Кутейниково, Виноградовка, Колодези. Магистраль пересечет реку Белая Калитва, следовательно, нужен мост. Запланированы также автомобильные и пешеходные переходы.
Проект амбициозной стройки должен быть выполнен в текущем году. Головной проектировщик — институт «Юговосжелдорпроект» (Воронеж), который является филиалом «Росжелдорпроекта». К слову, в обеих организациях, и материнской и дочерней, от комментариев наотрез отказались.
Даешь пирамиду Хеопса!
Новая железнодорожная ветка настолько важна, что ее строительство начали, …не дожидаясь готового проекта. Строительство поручено Минобороны РФ. Для начала местность обследовали саперы: во время войны здесь шли тяжелые бои. А с апреля в районе Журавки четыре бригады железнодорожных войск уже ведут земляные работы.
По словам заместителя Министра обороны РФ Дмитрия Булгакова, к лету возможно привлечение еще одной бригады и организация двухсменной работы. В общей сложности на трассе будут задействованы 900 человек и 360 единиц тяжелой техники: бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, 12-тонные самосвалы КамАЗы.
Часть военнослужащих имеют опыт работы на БАМе. Конечно, природные условия Воронежской области далеки от сурового климата Дальнего Востока. Тем не менее, прибыв сюда 31 марта, военные приступили к работе почти на месяц позже. Шли дожди, и знаменитый воронежский чернозем развезло так, что машины в нем попросту увязли.
Главный инженер Юго-Восточной железной дороги Владимир Сараев считает, что на строительстве можно широко использовать местные материалы. В его ведении находятся завод «Спецжелезобетон» и хорошая ремонтная база.
Сейчас формируется насыпь под железнодорожное полотно. Оно проходит на расстоянии 5—125 км от границы. Предстоит выкопать в одном месте и переместить в другое 3,4 млн куб. м земли. Подсчитано, что из такого количества земли можно было бы сделать еще одну пирамиду Хеопса! Посреди поля пролегла широкая черная канава — это ложе насыпи, по-дорожному «корыто».
Насыпь должна быть закончена к концу года. А там и проект будет готов. После чего начнется укладка непосредственно железнодорожного пути — рельсов и шпал.
Заметим, не все специалисты уверены в том, что оправданно начинать без готового проекта строительство, как бы ни поджимало время. По мнению старшего научного сотрудника Института проблем транспорта РАН Петра Бобрика, вероятность переделок весьма высока. А переделки — это дополнительные деньги.
За ценой не постоим?
Кстати, о деньгах. На строительство ветки в обход Украины из федерального бюджета, по разным оценкам, выделяется от 55 до 66 млрд руб. Как подчеркнул вице- президент ОАО «РЖД» Олег Тони, это единственный железнодорожный объект, финансирование которого не сокращается в связи с кризисом. Но Правительство строго предупредило: больше объявленной суммы дано не будет. В текущем году намечено освоить 5 млрд руб. В следующем году — 18 млрд, в 2017-м — 31 млрд. руб.
Об экономической эффективности проекта у экономистов разные мнения. Например, генеральный директор исследовательского агентства InfraNews, независимый транспортный эксперт Алексей Безбородов считает, что там просто нечего будет возить в таких объемах, чтобы в обозримом будущем окупить затраты. Эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Татьяна Кулакова полагает, что окупаемость новой ветки — второй вопрос. Главное — ее геополитическое значение. И с этим, право, трудно спорить.
В РЖД существуют планы вовлечения в строительство Белгородской области. Перед Белгородом есть станция Прохоровка — та самая, где произошло крупнейшее танковое сражение в истории человечества. Предполагается, что от нее на восток будет проложена еще одна железнодорожная ветка, которая дойдет до Журавки.
Кроме того, в отраслевой прессе цитируются слова Олега Тони о том, что железнодорожную ветку в обход Украины можно считать первым этапом строительства скоростной магистрали в южном направлении, предусмотренной Программой развития скоростного и высокоскоростного движения. В любом случае, каким будет продолжение у этого проекта, покажет будущее.
Елена МАРТОВА
Фото tvc.ru, newstes.ru, rbc.ru