Почему президент Союза инженеров-сметчиков скептически оценивает действия Минстроя в преддверии Госсовета по строительству
На вопросы журнала отвечает президент Союза инженеров-сметчиков, директор департамента экспертно-аналитической работы и ценообразования в строительстве Ассоциации строителей России Павел ГОРЯЧКИН.
— Павел Владимирович, со времени нашего большого интервью о проблемах ценообразования в строительстве прошло более двух месяцев. А что происходит в сфере ценообразования сегодня, накануне Госсовета по строительству, который, несмотря на Ваши сомнения, судя по последней информации, все-таки пройдет в мае? Чего нам ожидать от этого форума?
— Я считаю, что мы, возможно, будем наблюдать имитацию деятельности и попытку превратить Госсовет в некое формальное совещание, обычную говорильню.
Ну, выступит на Госсовете министр Михаил Мень с большим докладом. Скажет, что у нас, мол, все OK, мы будем и дальше строить, субсидировать ипотеку, решим проблемы обманутых дольщиков, наведем порядок в СРО и пр.
Затем выступят несколько министров, губернаторов, расскажут про свои региональные проблемы: один — про ветхое аварийное жилье, другой — о проблемах капитального ремонта и т.д.
Под занавес участники совещания получат напутствие Президента и разойдутся по своим делам — готовиться к следующему Государственному Совету.
— То есть Вы не ждете от Госсовета по строительству революции?
— Да какие тут могут быть революции? Вы вообще можете вспомнить хоть один Госсовет, на котором была революция?
Давайте лучше задумаемся о другом. Например, для чего премьер-министр Дмитрий Медведев недавно внес предложения по проведению определенных административных изменений, а Президент Владимир Путин их одобрил?
Напомню, что там предлагается сместить акцент в работе правительственных структур, чтобы они уходили от всего этого формализма, который их захлестнул сегодня. Ведь чем в основном занимаются наши министерства и ведомства? Галочки ставят…
— …а должны развитием отрасли заниматься.
— Правильно! Поэтому нужно кардинально менять систему подхода и оценки, критериев работы министерств. Что, собственно, премьер и предложил, а глава государства одобрил. Речь идет об определенной реформе системы государственного управления.
Без этого мы вперед не двинемся, а будем и дальше языком болтать и деятельность имитировать. Сказки рассказывать о том, как у нас все хорошо,
Вот получит на Госсовете по строительству Минстрой напутствие Президента. Дальше оно облачится в поручения. И до следующего Госсовета министерства будут закрывать (подчеркну, не выполнять, а именно закрывать) эти поручения. Но «закрывать» и «выполнять» — это все-таки разные вещи.
Так вот, пока мы будем по-прежнему заниматься «закрытием поручений», ничего хорошего ожидать не приходится.
— На прошлой неделе Кабмин одобрил внесенный Минстроем законопроект, направленный на реформирование сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Одобрил, несмотря на то, что несколькими днями ранее Минэкономразвития высказало свое твердое «фи» по поводу этого документа, подготовив на него отрицательный отзыв. Ваш комментарий?
— После завершения заседания Правительства по этому вопросу министр строительства говорил журналистам о каких-то новых методах. Но в самом законопроекте нет никаких новых методов ценообразования в строительстве.
Вообще о чем идет речь? О том, что будет некий государственный реестр сметных нормативов. Но он и так у нас есть — только сегодня называется федеральным, а будет переименован в государственный.
Согласно законопроекту, все государственные стройки на всех уровнях, включая госкорпорации, унитарные и другие предприятия, где есть доля государства, обязаны определять стоимость только по государственным сметным нормативам. Но в этом тоже нет никакой новизны: и сейчас все стройки определяются на основании государственных сметных нормативов.
Законопроект упоминает некий мониторинг цен, но он и так ведется.
То есть, честно говоря, я вообще не вижу в этом документе никакой новизны и революции: это какое-то масло масляное, все это уже определено самим положением о Минстрое, они и без того всем этим занимаются. Для чего нужен еще какой-то закон?
У нас есть соответствующий 35-й МДС, есть СНиПы, глоссарий и пр. Зачем всеми этими поправками превращать Градостроительный кодекс в какой-то неудобоваримый многотомный документ?
— В чем же здесь смысл?
— А я вам скажу. Это и есть та самая деятельность, о которой я говорил. Вот мы приняли закон, сейчас внесем постановление Правительства о мониторинге цен на строительные ресурсы. Хотя и по этому вопросу также есть методические указания по определению сметной стоимости материалов…
Напомню, что Минстрой уже два года говорит о ресурсном методе. Как представитель Союза инженеров-сметчиков скажу: чего два года-то об одном и том же говорить? Давайте введем ресурсный метод прямо сейчас. Немедленно!
Давайте просчитаем все стройки ресурсным методом, начнем определять стоимость только на основе данных мониторинга цен, который будет вести Минстрой России. И вот тогда посмотрим, что произойдет в нашей стране.
Когда профильное ведомство делает подобные заявления, нужно просчитывать последствия этих заявлений и меру своей ответственности. А министрам экономического развития, финансов, руководителю ФАС и других ведомств тоже стоило бы призадуматься о том, куда мы придем в результате.
Я напомню, что сегодня при формировании ФАИН и адресных инвестиционных программ в регионах в России используются системы, основанные на неких усредненных индексированных показателях цен. Сам Минстрой ежеквартально выпускает индексы пересчета сметной стоимости, региональные администрации также в основном индексируют сметную стоимость.
При разработке этих индексов они стараются провести показатель по так называемой нижней границе стоимости. Эти расчеты мало кто видел, но, поверьте, я знаю, о чем говорю. И эти индексы являются неким инструментом сдерживания аппетитов подрядных организаций.
А теперь представим, что будет при открытых государственных сметных нормативах, о которых говорит Минстрой. Кроме того, что в них будет содержаться всякая ерунда, о которой я уже неоднократно говорил, начиная от пакли, гвоздей и шурупов, там будут цены, сформированные по данным поставщиков. Все открыто, все на виду. Здесь уже по нижней границе ничего не провести!
Это большая ответственность — заставлять строительные организации практически работать по этим декларированным ценам. Они же скажут: ребята, а почему вы, например, написали, что арматура стоит 23 тыс., когда она сейчас стоит 32 тыс. руб.?
— К слову, арматура, действительно, невероятно скакнула за последнее время: на 40% с начала года!..
— Я просто привел пример. Так вот, они спросят, откуда взялись эти цифры. А главное: кто будет нести ответственность за эти декларируемые цены?
Что касается нас, то мы-то, сметчики, только за. OK, давайте вводить ресурсный метод прямо сейчас. И тогда посмотрим, что будет.
— И что же будет?
— Я вас уверяю, что Правительство РФ, в первую очередь министры финансово-экономического блока, первыми скажут, что это приведет к раздуванию бюджета, обрушению лимита финансирования и пр. Вот чем это все обернется!
Думать надо о последствиях, прежде чем что-то декларировать. И когда регулятор такое заявляет, он должен понимать, что тем самым ведомство полностью берет на себя ответственность за траты государственных средств на капитальные вложения.
И здесь на подрядчика уже ничего не спишешь! Действительно, какие к нему претензии? Пожалуйста, вот градкодекс, вот государственные сметы и нормативы. И подрядчик должен строить по этим расценкам, которые фиксируют конкретную технологию работ. Вот цена на эти ресурсы, скажет подрядчик, поэтому деньги на стол, и весь разговор!
— Вы думаете, руководство Минстроя не просчитало все последствия своих предложений?
— Или не просчитало или, возможно, наоборот, просчитало — и поэтому говорит об этом уже два года, а реально на ресурсный метод не переходит. Тут есть над чем подумать.
Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ
ОТ РЕДАКЦИИ
Мнение автора не всегда совпадает с позицией редакции