«Стратегия 2035»: очередная притча про ишака и падишаха?

Чем хуже дела в стране, тем более масштабные документы, касающиеся ее развития, предлагает нам власть

В России приступили к созданию нового стратегического документа «Стратегия 2035» — плана стратегического развития государства на период с 2018 по 2035 год. По замыслу инициаторов этой идеи, новая концепция должна включать целый ряд важных разделов: полюсы роста, стратегическое планирование на федеральном уровне, пространственное и территориальное планирование, а также международное сотрудничество.

 

Одно не выполнили — начинаем другое

По словам статс-секретаря — заместителя министра экономического развития РФ Олега Фомичева (на фото), разработка новой Стратегии вызвана требованиями 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».  Работа завершится в 2017 году. А пока к концу текущего года должен появиться документ о стратегическом прогнозе на долгосрочный период. 

Олег Фомичев признает, что все предыдущие подобные стратегические планы оказались невыполненными. Это относится и к программе Грефа, и к Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Причем все эти документы создавались при активном участии Минэкономразвития. Поэтому, по словам замминистра, столь важно учесть предыдущий негативный опыт, преодолеть те барьеры, которые помешали и мешают реализовывать предшествующие разработки.

В этой связи, как считает президент Фонда «Центр стратегических разработок» Павел Кадочников (на фото), успех начинания будет во многом зависеть от того, насколько эффективно удастся наладить взаимодействие по вектору центр — регионы. Многие ключевые вопросы невозможно прописать без активного участия субъектов Федерации. Это касается в первую очередь таких сфер, как ЖКХ, инфраструктура, строительство.

Как поясняет статс-секретарь МЭРа, сама «Стратегия 2035» будет короткой. Это объясняется тем, что невозможно детально описать, что будет со страной через полтора десятка лет. Ее задачи — определить тренды и направления общего движения.

Следующим этапом стратегического планирования, который придется на 2017—2018 годы, станет разработка отраслевых стратегий с детальными планами действий. 

Помимо этого появится еще одна программа среднесрочного развития на 2018—2024 годы. Она тоже будет детальной, причем основной упор в ней планируется сделать на реализации плана на ближайшие два-три года, а на более поздний срок этот план уже будет выглядеть более расплывчато.   

Олег Фомичев подчеркивает, что характерная черта программы в том, что в отличие от советских планов в ней не будет никаких указаний для предприятий, чего и сколько следует выпускать. В документе будут прописаны направления госполитики, которые станут реализовываться через регулирование и другие рыночные инструменты.

 

Выйти из тупика

Директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Борис Жихаревич (на фото) отмечает, что реализация 172-ФЗ сталкивается с большими трудностями, которые вызваны необходимостью увязки и сбалансирования интересов всех регионов и муниципалитетов страны по приоритетам, целям, задачам, финансовым ресурсам. Получается, что следует разработать 85 региональных и 2300 муниципальных стратегий, и все они должны быть согласованы между собой!

Сложность выполнения этой задачи приводит в тупик. Чтобы выйти из него, необходимо наладить интенсивный диалог между всеми участниками процесса. Например, невозможно «разложить» рост ВВП на каждый муниципалитет — эта задача абсолютная нереальная, но ее можно решить путем создания единой экономико-математической модели. Поэтому согласованность всех планов больше является до определенной степени намерением, чем реальностью. Впрочем, последнее не означает, что проблема не решается в принципе.

Предлагается выделить 8 критериев согласования различных стратегий, которые позволяют соединить их в единый узел. Такой подход был проверен на примере нескольких областных центров и районных поселений. Результат в целом позитивный: согласованность оказалась достаточно высокой.

Важным инструментом подобного планирования служит рейтинг конкурентоспособности регионов, который определяется на протяжении последних лет. Территории конкурируют друг с другом и с мировыми полюсами экономического роста по семи основным факторам: за лучшие  институты, человеческий капитал, по линии  инфраструктуры, за инвестиции и инновации, за природные ресурсы и за финансы.

С помощью такого подхода 130 исходных показателей сводятся в несколько ранговых. Это позволяет определять лидеров российских регионов. Именно они вносят ключевой вклад в развитие страны. В данном случае идет спор между двумя концепциями: полюсоризованного и равного развития. И при подготовке «Стратегии 2035» этот диспут носит принципиальный характер.

Как отмечает Борис Жихаревич, основное развитие концентрируется в крупных городах, в агломерациях. Это та принципиальная позиция, которую следует учитывать при стратегическом планировании. 

 

А что со стройкомплексом?

Для России характерно большое различие региональных условий. Это относится к экономическим, политическим, географическим и климатическим компонентам. Данное обстоятельство делает особенно важным пространственно-территориальное планирование.

Директор Департамента стратегического и территориального планирования Министерства экономического развития РФ Елена Чугуевская (на фото) отмечает, что в этом разделе для обсуждения выносятся две концепции.

Первая — методические рекомендации по подготовке стратегий субъектов РФ, содержащие требования по пространственному развитию территорий. Здесь во многом происходит переформатирование подхода к региональному стратегированию.

Второй документ обобщает опыт мониторинга реализации стратегий федеральных округов. Это нужно для понимания пробелов, недостатков, но и плюсов, которые накоплены практикой стратегического планирования в стране.

Сама же главная концепция пространственного развития должна быть утверждена Правительством РФ в декабре 2016 года. Ее рабочий вариант уже подготовлен, но, по словам  Елены Чугуевской, это не означает, что в нее уже нельзя вносить изменения.

Новый вариант пространственно-территориального планирования  имеет большое значение для перспектив России. Напомним, что последний подобный документ был принят еще в 1996 году: это была схема расселения по территории России. В течение последних двух десятилетий этой темой с точки зрения стратегического развития практически не занимались.

В связи с разработкой документа по пространственно-территориальному развитию нас, естественно, не мог не заинтересовать вопрос, как это может повлиять на развитие стройкомплекса России.

По словам директора Департамента стратегического и территориального планирования МЭР, будет разработан целый ряд мероприятий, которые в той или иной степени коснутся стройкомплекса страны. Анализ расселения позволяет выделять агломерации и конурбации (конурбация — городская агломерация полицентрического типа, имеющая в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов или городских территорий) крупных городов. При этом надо определить особенности российских агломерации и конкурбаций, которые отличают их от подобных образований в Европе, Северной Америке и Азии.

В рамках стратегии пространственного планирования должны быть сформированы наиболее конкурентоспособные регионы. Для их создания возможно принятие специальных госпрограмм. Помимо этого необходимо провести типологизацию регионов с точки зрения их отраслевого развития, с тем чтобы увязать развитие территорий и отраслей.

Все эти факторы необходимо учитывать при долгосрочном планировании развития строительного комплекса.

 

Стратегия застоя

Мы изложили, так сказать, официальную позицию. Но очень трудно удержаться от некоторых комментариев.

Как видим, МЭР вновь готовит для России стратегическую программу — на этот раз рассчитанную аж до 2035 года. При этом министерство не смущает тот факт, что все предыдущие подобные планы не были реализованы. И хотя ответственные лица из ведомства Алексея Улюкаева уверяют, что причины прошлых неудач будут проанализированы, звучит это, прямо скажем, не очень убедительно.

Дело в том, что никакого анализа особого здесь и не требуется, а причины всех бед отечественной экономики давно и детально известны. Анализируй или не анализируй, но даже ребенку ясно, что МЭР кардинальным образом ничего изменить не в силах.

Неслучайно же программа замышляется до 2035 года. Чем больше срок — тем меньше конкретики и тем слабее ответственность за результат. Напомним, что в стране уже два года продолжается серьезный экономический кризис. И Минэкономразвития ничего не может с ним поделать. Ведомство напоминает врача, который стоит у кровати  безнадежного больного и лишь фиксирует заключительные страдания несчастного пациента. А сам г-н Улюкаев, получивший у коллег прозвище Почетный водолаз, в который уже раз сообщает о том, что дно кризиса пройдено и дальше все изменится к лучшему.

Но это, так сказать, для широких масс. А для избранных? На днях стало известно, что то же самое ведомство, что обещает нам почти через 20 лет процветание, подготовило документ, в котором прямо говорится, что стагнация в экономике продлится до… Угадайте с трех раз, до какого срока? Правильно! Именно до того же самого 2035 года.

Что же в таком случае нам предлагают? Программу стратегического застоя России? Но стратегические планы пишутся с прицелом на развитие, успешно стагнировать можно и без вороха никому не нужных бумаг.

Нет, мы совсем не против стратегических долгосрочных документов. Примеры Японии, Южной Кореи, Сингапура и целого ряда других стран доказывают их эффективность. Но подобные планы могут приносить пользу лишь в том случае, если их авторы знают, как справляться с текущими бедами. Но у нас другая традиция: чем хуже нынешнее положение, тем радужнее будущее нам предлагают.

Можно было бы спокойно отнестись к стратегическим играм наших чиновников, если бы они оплачивались не деньгами налогоплательщиков, то есть нашими с вами кровными рублями. Понимаете, о чем я? Сегодня государство рубит и секвестирует насущные социальные расходы, а взамен его представители предлагают нам… красивую картинку из будущего.

Как в народе называют такое явление, додумайте сами.

Владимир ГУРВИЧ      

 

Подробнее