Стоимость строительства автомобильных дорог состоит из множества различных показателей. Один из самых важных — цена щебня, без которого дорожное строительство невозможно. В последние несколько лет его стоимость значительно возросла, что закономерно вызвало обеспокоенность у представителей дорожно-строительной отрасли. В рамках недавно прошедшей в Санкт-Петербурге отраслевой конференции «Асфальтобетон 2022» состоялась оживленная дискуссия, посвященная положению дел в этом сегменте рынка.
Дорожники: РЖД пока не справляется с нужными объемами перевозки
Поставки щебня на объекты дорожного строительство идут тремя путями: водным, автомобильным и железнодорожным. Автодоставка обычно выбирается, когда расстояние до места назначения небольшое. Водная не везде возможна. Основная масса щебня перевозится по железной дороге.
ОАО «РЖД» не ведет отдельную статистику перевозок щебня. Он включен в статистические показатели по перевозке насыпных стройматериалов – а как мы знаем, 90% из них составляет щебень. Так, согласно общим данным, за 11 первых месяцев прошлого года было перевезено 117,6 млн. тонн насыпных материалов или 143 тысячи вагонов.
Необходимо напомнить, национальный проект БКАД (безопасные и качественные автомобильные дороги) предполагает ежегодное увеличение объёмов работ и, соответственно, увеличение поставок щебня. Потребность в этом материале в 2021 году, действительно, была выше, чем в 2020-м.
Сейчас уже можно констатировать: РЖД, с точки зрения перевозки, с нужными объёмами не справилась. Это можно объяснить на примере анализа работы РЖД за 10 первых месяцев прошлого года. Качественные показатели РЖД за 2021 год продемонстрировали отрицательную динамику по сравнению с 2020-м и 2019-м годами. Так, участковая скорость, в среднем, упала на 3.6%, техническая скорость понизилась на 1.5.%, следовательно, средняя скорость доставки упала на 5.4%. То есть, РЖД в прошлом году «ехала» хуже, чем в предыдущие два года.
Когда мы говорим о доставке щебня по железной дороге, то всегда встает вопрос наличия вагонов, а этот показатель неразрывно связан с качеством работы железнодорожного транспорта. Вагонов катастрофически не хватало! Вместе с дефицитом вагонов появилась проблема наличия необходимого числа локомотивов. В 2020 году был зафиксирован исторический минимум количества исправных локомотивов за всю историю измерения, которая ведется с 2014 года. Так в 2014 году, эксплуатируемый парк грузовых магистральных локомотивов составлял 8 003 единиц, а в 2020 он составил 6 500 единиц. Проблемы продолжались и в 2021-м, и в первом квартале нынешнего года.
Итак, подытожим проблемы доставки:
Во-первых, как уже было сказано, — это недостаточное количество исправных магистральных и маневровых локомотивов, ввиду недостаточной закупки новых или проблем с ремонтом существующих.
Во-вторых, многолетняя тенденция повышения общих отчетных показателей работы (КПЭ) ОАО «РЖД» за счет укрупнения групповых отправок и маршрутизации при снижении количества сортировочных станций и нескольких “волнах” сокращения рабочего персонала на местах – а именно, приёмосдатчиков, осмотрщиков вагонов и даже локомотивных бригад. Об этой проблеме потребители ж/д услуг уже не менее 5 лет говорят почти на всех отраслевых площадках. Но она не только не разрешилась, но, наоборот, в 2021 году «выстрелила» наиболее остро.
В-третьих, в прошлом году, из-за ценовой конъюнктуры, появился взрывной рост на экспорт угля и иных навалочных грузов. В итоге, большой спрос на экспортные перевозки превысил возможности перевозчика.
В-четвертых, сотрудники РЖД тоже болеют ковидом. И их штата порой не хватало.
Цена доставки: над ее повышением «потрудились» все
Все эти причины, естественно, привели к корректировке стоимости. Так, средняя стоимость ж/д доставки от Петрозаводска до Москвы сейчас составляет 2 305 рублей за тонну щебня. Для сравнения, в марте 2021 она составляла 1395 рублей, а летом 2020 года — 820 рублей. Конечно, в разных регионах стоимость ведет себя по-разному. Но основные тенденции совпадают.
С марта 2021 года начался дефицит вагонов. К июню были достигнуты пиковые цены 2018-го и 2019-го годов. В ноябре они выросли на 75%, а сегодня, в марте 2022 года, зафиксирован новый исторический рекорд. В плане конечной цены щебня на станции потребления, при перевозке из Петрозаводска до Москвы, цены следующие: в июне 2020 года они составляли 1537 рублей за тонну, в июне 2021 равнялись 2 097 рублей, а в марте 2022 уже составляют 3278 рублей за тонну.
Как известно, стоимость состоит из трех составляющих. Цена карьера, вагонная составляющая и тариф РЖД. Они тоже менялись. Так, «на карьере» в июне 2020 года за тонну щебня просили 787 рублей, в июне 2021 цена составляла 872 рубля, а в марте 2022-го она составляет 973 рубля.
Стоимость вагонной составляющей выросла более значимо. От 239 рублей в июне 2020-го года до 696 рублей в июне 2021-го и 1739 рублей в марте 2022 года. Тариф РЖД изменился не сильно: 511 рублей в июне 2020, далее 529 рублей ровно через год и 566 рублей — по состоянии на сегодня. Такова динамика и составляющие цены на щебень. Как видно дело не только в РЖД, цена, щебеня тоже выросла.
Что происходит со стоимостью самого материала
По итогам прошлого года цены на щебень поднялись еще и по причине роста себестоимости производства. Общий рост себестоимости по итогам прошлого года составил 24%. Стоимость запчастей, ремонта и сервисного обслуживания производственного оборудования выросла на 27%.
Необходимо отметить, что 70-80% стоимости оборудования на карьерах – валютная составляющая, так как большинство карьеров использует импортное оборудование. Цена затрат на него на начало текущего года составляла 27%. Сейчас, с нынешним курсом валюты, его стоимость даже страшно пересчитывать. Также поднялись затраты на дизельное топливо и электроэнергию — на 23%.
Но самая главная составляющая — это рост НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) на 1111.2%. Это произошло в связи с тем, что со второй половины прошлого года налоговая службы пытается во всей отрасли применить новую систему налогообложения. Для карьеров это означает рост ставки налогообложения. Если раньше НДПИ брался со стоимости строительного камня, то есть, взорванной горной массы, то сейчас налоговики начали считать, что раз карьеры добывают щебень, то и налог надо брать со стоимости щебня. Между тем, в зависимости от того, какие фракции и какую продукцию выпускает карьер, разница между стоимостью горной массы и готовой продукцией различается в 5, а иногда и в 10 раз. Соответственно, настолько же и растет налогообложение.
Хотя, налоговое законодательство с 2002 года в этой части не менялась, сейчас представители налоговых органов стали говорить, что все эти годы они неправильно считали. Мало этого, налоговая просит карьеры платить в 10 раз больше не с сегодняшнего дня, а еще и посчитать разницу за последние 4 года и доплатить ее. Поэтому 4 умножаем на 10 — получается рост в 40 раз и цифра в 1111,2 %!
Еще на 28% подорожал процесс складирования доставки и погрузки, и на 12% повысились затраты на выплату заработной платы.
Зимний завоз тоже не спас
Раньше можно было существенно сэкономить, закупая щебень зимой. Когда и он сам, и его доставка стоили значительно меньше. Но по итогам двух последних зим количество зимних заказов снизилось на 20,5%. Провал зимнего завоза произошел по следующем причинам:
В 2020-2021 годах произошли изменения в руководстве Министерства транспорта РФ и ФДА «Росавтодор» — тендеры на работы 2021 были разыграны позднее. Еще одна причина – неблагоприятные погодные условия зимой 2020-2021 годов. Подвела и уверенность большинства игроков рынка, что дешевые и доступные вагоны – это навсегда, и любой объем щебня можно завезти в начале сезона.
Что в сухом остатке
Основные проблемы ОАО «РЖД» носят системный характер и не могут быть решены в короткие сроки. Поэтому, если по внешнеполитическим причинам не произойдёт значительного спада объемов перевозок прочих массовых грузов, ж/д логистика останется основным ограничивающим фактором для обеспечения необходимого объема щебня в рамках целевых показателей Национальных проектов, — считают эксперты.
В этих условиях единственная рекомендация – максимально возможное использование водной доставки и перевозки насыпных грузов автотранспортом. Одновременно нужно участие дорожников в рабочих группах ОЖД, СвЖД и ЮУЖД с целью урегулирования работы ОАО «РЖД».
Чтобы не потерять показатели работы в сезоне 2023 года, нужно не провалить объемы поставок в «зимний завоз» 2022 – 2023 годов.
Понятно, что, учитывая введенные против РФ беспрецедентные санкции, нас ждет жизнь в иной реальности. Очень сложно будет определить объёмы планируемых дорожных работ в грядущем рабочем сезоне. В том числе, спрогнозировать потребности в щебне. Сколько карьеры смогу его производить, с учетом того, что не менее 70%карьерного оборудования — импортное.
Даже если предположить, что техника будет китайской, ее закупка все равно будет происходить за доллары или юани. А контейнеры с запчастями и расходниками по всей цепочке поставок из-за границы сейчас «встали». Сколько времени займет поиск альтернативных путей доставки, пока неизвестно.
Какие карьеры будут вынуждены из-за нехватки запчастей остановить работу, а какие смогут ее продолжить? Сколько будут стоить запчасти, и какой будет их доставка? Сейчас это вопросы без ответов. Многое будет зависеть от возможностей РЖД, объёмов погрузок в других отраслях, в частности, в угольной.
А нам остается все-таки смотреть вперед с оптимизмом, не смотря ни на что. И находить возможности ухода от валютной составляющей. А ответы на поставленные вопросы мы постараемся найти в следующих материалах. Естественно, поможет нам в этом сама жизнь.
Станислав ДОНИН