Почему у одних девелоперов объемы продаж падают, а у других, наоборот, выросли, рассказал глава Urban Group
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
На вопросы журнала отвечает президент Ассоциации застройщиков Московской области, генеральный директор Urban Group Андрей ПУЧКОВ.
— Андрей Викторович, в 2014 году в России установлен рекорд по объемам строительства жилья. Однако нынешний год обещает быть очень непростым, в том числе в таком хорошо знакомом Вам регионе, как Московская область. Ваши прогнозы?
— Как известно, в 2014 году в России было построено 83 млн кв. м жилья, из этого объема около 10% введено в Московской области.
В этом году в Подмосковье, по нашим оценкам, будет введено около 7 млн кв. м жилья, то есть на 11% меньше, чем в прошлом году. Причем в общем объеме введенного жилья порядка 70% составят многоквартирные дома, и около 30% — индивидуальные.
— Как кризис отразился на деятельности вашей компании? Какие коррективы внесены в связи с этим в стратегию ее развития?
— Экономический кризис очень сильно повлиял не только на объемы, но и на структуру спроса. Из-за кризиса изменились предпочтения людей. Сегодня люди уже не в состоянии приобретать квартиры в Москве, поэтому многие обратили свой взор на Подмосковье, где пока можно за нормальные деньги купить дом или квартиру.
Однако жилья в Подмосковье, которое бы отвечало требованиям московского покупателя, не так много. Именно по этой причине у одних девелоперов объемы продаж снизились, а у других, наоборот, выросли.
Что же касается нашей компании, то по сравнению с 2014 годом наши объемы продаж выросли более чем вдвое. Секрет прост: мы предлагаем рынку продукт, который полностью соответствует потребительскому спросу, ожиданиям покупателей. И это самая правильная антикризисная стратегия.
Мы строим жилье комфорт-класса. Все наши усилия направлены на то, чтобы улучшить его потребительские характеристики и максимально удовлетворить спрос тех москвичей, которые хотят приобрести жилье в Подмосковье.
— Как отразится на участниках строительного рынка Московской области увеличение уставного капитала компаний до 500 млн руб. Что об этом думает недавно созданная Ассоциация застройщиков Московской области?
— Требования к собственным средствам застройщика, которые сейчас предъявляются, на наш взгляд, порой носят избыточный характер. Разумеется, все зависит от масштаба проекта и объема средств дольщиков, которые в состоянии привлечь компании.
Поэтому мы предлагаем не устанавливать какие-то абсолютные значения, а привязать требования к размеру собственных средств застройщика, к объему проекта и строительства, которое он ведет.
— Сегодня на строительном рынке Подмосковья работают 535 компаний, из которых только 60 крупные. Увеличение уставного капитала обернется тем, что маленькие и средние компании вынуждены будут уйти с рынка, а их место займут крупные игроки, что грозит новым монополизмом. Согласны?
— Московская область — очень большой регион. Здесь есть муниципальные образования, в которых крупных застройщиков нет в принципе. Там работают небольшие строительные компании, и они весьма надежны. Большинство из них ведут стройку не на кредитные и не на заемные средства, а используют свои собственные. И, конечно же, крупные застройщики заменить эти небольшие компании не смогут.
Наша Ассоциация является той общественной организацией, в которой должно быть место для всех застройщиков — и крупных, и небольших. Мы должны объединять отрасль не по признаку масштаба бизнеса, а по критериям надежности, информационной открытости, качества проектов.
— В одном из интервью Вы прямо заявили, что большая рентабельность строительного бизнеса — это миф. И во всеуслышание объявили, что рентабельность строительной компании составляет чуть более 10%. Но как при такой рентабельности, на грани фола, должен работать в условиях кризиса строительный бизнес?
— Самое печальное, что изменения в сфере законодательства продолжают снижать доходность строительства.
В качестве примера могу привести недавние поправки в ФЗ «Об автомобильных дорогах», когда резко ограничили нагрузки на одну ось автомобиля. Результат — инертные стройматериалы сразу же подорожали более чем на 50%. Если раньше тонна песка стоила 500 руб., то сейчас — 800 руб.
Введение платы за проезд по федеральным дорогам также увеличивает себестоимость строительства, поскольку основные стройматериалы доставляются на стройплощадки автотранспортом.
И можно не сомневаться, что перевозчики свои расходы тем или иным способом переложат и на строителей.
— Бытует мнение, что цены на недвижимость в 2015 году — промежуточные. С другой стороны, бесконечный демпинг — это дорога в никуда. Как Вы считаете, что будет с ценами в следующем году?
— Цены дальше снижаться не должны, поскольку запаса по финансовой прочности, по доходности у отрасли уже не осталось. Любое снижение цены будет означать, что девелопер начнет работать в минус, и весь вопрос, как долго он сможет продержаться.
В любом случае, это очень похоже на строительство классической пирамиды: чем ниже цена, тем больше убыток у девелопера и, в конечном итоге, кому-то из его покупателей просто не достанется квартиры.
Именно по этой причине мы и боремся за то, чтобы застройщики Московской области не устраивали демпинга, призываем и потребителей, и власти внимательно следить за ценовой ситуацией на рынке.
— В начале года губернатор Андрей Воробьев выступил с инициативой поддержать стройкомплекс субсидиями и снизить банковские ставки по ипотеке с 20 до 12%. Этой меры достаточно или государству нужно предпринять еще какие-то шаги?
— По нашему мнению, эта инициатива губернатора фактически и спасла рынок. Это яркий пример очень своевременной и мощной государственной поддержки важнейшей отрасли экономики.
Это позволило всему рынку устоять, стабилизировать объемы продаж, а, главное, дало возможность многим покупателям приобрести жилье по приемлемой цене.
Конечно же, мы ждем дальнейших действий от властей. Мы нуждаемся в государственной поддержке, поскольку отрасль очень страдает от отсутствия кредитных средств. Та финансовая политика, которую проводит Центробанк в отношении строительной отрасли, это, извините, удавка на нашей шее.
Доступ к подключению инженерных сетей также оставляет желать лучшего. Он дорогой, непрозрачный и совершенно не стимулирует развитие отрасли. Монополисты продолжают действовать по своим правилам и законам.
— Сегодня деньги участников строительства, в том числе и дольщиков, застройщик использует не только для строительства самого жилого дома, но и школ, детских садов, дорог и другой сопутствующей инфраструктуры. А теперь регулятор говорит: нет, надо строго все контролировать, открывать счет на каждый дом и запретить строить инфраструктуру за деньги дольщиков. Это правильное решение?
— Мы не считаем это решение правильным, ведь большинство крупных строек в нашей стране являются проектами комплексного освоения территории. Девелопер осуществляет за свой счет инженерную подготовку территории, строит подъездные дороги, а иногда и магистральные, возводит мосты и другие инженерные сооружения. В зоне ответственности застройщика находится и строительство социальных объектов.
Такая подготовка территории направлена на повышение комфортности проживания, поэтому говорить о том, что эти расходы являются нецелевыми, конечно же, несправедливо. Мы предлагаем расширить перечень расходования средств, получаемых от дольщиков.
В качестве поддержки отрасли мы также предлагаем внести изменения в налогооблагаемую базу, отменить налог на прибыль при передаче построенных объектов муниципалитетам.
— Что ждет Россию в перспективе: строительство типовых домов или домов различной планировки?
— Для рынка важно, чтобы любое жилье — как индивидуальное, так и типовое — было комфортным, отвечало требованиям потребителя.
Мы считаем, что микрорайонная застройка, этот пережиток индустриальной эпохи, постепенно будет исчезать. Будут создаваться жилые комплексы совершенно иного класса, где людям будет комфортно жить, отдыхать и работать.
— Некоторые архитекторы считают, что цифровые технологии, применяемые в проектировании, могут множить похожие типовые проекты. А Ваше мнение?
— Минимизировать издержки за счет увеличения серии, максимальной типизации и подчас упрощения — мечта любого строителя. Но есть спрос, есть потребитель, и он голосует рублем. Он не купит то, что не соответствует его потребностям и ожиданиям.
Сейчас начинается эпоха учета индивидуальных потребностей покупателя. Я не считаю, что цифровое проектирование несет какую-то опасность, потому что заказ на BIM-проектирование выдает девелопер. Если он не будет учитывать потребности своих клиентов, то просто не построит тот объем, на который рассчитывает.
Беседу вел Александр ГУСЕВ