Рынок ЕАЭС: контрабандистская тропа или дорога с многосторонним движением?

В ЕАЭС создается единый рынок строительных услуг. Но препятствий и разночтений так много, что, когда он реально появится, сказать не может никто

Как известно, с 1 января 2015 года Россия является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который на данный момент входят пять государств. Цель объединения — создание единого рынка товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. В полной мере это относится и к строительной отрасли. Но, как показали дебаты на круглом столе «Формирование единого рынка услуг в строительстве в рамках Евразийского экономического союза», до достижения поставленной цели путь еще не близкий.

 

Барьеров меньше не становится  

В начале 2015 года Россия, Беларусь и Казахстан подписали соглашение, согласно которому в ближайшем будущем строительные компании из этих стран смогут работать на территории ЕАЭС без образования новых юридических лиц и лицензирования.

В круглом столе принял участие заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Александр Степанов.

— С целью создания механизмов и снятия барьеров для формирования единого рынка услуг необходимо скорейшее принятие Технического регламента ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», — отметил он.

По его словам, в настоящее время ведется большая работа для решения этой задачи, пройдены все необходимые внутригосударственные согласования, проведены обсуждения этого документа на межгосударственном уровне, Технический регламент поддержан Белоруссией, Киргизией, Арменией, однако имеются замечания республики Казахстан.

В этой связи Минстрой назвал принятие Технического регламента ЕАЭС важной задачей, которую надо решить в ближайшее время.

А пока отсутствие этого документа позволяет практически бесконтрольно использовать при строительстве не самые качественные стройматериалы. Последствия легко представить.

Однако есть ли у этого вопроса быстрые решения?

Задачу устранения барьеров для строительного бизнеса можно решить двумя путями, считает вице-президент НОСТРОЙ, руководитель СРО атомной отрасли Виктор Опекунов. Либо в каждой стране создавать собственный правовой механизм, не мешающий процессу интеграции, либо разработать совместными усилиями единую модель.

 

Союз общий, системы — разные 

С Виктором Семеновичем трудно не согласиться. Барьеров, прямо скажем, предостаточно. Например, в Беларуси не признают российские документы о повышении квалификации, хотя наши дипломы используются там наряду с местными. Но надо стремиться не только к признанию самих удостоверений, но и создавать системы аттестации по единым образцам.     

Сегодня в России и Казахстане разная правовая база, разная модель управления, разные принципы оценок системы технического регулирования, отмечает Адельша Ермуханов, президент Национальной ассоциации строительной отрасли Республики Казахстан. Не существует даже общего перечня строительных профессий.

В то же время какой-то необходимости в отдельном законе о техрегулировании в строительстве, по его мнению, нет. Строительный комплекс не должен быть исключением, он обязан подчиняться общим правилам. Поэтому процесс должен идти сразу в нескольких направлениях: гармонизация законодательства, принятие единых подходов для техрегулирования и контроля.

О том, насколько актуальны эти тезисы, свидетельствует такой факт. В Казахстане 2900 нормативных актов в строительной сфере, не связанных с общими документами ЕАЭС. Причем выпускаются они не строительным сообществом, а уполномоченными органами. То есть 25 лет постоянно улучшают нормативное регулирование, а оно от этого, по признанию самого г-на Ермуханова,  не становится лучше.

В то же время было бы неверно все разом отменить и ничего взамен не утвердить. Требуется постепенная, но целенаправленная трансформация, которая двигалась бы в сторону общих понятий, подходов и принципов техрегулирования.

 

Свои среди чужих, чужие среди своих

Сама структура строительного рынка в России, в Казахстане и Беларуси существенно отличаются друг от друга. Например, в Казахстане строительный бизнес представлен преимущественно частными компаниями, в Беларуси налицо крен в сторону государственных организаций, в России — смешанная картина.

По мнению генерального директора СРО НП ССР «СпецСтрой Реконструкция» Николая Шапова, требуется адаптация рынков друг к другу.   Должна существовать система индикаторов стройпредприятий на основе единых подходов и документов.

Сейчас же строительной компании из другой страны ЕАЭС официально работать в России затруднительно. Например, ее невозможно на законных основаниях принять в СРО. Однако, по словам Виктора Опекунова, сегодня в реестрах наших СРО числятся десятки белорусских компаний. А если конкретнее, то по информации советника президента НОСТРОЙ Алексея Сурова, в настоящее время России работают более 100 белорусских строительных компаний, 20 из Казахстана и 6 из Армении.

И все они имеют свидетельства о допуске российских СРО, поскольку иначе работать на российском рынке невозможно. Очевидно, что схемы, по которым они работают в России, носят не совсем легальный характер. По закону об иностранных инвестициях стройфирмы из Беларуси, Казахстана и Армении обязаны создавать в России юрлица. А это дополнительные затраты времени и денег, а главное — такая практика противоречит принципам ЕАЭС.  

Как подчеркивает начальник отдела Евразийской экономической комиссии Валерий Захаров, если в государстве приняты свои национальные правила, то пока следует работать по ним.  

 В России сегодня действуют десятки тысяч СНиПов. Их унификация займет очень много времени, поэтому решено, что они не должны мешать интеграции. Действующие на территории России компании из других стран ЕАЭС обязаны работать по этим нормативам. Они будут гармонизироваться в той степени, которая необходима для функционирования строительного рынка.

 

По нехоженым тропам

Несмотря на громкие декларации о едином рынке, сегодня нет ни одной строительной компании, которая работает на основе общей разрешительной документации. Ни одно государство в этой части не изменило своего законодательства.  

Но, как отмечает Адельша Ермуханов, несмотря на все нестыковки, строители из других государств находят возможности работать у своих соседей по ЕАЭС. Но это не означает, что так все и должно оставаться. Рынок функционирует неправильно: капиталы, рабочая сила перемещаются через границы, но не благодаря существующим условиям, а вопреки им.

Все это вызывает большое беспокойство. В одном только Казахстане уже выдано 40 тыс. лицензий на ведение строительных работ. Даже местные власти пугаются такого их количества. В самом деле, легко представить, сколько среди этих участников рынка неквалифицированных, слабых фирм. И потенциально многие из них разными путями могут прийти в Россию (если уже не пришли).  Вот только что они здесь построят?..

Сейчас неясно, сколько же время займет создание правового поля, которое превратит строительные рынки стран ЕАЭС в реальную общую площадку, где каждая компания будет чувствовать себя как дома.

Пока же строители больше напоминают контрабандистов, которые перемещаются из государства в государство, если не совсем по нехоженым тропам, то и не совсем легально.

Вроде бы общий рынок есть, а вроде бы его еще нет. И неизвестно, когда появится…

Владимир ГУРВИЧ

Фото: nostroy.ru 

Подробнее