Дмитрий Голубков («Мособлгаз»): Мы действуем в интересах всех жителей Московской области

Генеральный директор ГУП МО «Мособлгаз» Дмитрий Голубков рассказал нашему журналу о специфике газификации Подмосковья и планах своего предприятия


Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

На вопросы журнала отвечает генеральный директор ГУП МО «Мособлгаз» Дмитрий ГОЛУБКОВ

 

— Дмитрий Аркадьевич, на днях «Мособлгаз» ввел 50-тысячный километр газовых сетей в Московской области. А когда можно ждать 100-тысячного километра?..

— Мы работаем по программе «Развитие газификации в Московской области до 2017 года». В соответствии с планом ее реализации ежегодно вводим в Подмосковье не менее полутора тысяч километров сетей, производим около 30 тыс. подключений. Но территория Московской области не безгранична, поэтому 100-тысячного километра может и не понадобиться.

 

— Каков критерий отбора населенных пунктов?

— Здесь все просто и понятно. Согласно программе, главным критерием является количество постоянно проживающих, то есть зарегистрированных в том или ином населенном пункте, резидентов Московской области.

Если где-то есть необходимость в газификации с помощью газопровода высокого давления, то эта цифра должна составлять от двухсот человек. А если, допустим, высокое давление уже есть и нужно протянуть распределительные газопроводы от его источника, — в этом случае мы рассматриваем населенные пункты, где проживает не менее ста человек.

 

— Что ваша компания делает для поддержки малого и среднего бизнеса?

— Это весьма важная и актуальная тема. Все понимают, что малый и средний бизнес должен создавать в области гораздо большую, чем сегодня, долю валового внутреннего продукта. И «Мособлгаз» не стоит в стороне. Мы являемся крупным заказчиком разного рода товаров и услуг у малого и среднего бизнеса.

Что касается газификации, то стараемся ставить объекты малого и среднего бизнеса в приоритет, на особый контроль в режиме, так сказать, ручного управления. У нас создана и действует специальная площадка для обсуждения всех этих вопросов. Причем там мы не просто рассказываем о том, как осуществляется техприсоединение, а непосредственно решаем конкретные практические проблемы, возникающие у того или иного предприятия.

Сейчас в стадии утверждения находится новая программа газификации региона, которая заработает с 2018 года. В нее, в частности, включены такие новые типы объектов, отсутствующие в действующей программе газификации, как индустриальные парки. Все территории индустриальных парков будут газифицированы за счет области и «Мособлгаза». Соответственно, резиденты, которые придут в индустриальный парк, получат возможность подключиться либо по низким ставкам, либо вообще бесплатно.

 

— Коснулись ли вашей компании западные антироссийские санкции?

— Я бы не сказал, что на «Мособлгаз» эта ситуация как-то повлияла. Мы — компания, ориентированная в основном на российский рынок с точки зрения снабжения и реализации продукции и услуг.

В то же время мы используем, например, иностранное программное обеспечение. Как поведут себя его поставщики через год или пять лет, мы сегодня не знаем. И если раньше мы спокойно шли в такие проекты, то теперь уже волей-неволей начинаешь задумываться, стоит ли инвестировать в подобные вещи, — ведь ситуация может развернуться в неблагоприятную сторону.

К сожалению, требуемое нам программное обеспечение в России сегодня не разрабатывается. То есть пройдет еще пять — десять лет, прежде чем появится отечественный продукт, способный обрабатывать такое большое количество данных.

 

— Газифицируя Подмосковье, встречаетесь ли вы со сложностями, с непониманием местных администраций и жителей?

— На уровне администраций у нас все отношения выстроены хорошо, поскольку местные власти как никто заинтересованы в газификации. Здесь мы действуем абсолютно в интересах всех жителей Московской области.

Но при этом понятно, что при 30 тыс. подключений в год трудно избежать отдельных инцидентов непосредственно с заявителями. Попадаются и недовольные, и жалобы бывают. Стараемся быстрее снимать все эти проблемы.

 

— Как в Московской области обстоят дела с безопасностью эксплуатации газопроводов, бытового газа?

— Как вы знаете, все, что касается газа, все правила безопасности его использования писаны кровью в прямом смысле этого слова. Поэтому вопросы безопасности для нас — приоритет№1. Соответственно, мы осуществляем все необходимые мероприятия, которые требуются для обеспечения безопасной эксплуатации газового оборудования Подмосковья. Сами понимаете, 50 с лишним тысяч километров — это очень большая сеть, и она требует большого внимания.

 

— Недавно завершился процесс лицензирования компаний, управляющих многоквартирными домами. А как вы влияете на тех сотрудников, которые в этих УК призваны следить за безопасной эксплуатацией газового оборудования?

— Прежде всего, они должны пройти аттестацию, получить все необходимые документы и допуски. И если процесс их переобучения и аттестации организован правильно, то они могут работать. В противном случае — нет.

 

— Какой объем газа ежегодно потребляет Московская область?

— На сегодняшний день мы транспортируем по сетям «Мособлгаза» порядка 15,5 млрд куб. м. Это меньше, чем было два-три года назад, и причин здесь несколько: это и фактор теплых зим, и повышение энергоэффективности, уменьшение теплопотерь. Но если зимы будут холодными, думаю, мы вернемся на уровень 17—18 млрд «кубов».

Однако подчеркну: цифры, которые я назвал, касаются транспортировки по сетям «Мособлгаза». А в целом у области кроме нас есть и другие поставщики, в том числе «Газпром». Так что общий объем потребления составляет порядка 20 млрд.

 

— Сталкиваетесь ли вы с проблемой неплатежей потребителей за газ?

— Да, она есть, но это не проблема физлиц. Те подмосковные жители, которые используют природный газ, в том числе для обогрева, — это самые дисциплинированные плательщики. Они платят либо напрямую «Мособлгазу», либо теплосетям, а те в свою очередь должны полученные деньги передавать газовикам.

Так вот, что касается жителей, здесь у нас критических вопросов нет. Проблемы возникают, когда недобросовестные УК, собрав деньги с жителей, не рассчитываются с теплосетями, либо же теплосети не возвращают деньги газовикам.

Вторая группа неплательщиков — это промпредприятия, у которых возникли проблемы с основным бизнесом. Остановилась реализация, кончились заказы либо еще что-то. То есть они потребляли газ и вдруг перестали делать это. С ними мы стараемся решить вопросы исходя из их ситуации, в рамках действующего законодательства.

 

— Сколько у вас сотрудников?

— Семь с половиной тысяч. Но мы, как говорится, работаем над этой цифрой: стараемся оптимизировать персонал и не раздувать штаты. И это при том, что протяженность газопроводов и объемы обслуживания газового оборудования в Подмосковье постоянно растут.

 

— В вашей сфере деятельности традиционно много согласований и бумажной волокиты…

— Это, к сожалению, так. Наша отрасль весьма «зарегулирована». Здесь существует масса правил, в первую очередь это связано с промышленной безопасностью: мы ведь опасный производственный объект…

При этом в большей степени мы являемся строительной организацией. К слову, чтобы построить газопровод высокого давления, нужен примерно такой же объем строительной документации, как для возведения микрорайона, — порядка сотни документов.

Но вся головная боль, которая связана с газовым делом, происходит на стадии проектирования и согласования газопровода. Это долго — 80% времени — и дорого. Сама же стройка, как правило, не представляет никаких технических сложностей.

 

— Есть ли у вас проблемы с кадрами — строительными и эксплуатационными?

— Кадровые проблемы есть у всех. Хотя у нас в «Мособлгазе» работают целые династии. Люди трудятся по несколько десятков лет. И очень любят свою работу.

Беседу вел Александр ГУСЕВ

Подробнее