Строительная лаборатория ГБУ «Гормост» — небольшое, но очень важное подразделение в структуре государственного бюджетного учреждения «Гормост», призванного следить за исправностью московских мостов – а их в столице, ни много, ни мало, 240. А еще в ведении этого учреждения – дорожные эстакады, тоннели, путепроводы – всего 847! Можно себе представить, какие объемы работы приходится выполнять сотрудникам лаборатории ГБУ «Гормост».
Бетон, арматура, кирпич – всё на контроль!
Сама лаборатория находится…конечно же, под мостом. Большим Устьинским. В сравнительно небольшом помещении сосредоточено все самое нужное для того, чтобы оперативно проверить качество бетона, арматуры, кирпича, которые потом лягут в «тело» одного из московских мостов.
-…Смотрите, здесь у нас небольшой пресс, где мы испытываем цементные и гранитные образцы на изгиб, — рассказывает начальник строительной лаборатории отдела технического надзора ГБУ «Гормост» Алексей Титов. – На разрывной машине «растягиваем» арматуру, изучая пределы ее прочности. Есть оборудование для испытаний товарного бетона, который зальют в конструкции при ремонте и возведении новых сооружений.
…Мы с Алексеем подходим к самому большому по размерам прессу.
В строительной лаборатории ГБУ «Гормост»
— Это наш «старичок», работает здесь еще с советских времен, — наш собеседник любовно похлопывает оборудование по стальному кожуху. — Никогда еще не подводил, и точность у него отличная. Мы на нем «ломаем» пустотелый кирпич.
В лаборатории, кроме всего прочего, есть сушильный шкаф. При сушке и увлажнении материал тоже может разрушаться, поэтому специалистам важно отследить, сколько циклов «сухости-влажности» выдерживает образец.
Имеется здесь и климатическая камера – для испытаний строительной продукции на морозостойкость. В камере кирпич и бетон многократно прогоняют «на минус», чтобы понять, не потеряет ли конструкция прочность в наши российские морозы.
Ну и, наконец, есть оборудование для проверки различных адгезий — прилегания одного материала к другому. В этом случае образец испытывается «на разрыв».
Этот гидравлический пресс шутя ломает кирпич
Журналистам, участникам пресс-тура в строительную лабораторию ГБУ «Гормост», разрешили посмотреть воочию, как происходит процесс испытания различных материалов.
…Вот под гидравлический пресс помещают кусок бетона – пробу с одной из строительных конструкций. Долго ждать не приходится. После нескольких минут раздается характерный «крак!» — и бетон рассыпается в мелкую крошку. Можно считать, что пределы прочности этой конструкции изучены.
Идет проверка товарного бетона на прочность
А рядом уже начинает работу «разрывная машина». Сюда поместили кусок старой арматуры. На мониторе высвечивается достаточно большая разрывная нагрузка — 148 мегапаскаль. Арматурина рвется ровно пополам. Результат испытаний: конструкция, откуда взят образец, еще вполне годна к эксплуатации, она уверенно сможет противостоять нагрузкам.
Испытывается арматура, побывавшая в эксплуатации
«Скорая помощь» для мостов
— Какие болезни у мостов? – интересуемся у Алексея Титова.
— Слабое место моста – это, обычно, место, куда попадает вода. Часто бетон разрушается в районе деформационных швов. В таких местах, как правило, скапливаются соли, которые разъедают конструкцию. Конечно же, ржавеет арматура: так же, как обрабатываются дороги противогололедной смесью, так и мостовые конструкции нужно регулярно обрабатывать антикоррозийными составами.
— Чем ремонт моста отличается от ремонта обычного жилого строения?
— На мостах сильные вибрации, увеличенные нагрузки, по сравнению с промышленными и гражданскими объектами. Все это требует применения особых решений, в том числе и по материалам. Здесь используются бетоны и арматура с повышенной прочностью и морозостойкостью.
— Сколько тестов проводится ежедневно в лаборатории? – уточняем у Алексея.
— Зависит от того, сколько строек на данный момент в активе: в основном, заявки поступают от объектов капитального строительства. Подрядчика интересует состояние бетона: есть ли внутренние дефекты, надо ли усиливать конструкцию. Бывают и срочные вызовы на объект, в случае повреждений.
— Получается, вы «скорая помощь», но только для мостов?
— Ну да, если хотите.
Начальник строительной лаборатории отдела технического надзора ГБУ «Гормост» Алексей Титов
Неразрушающий метод — предпочтительнее
Нередко лабораторный «десант» выезжает на место, когда строителям или ремонтникам что-то не нравится в конструкции визуально.
— Вообще-то, мы сторонники неразрушающих методов исследования. Что-то бурить, ломать – это не дело, — признается Алексей Титов. — Предпочитаем изучать объект с помощью ультразвуковых, радиолокационных методов. Часто трещина не видна под облицовкой. Если георадар зафиксировал разрушение, тогда, конечно, вскрываем опасный участок.
В том случае, когда используется менее щадящий метод, выбуривается керн (проба), а дальше специалисты изучают, на какую глубину проникла трещина, как там себя ведет арматура.
Интересные исследования проводились на Большом Москворецком мосту, где, как известно, идут большие ремонтные работы.
— …У проектировщиков возникло много вопросов по поводу состояния конструкций моста, — рассказывает Алексей Титов. — Дело в том, что в процессе ремонта оказался недоступным ряд конструктивных элементов, и понять, в каком они состоянии, можно было только путем вскрытия. Усложнило задачу то, что все стенки моста были облицованы гранитом. При демонтаже гранита обнаружились значительные дефекты: трещины, сколы. Надо было определить, на какую глубину они проходят. Все эти сведения нужны были проектировщикам для принятия дальнейших решений по ремонту. Наша лаборатория выполнила эту работу в полном объеме.
Ремонтные работы на Большом Москворецком мосту
К новым материалам прилагаются методики по их контролю
Новые технологии в мостостроении появляются нечасто. Как только начинает применяться какой-то новый состав или материал, к нему сразу же разрабатывается методика по его контролю.
Например, сравнительно новая технология – углеволокно. Оно используется для усиления несущей способности старых мостов – обычно перед прохождением по ним транспорта ненормативных нагрузок, допустим, военной техники. Мост ведь не рассчитан на это! Углеволокно – это специальные листы, наклеенные на бетон. В случае с этим материалом проводятся исследования качества адгезии – сцепления между двумя материалами. Проверяется, насколько хорошо углеволокно крепится к бетону.
Буквально недавно, при ремонте Большого Москворецкого моста, применялся инновационный нанобетон. Он очень легкий, что позволило снизить нагрузку на конструкции мостового сооружения. Наверняка, создаются уже и методики по контролю за состоянием этого материала. Так что работы у лаборатории в обозримом будущем вряд ли убавится. Специалисты лаборатории восприимчивы ко всему новому, и новинки для них – и своеобразный вызов, и новая интересная работа.
Елена МАЦЕЙКО
Кстати:
Строительная лаборатория ГБУ «Гормост» существует уже четверть века. Она, вместе с мостоиспытательной лабораторией, входит в состав отдела по надзору за инженерными сооружениями ГБУ «Гормост». По результатам проводимых этим подразделением обследований принимается решение о режиме эксплуатации московских мостов, необходимых ремонтах и их срочности.
В этом году ГБУ «Гормост» запланировал провести капитальный ремонт 15 мостовых сооружений столицы. Сейчас работы ведутся на 7 объектах. Основательный капитальный ремонт идет на Большом Москворецком и Беседенском мостах. Строители уже приступили к работам на Липецком, Мосфильмовском, Беломорском, Серпуховском путепроводах и Шелепихинском мосту. В ближайшее время работы начнутся на Калужском, Подольском и Бутырском путепроводах.