Закон о реновации: арендатор за бортом?

Госдума окончательно проголосовала за снос пятиэтажек в Москве. Что получилось: закон или приговор?

Реновация наступает на Москву в лучших традициях советской стройки: с шумом, нервами, авралом и штурмовщиной. Дума, не откладывая третье чтение закона в долгий ящик, сходу проголосовала «за», прихватив «оптом» более 140 поправок. Причем некоторые вносились прямо в зале. Или, как это называется у депутатов, с голоса. При таком напоре дальнейшие стадии: обсуждение в Совете Федерации и подписание у президента, — это не более чем формальности. Что в итоге принес москвичам принятый «с колес» закон? Кого можно поздравить, а кому — принести соболезнования?

 

Пошли на грозу и — победили

«Жернова» больших перемен не так беспощадны, как кажутся. Судьбу своего дома при желании действительно можно отстоять. Это доказали жители более 460 домов, которые проголосовали против сноса своего жилья. Власти, как и обещали, учли мнение большинства и исключили эти пятиэтажки из программы.

Более того, для согласившихся на реновацию жильцов закон предусмотрел очень щедрую преференцию: если 2/3 из них в какой-то момент передумают участвовать в программе, то смогут отказаться на любой стадии — до тех пор, пока не заключен договор мены на новую квартиру.  Впрочем, в таком случае не очень понятно, на какие средства этот дом будут поддерживать в пригодном для жилья состоянии, если его жильцы, пока были в программе, не платили взносы за капремонт.

 

Отстояли москвичи и свое право остаться в том же районе — даже для Центрального округа. Более того, их даже могут оставить в том же квартале. Но за это придется заплатить годами жизни на стройке. Переселение и строительство в этом случае будут вести так называемым волновым методом: на подходящем свободном месте строится дом, туда переезжают жители одной или нескольких окрестных пятиэтажек, далее они идут под снос, и на их месте возводят следующую новостройку. Тихой жизни и уюта во дворе никакой закон не гарантирует. Хотя соблюдать ключевые санитарные требования строители, по законодательству, обязаны.

Прислушались власти и еще к одному требованию общественности: время на выбор из предложенных квартир увеличили на треть — с 60 до 90 дней. Но количество вариантов осталось прежним. Так что, если жилье не понравилось, оставшееся время можно использовать разве что на уговоры себя и семьи — «стерпится — слюбится».

 

По порядку рассчитайсь

Закон вносит ясность и по поводу очереди на снос. Люди не раз высказывали прогнозы, что под флагом реновации власти в первую очередь очистят от пятиэтажек самые «лакомые» участки дорогой московской земли, а потом программа, скорее всего, замрет. Принятые поправки обязывают определять очередность сноса исходя из состояния дома. Первыми пойдут под снос только самые старые и ветхие.

Здесь, однако, не хватает независимой экспертизы. Не секрет, что заинтересованные лица могут при желании несколько сгустить краски, если дом стоит на интересующей их земле. И наоборот, приукрасить неприглядную действительность на невостребованных территориях. Но здесь, как и в самом решении — сносить или не сносить, свою роль должны сыграть жители. Контролировать судьбу и статус своего дома им вполне по силам.

 

Равноценное, равнозначное или что-то получше?

Понятие равнозначного жилья тоже теперь закреплено законом. И альтернатива предусмотрена: не нравится новая квартира — можете получить за нее деньги. Возможен и обратный вариант: хотите площадь побольше, жилье попросторнее — доплатите разницу. При этом власти обещают различные льготы: разумные цены, выгодные кредиты, рассрочку, зачет материнского капитала.

 

Но у такого подхода есть, как минимум, два больших «минуса». Первый — асоциальные жители, которых никто не лишал права на компенсацию за квартиру и которые при таком раскладе быстро пополнят армию столичных бомжей. Второй — велик соблазн при распределении квартир на местах намеренно предлагать переселенцам варианты похуже, чтобы убедить их доплатить за квартиру покомфортнее. В конце концов, расходы на строительство нужно покрывать, и часть квартир неизбежно будет предназначена для продажи, а договориться с будущим новоселом гораздо легче, чем искать покупателя со стороны.

Насчет качества домов тоже обольщаться не стоит. Лучше следить за всем уже на стадии строительства. В последнее время на интернет-форумах и в соцсетях все чаще появляются фото со строек, где видно, что дома, которые возводятся на продажу, имеют более толстые и прочные перекрытия, чем те, что начали строить под переселение. И даже если строительные нормативы в доме под переселение не нарушены, то стоит задуматься, а нужно ли доплачивать за квартиру, пусть и с большей площадью, в такой бюджетной новостройке?

 

Малый бизнес за бортом?

Не забыта в принятом законе и судьба нежилых помещений. Для их собственников предусмотрены предварительные компенсации или предоставление альтернативного помещения в новом доме. Но собственник таких помещений — это чаще всего инвестор, который получает прибыль от аренды.

Арендаторам же как представителям малого бизнеса прежде всего нужен хороший трафик. Одно дело снимать помещение под магазин, мастерскую или парикмахерскую в «хрущевке» с выходом на оживленную улицу и совсем другое — первый этаж в новостройке в глухом дворе, да еще окруженном стройкой.

По документам, исходя из качества здания, площади помещения и прочих таких же факторов собственник оказывается в выигрыше. А на деле — спрос на такое помещение становится гораздо ниже. Но если владелец защищен хотя бы компенсацией, то арендатор — тот самый малый бизнес — не защищен ничем. Он вынужден искать другое помещение или закрываться. Причем без всяких компенсаций с какой бы то ни было стороны. Самый многострадальный сектор нашей экономики вновь попадает под удар.

Закон, который так скоропалительно приняла Госдума, выглядит гораздо совершеннее, чем его первоначальные наброски. Власти учли многие подсказки и жесткие требования москвичей. И все же он оставил «за бортом» немало острых вопросов, требующих решения. Будет ли он дорабатываться и дополняться, несмотря на быстрое и почти единогласное принятие, зависит в том числе и от самих жителей. Главное, чтобы им хватило упорства и здравого смысла на этом пути.

Татьяна БАШЛЫКОВА

Подробнее