О пенополистироле из первых уст: цифры и факты

Цифры и факты о пенополистироле — в интервью директора Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола Юрия Савкина


Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

На вопросы журнала отвечает директор Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола Юрий САВКИН.

 

— Юрий Владимирович, как нынешняя кризисная ситуация отразилась на рынке вспененного полистирола?

— Наш продукт на рынке ТИМ занимает порядка 18—20%. В прошлом году в России произведено более 9 млн куб. м строительного пенополистирола (ППС), а для этого переработано 150 тыс. т вспенивающего материала ПСВ. Снижение объемов строительства напрямую влияет на ситуацию в данном сегменте. По нашим оценкам, в 2015 году будет произведено около 7,5 млн куб. м пенополистирола, то есть по сравнению с прошлым годом объемы снизятся примерно на 15—18%.

На то, что рынок заметно подсел, повлияла и нестабильность валютного курса рубля, и нехватка сырья. Ведь у нас перерабатывается все произведенное в России сырье, а это только 50% наших потребностей, остальную половину импортируем.

 

— Откуда поступает сырье?

— Главный отечественный производитель — это пермский завод «СИБУРА» (ТМ «Альфапор»). Он делает вспенивающийся полистирол в виде гранул, который мы покупаем в биг-бэгах и затем вспениваем на своих заводах с помощью вспенивателей, горячего пара и т.д. Готовим материал определенной плотности, вспениваем шарики, формуем в блок-формах и режем струнами.

Кроме пермяков есть еще предприятия в Тульской и Иркутской областях, они выпускают порядка 10 тыс. т каждое. А один пермский завод производит в 10 раз больше: почти 100 тыс. т.

Из импортного сырья еще недавно львиная доля приходилась на финскую и немецкую продукцию. К слову, немцы в лице BASF в свое время и придумали вспененный полистирол (EPS). Раньше немцы имели заводы в основном в Европе, затем стали переносить их в Индонезию, Малайзию и другие азиатские страны. Параллельно начал активно развиваться китайский рынок потребления и производства пенополистирола (ППС). Поэтому сегодня в качестве импортного мы используем в основном азиатское сырье. Европейское же сырье неконкурентоспособно из-за курса евро.

Российское сырье, конечно, немного дешевле, но его просто не хватает. Здесь есть определенная проблема мирового масштаба: ценообразование зависит от мономера стирола, исходного сырья, а его во всем мире пока недостаточно.

Так что дефицит сырья в этом году ощущался у нас достаточно сильно, даже при падении спроса на пенополистирол. 

 

— Ваш прогноз на 2016 год?

— Думаю, уже в 2016 году мы сможем прибавить процентов десять и выпустить порядка 8 млн. куб. м или более. Помнится, в 2008 году мы произвели 6,5 млн. куб. м, в 2009-м, в самый разгар прошлого кризиса, 4,9 млн, а потом потихонечку вернулись и пошли вперед. С 1998 года ни разу не было, чтобы мы падали долго. И даже если в России затормозит большая стройка, то народ-то все равно будет строиться.

Вот это нам и должно помочь, поскольку пенополистирол востребован в малоэтажном домостроении: это утепление фундаментов, фасадов, перекрытий и кровель. А оставшиеся 10—20% приходится на различные изделия — упаковку, декоративные, погонажные, архитектурные детали и т.д.

 

— В какую сторону сегодня движется научная, инновационная мысль в сфере производства ППС?

— Наш материал достаточно чистый. Он представляет собой продукт полимеризации стирола, который затем в процессе производства претерпевает исключительно физические процессы: его вспенивают горячим паром, но каких-то химических преобразований при этом не происходит.

За 60 лет выпуска вспененного полистирола произошла настоящая технологическая революция, отрасль прошла несколько этапов, от автоклавного способа производства до метода теплового удара. Наши передовые заводы работают на самом лучшем оборудовании от ведущих мировых производителей.

Происходят серьезные изменения в технологиях производства как сырья для ППС, так и конечного продукта. Появился графитосодержащий пенополистирол: его придумали за рубежом, он называется «неопор». В процессе полимеризации в материал добавляют графит и получается серый пенополистирол, у которого теплоизоляционные показатели за счет макрочастиц на 20% выше, чем у обычного белого вспененного полистирола.

Мы стараемся предложить рынку новый материал — более плотный или более прочный, с закрытой ячеистой или резаной структурой. То есть идем навстречу потребителю, проектировщику, стараемся предложить больше марок, технических решений. Подключаем профильные институты. Естественно, работаем и с пожарными — экспертами МЧС.

 

— К слову, о пожарных. Многие утверждают, что пенополистирол — пожароопасный и вредный для здоровья материал. Говоря о стироле как одной из составляющих напалма, вспоминают трагедию в пермском клубе «Хромая лошадь» и т.д. Ваш комментарий?

— Я вас уверяю, что при горении пенополистирола углекислого газа выделяется не больше, чем при горении пробки, дерева, ДСП. Просто он горит быстрее. Ну а напалм — это из другой оперы. Это, прежде всего, бомба, а бензин, который входил в состав этих бомб, пока никто не запретил. И бомбы эти — зажигательные, а в пермском клубе люди пострадали от отравления продуктами горения.

Давайте вспомним. За то, что случилось в «Хромой лошади», наказали владельцев клуба. Наказали тех, кто отвечал за контроль соблюдения противопожарной безопасности. Наказали строителей, которые соорудили над горючей и пыльной соломой шумопоглощающий «пирог» с декоративным полиэтиленом и пенополистиролом, на глазок смастерили для этой пристройки открытые подвесные потолки. Наказали организаторов пиротехнического шоу, которые устроили его при закрытых дверях с участием более 300 человек, хотя по нормам там должно было находиться чуть ли не в десять раз меньше посетителей. Это просто череда ошибок и преступных решений.

Но при этом производителей пенополистирола никак не наказали, поскольку просто не за что: ведь они ни в чем не виноваты!

 

— Вас никто и не обвиняет, хотя я представляю, как эта история ударила по имиджу вашего продукта. А как сегодня решается вопрос пожароопасности строительных марок ППС?

— Изначально при полимеризации сырья для ППС производители добавляют антипирены. Эти вещества препятствуют распространению пламени, придавая материалу, по сути, самозатухающие свойства. Возьмешь плиту пенополистирола, подожжешь зажигалкой — и секунды через две-четыре он гаснет сам собой.

Кроме того, полистирол в открытом или полуоткрытом виде конструктивно нигде не применяется. Он обязательно находится внутри конструкций: заложен кирпичом или бетоном, располагается внутри сэндвич-панели, оштукатурен либо закрыт гипсокартоном. Это делается для того, чтобы в случае пожара открытое пламя до него не дошло.

А теперь посмотрите на свой стол. Монитор компьютера, ручка, мышь, мобильный телефон, визитница — все это ПВХ, полистирол, полиэтилен. Как говорится, не курите на складе с порохом — и не будет ни пожара, ни взрыва…

 

— Звучит убедительно. Недавно принят новый ГОСТ 15588-2014 «Плиты пенополистирольные теплоизоляционные. Технические условия». Чего реально позволяет добиться этот стандарт?

— ГОСТов, собственно, два. Один вступил в силу 1 января, это гармонизированный евростандарт. А другой ГОСТ, российский, начал действовать с 1 июля. Оба ГОСТа разрабатывала наша Ассоциация. Мы серьезно подошли к вопросу актуализации старого советского ГОСТа 1986 года.

Чем новый ГОСТ отличается от старого? В старом было всего 4 марки пенополистирольных плит, и главным показателем была плотность. А теперь в качестве показателей рассматриваются не только прочностные характеристики, но и уровень теплопроводности. Таким образом, появилась линейка продукции: целых 20 марок, вместо прежних четырех, и они отличаются «шагами» физико-технических показателей. То есть каждая марка имеет свои показатели прочности и теплопроводности.

Мы добавили в ГОСТ графитосодержащие, формованные и резаные плиты. И теперь, когда есть четкая градация марок и характеристик, проектировщикам гораздо легче понять, где и какую марку пенополистирольных плит лучше всего применять, исходя из требуемых условий. Это сделано для того, чтобы не ошибиться в выборе материала.

 

— Спасибо, Юрий Владимирович, за очень интересный разговор.

Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ

Подробнее