Почему за рубежом бизнесмен решает, вкладывать деньги или не вкладывать, а у нас — бежать или остаться

Власть смягчает законодательство в отношении бизнеса, но правоохранительная система по-прежнему «кошмарит» и прессует предпринимателей. Доколе?  

В России государство и бизнес, в том числе строительный,  ведут необъявленную войну. Власть понимает, что так дальше продолжаться не может, и предпринимает шаги для либерализации законодательства. Но, как показывает практика, смягчение некоторых законов мало влияет на общую линию, которая по-прежнему усложняет бизнес.

 

Не стоит ждать чудес

Надо признать, в последнее время на законодательном уровне был   предпринят ряд шагов для смягчения карательной функции уголовного законодательства в сфере предпринимательской деятельности. Теперь если бизнесмен причинил ущерб государству или своим контрагентам, то ему не обязательно садиться в тюрьму, — он может избежать наказания, если возместит ущерб или заплатит штраф.

Но, как предостерегает прокурор первого зонального отдела Управления по надзору за следствием в МВД РФ Генпрокуратуры России Михаил Колесов, многие бизнесмены разбирательствам с законом предпочитают бегство за рубеж.   Однако это лишь повышает их риск оказаться в тюрьме: ведь в этом случае заведенное дело не имеет срока давности, а сам факт бегства является косвенным признанием вины и уклонением от исполнения своего гражданского долга. И в случае поимки того или иного гражданина он автоматически будет взят под стражу.

По его мнению, оптимальный вариант поведения в данной ситуации — возместить ущерб. Государство не ставит цель задавить бизнес, уверяет прокурор, напоминающий, что в Генпрокуратуре создано целое управление по защите прав предпринимателей. Меняется и сама практика следствия, которая переходит от огульного обвинения к тщательному изучению всех доводов и фактов дела. И каждому эпизоду дается юридическая оценка.

Большое влияние на ситуацию должно оказать недавнее постановление  Пленума Верховного суда РФ, согласно которому руководителя коммерческой фирмы нельзя брать под стражу без доказательства его вины.   

Однако, как повлияет это решение на правоприменительную практику, говорить преждевременно. По словам управляющего партнера АБ «Коблев и Партнеры» Руслана Коблева, правоохранительные органы это решение ВС попросту игнорируют, и в 93% случаях суды удовлетворяют ходатайство следствия о заключении бизнесмена под стражу.

 

Билет в один конец

Как заявил недавно один представитель Верхового суда РФ, «у нас нет оправдательных приговоров, потому что хорошо работает следствие». На практике это означает то, что взятие бизнесмена под стражу равносильно взятию его в качестве заложника, резюмирует адвокат Сергей Гришанов. А потому никто не застрахован от ареста.

В этой ситуации, по мнению многих, остается лишь одно средство: если есть возможность скрыться за границей, надо это делать. То есть, грубо говоря, рвать когти. Но возникает вопрос, куда? По словам Руслана Коблева, и в этом плане ситуация заметно ухудшилась для беглецов. Если раньше иностранные государства редко выдавали России ее граждан, то за последние 10 лет резко возросло число экстрадиций.

Это объясняется целым рядом причин. Прежде всего, в Европе просто устали от нарастающего количества российских требований по возвращению беглецов-предпринимателей. Континентальные суды изучают эти запросы и, если нет политических оснований для отказа, часто выносят положительные вердикты.

Часто, но все же не всегда. Одним из самых ярких примеров затянувшейся экстрадиции является история с задержанием во Франции объявленного в международный розыск экс-министра финансов Правительства Московской области Алексея Кузнецова, против которого в России возбуждены уголовные дела о мошенничестве, легализации незаконно полученных доходов и прочих преступлениях на общую сумму порядка 11 млрд руб.

Напомним, что в ноябре 2012 года в рамках Генеральной Ассамблеи Интерпола в Риме Председатель СК России Александр Бастрыкин провел встречу с Генсекретарем Интерпола Робертом Ноблом, в ходе которой обсудил вопросы розыска и задержания ряда фигурантов уголовных дел, скрывающихся от российских правоохранительных органов, в том числе Алексея Кузнецова. Позже, в январе 2013 года, была организована встреча Бастрыкина с руководителем национальной полиции Франции, где также поднимались эти вопросы.

После этих встреч розыск Кузнецова активизировался. 6 июля 2013 года он был задержан с поддельными паспортами во Франции по запросу российских правоохранительных органов. Апелляционный суд во французском Экс-ан-Прованс принял решение экстрадировать чиновника-бизнесмена в Россию. Решение принято,  но сама экстрадиция так до сих пор и не состоялась.

Иная ситуация в Великобритании, где действует так называемая общая система права. За последнее столетие местные суды вынесли всего шесть положительных решений, но только один человек был  возвращен в Россию. Остальным удалось выиграть апелляции.

Дело в том, что немецкие, французские, итальянские суды не стараются скрупулезно вникнуть в суть дела и выносят решения на основе формальных признаков. При этом многие беглецы-россияне во время этих процессов вынуждены «скучать» в следственных изоляторах.

А вот в Великобритании разыскиваемый человек может обратиться к адвокату. Тот готовит поручительство в местное МВД, в котором сказано, что ему известно, где находится его клиент, и по первому требованию они явятся к следователю или в суд. Поэтому большинство беглецов при внесении залога остаются на свободе.

Сильно отличаются и сами судебные расследования. В отличие от континентальных коллег британский суд вникает в суть рассматриваемого дела, стараясь изучить все его нюансы. А потому осторожно относится к российским запросам об экстрадиции.

К тому же местный судья всегда учитывает мнение адвокатов, а само обвинение должно быть хорошо аргументировано. Однако, по словам Руслана Коблева, российские следственные органы, как правило, не «заморачиваются» составлением четкой доказательной базы, поэтому английское правосудие обычно выносит отрицательные решения.

Но главная проблема возникает даже не в британском суде, а в самом сопровождении процесса. Местные адвокатские конторы берут за эти услуги очень приличные деньги, которые по карману далеко не каждому. Но зато для тех, кто способен их выложить, старушка-Англия остается самым надежным прибежищем.  

 

Налоговый пистолет у виска бизнеса

В ряду конфликтов между государством и бизнесом одним из самых острых остается исполнение налогового законодательства. Более того, по оценке экспертов, налоговые претензии к предпринимателям со стороны властей усиливаются.

По словам руководителя группы по разрешению налоговых споров компании   Goltsblat BLP Александра Ерасова, после того как следствию было разрешено возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям самостоятельно, их количество возросло в полтора раза.

Не так давно в Налоговый кодекс РФ были внесены так называемые президентские поправки, которые изменили порядок и суммы взыскания налоговых недоимок. Но, как отмечает адвокат Денис Саушкин, для бизнеса, по большому счету, мало что поменялось. Зато, несмотря на ритуальные окрики властей прекратить «кошмарить бизнес», репрессивное давление на бизнес со стороны судебной системы только усиливается.

Об этом красноречиво говорят данные по Москве. В 2014 году в столице по различным налоговым нарушениям было возбуждено 617 уголовных дел, 110 из них (почти 18%) дошли до суда. А вот цифры по 2015 году: 694 дела, в суде оказалось 153 или 22%. В 2016 году уже есть 712 возбужденных дел, 247 из которых или 34% (!) дошли до суда. Как говорится, почувствуйте разницу.

Таким образом, тенденция очевидна: налицо неуклонный и существенный рост преследования бизнеса по налоговым статьям. Правда, есть и позитивный момент: в 30% случаев суды теперь отказывают в возбуждении дела в силу того,  что их фигуранты соглашаются погасить свои налоговые задолженности.

На деле же большинство налоговых преступлений расследуется плохо, о чем свидетельствует рост числа прекращенных в суде дел, возбужденных по налоговым статьям. Если в 2014 году в Москве их было всего 14, в то в 2015 году — уже 57. В 2016 году уже зафиксировано 42 подобных случая.

Прогноз Дениса Саушкина по развитию ситуации далек от оптимизма. Он полагает, что количество налоговых дел продолжит расти, поскольку в судах нарабатывается соответствующая практика. Ведь налоговые дела — это эффективный способ получить доступ к документации компании, а уж как ее  использовать, зависит от обстоятельств.

Рынок зарабатывания денег в России сужается, а потому конкуренция за финансовые ресурсы будет только расти.

 

Мошенничество на все вкусы

Еще одно направление давления на бизнес — дела о мошенничестве. Сегодня их в стране огромное количество. Только за 10 месяцев 2016 года зарегистрировано 26 тыс. подобных дел, 12,3 тыс. из которых имеют статус уголовных. Причем характерно, что отмечается очень низкий процент оправдания по этим статьям — всего-навсего 0,5%.

Большинство дел о мошенничестве можно разделить на четыре категории: хищение бюджетных средств путем сговора; хищения внутри компаний; различные махинации на тендерах с использованием посреднических структур; использование различного рода сомнительных схем.

Последнее особенно часто происходит в нашей строительной сфере. Например, орган местной власти проводит тендер на строительство дома за месяц до его сдачи. Легко представить, что побеждает компания, которая уже давно его строит. 

Напомним, что печально известная компания СУ–155 большинство своих объектов строила в обход 214–ФЗ, используя схему ЖСК. Это позволяло возводить дома  без оформления необходимой документации. Те же, кто платил свои кровные, оказывались совершенно незащищенными перед произволом строителей.  

Все понимают, что российский бизнес сильно криминализирован. Но все равно этот факт не оправдывает государство и правоохранительную систему, которые в своих корыстных или корпоративных интересах организовали на него неослабевающее давление.

И пока ситуация кардинально не изменится, бизнес-климат в России останется неблагоприятным для развития и экономики в целом, и строительной отрасли в частности. 

Владимир ГУРВИЧ     

 

 

Подробнее