Несостоявшаяся вечность

Почему отменили конкурс на концепцию ре-использования Мавзолея Ленина

В первой декаде сентября на сайте Союза архитекторов (САР) появилось не совсем обычное сообщение: САР уведомлял о том, что объявляет конкурс на концепцию ре-использования Мавзолея Ленина.  Итоги должны были подводиться на архитектурном фестивале «Зодчество», который состоится в ноябре, в рамках общей темы фестиваля, которая в этом году звучит так: «Вечность». 

Мавзолей – сам себе памятник. Архитектурный

Логика Президента САР и одного из инициаторов конкурса Николая Шумакова была проста: тело вождя мирового пролетариата все равно когда-то будет захоронено. Так уж лучше к этому моменту иметь готовые идеи дальнейшего использования уникального здания.

Сам Союз архитекторов предлагал, в частности, превратить «самое узнаваемое сооружение советской эпохи» в филиал Музея архитектуры имени Щусева. Резоны тут были понятные: во-первых, Мавзолей находится практически в пешей доступности от музея архитектуры, расположенного неподалеку, на Воздвиженке. Во-вторых, автор проекта — выдающийся архитектор советской поры Алексей Щусев, и только поэтому здание стоило бы увековечить. В-третьих, Мавзолей – сам себе памятник, многие всерьез считают его одним из архитектурных шедевров 20 века. Там можно было бы развернуть экспозицию, посвященную самому зданию – различным конкурсным  проектам, с ним связанным.

…Маленькое объявление произвело эффект разорвавшейся бомбы. И сколько ни доказывал глава САР Николай Шумаков, что у Союза архитекторов и в мыслях не было «покушаться на самое святое», что никто и не думал призывать «выносить тело Ленина из Мавзолея ни сегодня, ни через месяц, ни через год, ни даже при нашей жизни» – все было бесполезно. Архитекторы-инициаторы конкурса честно попытались объяснить, что, наоборот, вопреки призывам некоторой достаточно радикальной части общества снести Мавзолей, ратуют за то, чтобы спасти сооружение от сноса (через 50-100 лет, когда тело Ленина, по естественным причинам, все-таки будет захоронено). А самый эффективный способ спасти – придать другие функции. Но их уже никто не слушал.  

Прост до гениальности: мавзолей ничего не нарушает в историческом облике площади, наоборот, все объединяет

…Мавзолей, действительно, один из самых значимых памятников эпохи. И в плане истории, и в плане культуры, и в плане архитектуры, конечно.  Интересно, что строить его предполагалось, как временное сооружение. Однако он уже почти столетие стоит на Красной площади. И признан теперь еще и памятником мирового значения:  внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

История создания Мавзолея изобилует увлекательными подробностями и неожиданными поворотами. Не все, например, знают, что проектов Мавзолея было три. Первые два были деревянными.

….Зимой 1924 года домой к архитектору Алексею Щусеву пришли «товарищи из ОГПУ» и предложили проехать с ними, захватив… чертежные инструменты. Опасавшийся ареста Щусев (а тогда все его опасались) вздохнул с облегчением – значит зовут работать.

В Доме Союзов, куда доставили архитектора, и где собрались уже все первые лица молодого советского государства, ему сообщили, что умер Владимир Ленин, и ему, Щусеву поручается спроектировать временное сооружение-усыпальницу, чтобы тысячи советских людей могли проститься с вождем.

Времени Алексею Щусеву дали несколько часов — до утра. Он успел – к утру временный павильон-мавзолей для тела Ленина был готов.

Руководить работами поручили также Щусеву. Причем возвести сооружение нужно было всего за три дня. И это с учетом тридцатиградусных морозов и промерзшей земли – стоял январь. К тому же строители столкнулись со сложностями рельефа – вдоль стены пролегал древний Алевизов ров – хоть и засыпанный он мог доставить серьезные неприятности. Ведь постройка частично покрывала его.

 Первый вариант Мавзолея был деревянным

…Самый первый Мавзолей строили из архангельской сосны. Конструкция его была достаточно простой – три куба, соединенных короткими переходами. В самом большом кубе с надписью «Ленин» было помещено тело вождя, два других предназначались для входа и выхода с лестниц, ведущих в траурный зал. Над средним кубом соорудили уменьшающиеся ступени, что сразу облагородило облик здания, придав ему торжественный вид.

Зимой тело Ленина, помещенное как бы в естественный холодильник (морозы стояли нешуточные), не требовало дополнительного поддержания. Но наступала весна, и перспективы дальнейшей сохранности тела оказались весьма туманными.

Между тем, большинство соратников поддерживали уже прижившуюся идею Мавзолея, который быстро стал приобретать ритуально значение. Возле него клялись в верности партии и коммунистическим идеям, принимали в пионеры.  Все упиралось лишь в проблему  сохранности тела вождя в неизменном виде.

Выдающемуся анатому Владимиру Воробьеву вместе с биохимиком Борисом Збарским удалось решить непростую задачу сохранения внешнего облика Ленина – они нашли уникальный состав для бальзамирования. Теперь для Мавзолея нужна была более капитальная постройка. И она появилась.

 Второй вариант мавзолея, хотя и был спроектирован также из дерева, выглядел гораздо изысканнее 

Это сооружение уже гораздо больше напоминало привычные формы Мавзолея – тот самый зиккурат с шестью ступенями, ведущими вверх и завершающимися ротондой с колоннами. Главный вход теперь располагался в центре фасада, а выход — справа. Новое здание сложили из дуба с металлическим крепежом. Оно было богато украшено декоративными элементами — от пилястр и колончатых поясов до сложных карнизов и фигурных гвоздей, которые Щусев придумал сам. Новый Мавзолей немного напоминал дорогой кованный сундук. 

Чтобы деревянная конструкция сохранялась как можно дольше, ее покрыли специальным лаком. Важная деталь: во втором варианте появились трибуны. Это был заказ правительственной комиссии.

Тот Мавзолей, который мы знаем сейчас – в камне – появился гораздо позже, уже в 1930-м году. Каменный мавзолей лишь в общих чертах повторил деревянный. Во-первых, изменились размеры: длина с 18 м увеличилась до 24, а высота с 9 до 12 м. Ротонда, в деревянном варианте сдвинутая вперед, в сторону площади, теперь отодвинулась в глубину, к кремлевской стене. Так высвободилось больше места для центральной трибуны.

Здание стало несимметричным. Со стен полностью исчез декор — его заменила сложная геометрия из красного и черного облицовочного камня. Кстати, Мавзолей совсем не целиком сделан из камня —  он имеет железобетонный каркас с кирпичным заполнением стен и облицован полированным камнем. Для облицовки использовались породы, привезенные из разных концов страны: мрамор, гранит, порфирит, в частности, знаменитый камень «габро».

Постамент под саркофаг весил 20 тонн. Его специально поместили на толстую подушку из песка — она предохраняла усыпальницу от вибрации даже во время прохождения по площади тяжёлых танков. Остальные монолиты весили от 1 до 10 тонн. Всего для строительства потребовалось около 3 000 квадратных метров гранита, каждый метр которого обрабатывался по три дня.

 Всем нам знакомый мавзолей Ленина на Красной площади. Для его отделки использовались ценные сорта камня

Из вестибюля в Траурный зал ведут две лестницы. В самом Траурном зале полосы из черного лабрадорита и красной смальты создают эффект знамён, развевающихся на ветру.

Щусев — а он был автором всех проектов усыпальницы, в том числе и последнего, главного — сумел очень деликатно вписать Мавзолей в ансамбль Красной площади, не разрушив ее исторический вид. По бокам от мавзолея были устроены гранитные трибуны на десять тысяч мест (над ними работал архитектор Исидор Француз).

Мавзолей ничего не загораживает, не нарушает уникальное пространство, а наоборот, «держит» его, объединяет, — считают специалисты. — Более того, если его разрушить (снести), это убьет Красную площадь как единое архитектурное пространство и лишит нас одного из самых узнаваемых сооружений советской эпохи.

Именно поэтому, как объясняют в Союзе архитекторов, там и решили объявить такой конкурс – на другое использование Мавзолея. «Мы обратили внимания на некоторые поползновения по сносу Мавзолея, и мы переживаем за его судьбу. И ничего больше. Такой памятник мы ни в коем случае не должны потерять»,- еще раз оправдывал на днях свою позицию президент САР Николай Шумаков. 

Коммунисты: это идеологическая диверсия

Между тем, призывы похоронить Владимира Ильича по христианскому обычаю, придав земле, звучали уже не однажды. Известно желание самого Ленина быть похороненным на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с могилой матери, Марии Александровны.

Но каждый раз тема сопровождалась такой «волной» негатива, что любая дискуссия быстро сходила на нет.

На  этот раз  первыми, ожидаемо, возмутились коммунисты. Резко высказался лидер КПРФ Геннадий Зюганов: «…О новой провокации против Мавзолея Ленина от неких архитекторов. Еще раз подчеркну: ничего, кроме презрения, эти «пляски» вызвать не могут. А предложение вынести Ленина из Мавзолея, убежден Геннадий Зюганов, может «поджечь Россию».

Сенатор Алексей Кондратьев посчитал идею ре-использования Мавзолея «идеологической диверсией»: «На мой взгляд, попытка представить мавзолей как памятник архитектуры зачёркивает его значение как памятника истории и целого пласта идеологии, — написал он на своей страничке в соцсети.

Поспешил дистанцироваться от конкурса и Московский комитет по архитектуре и градостроительству.

— …Москомархитектура не имеет никакого отношения к инициативе Союза архитекторов России провести конкурс на лучшую концепцию по ре-использованию мавзолея Владимира Ленина на Красной площади в Москве, — заявил РИА Новости главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.

По словам Сергея Кузнецова, он узнал о конкурсе союза архитекторов России из СМИ. Архитектурные конкурсы, по его мнению, есть смысл проводить, «на конкретные задачи и конкретные вещи, на которые есть политические или градостроительные решения». «Если бы в обществе был некий консенсус, что делать с мавзолеем Ленина… а до этого это всё выглядит провокацией и раздуванием скандала», — подытожил главный архитектор Москвы.

 Очередь советской поры в Мавзолей Ленина 

С такой позицией Москомархитектуры, пожалуй, во-многом, можно согласиться. Консенсуса в обществе по поводу того, «что делать с Мавзолеем», действительно, нет. И это превращает «чисто творческое» предложение Союза архитекторов в очень рискованный политизированный проект. А там, где творчество вступает на идеологическую почву  — рисков столько, что их сложно даже просчитать. 

…На днях, под давлением общественности, Союз архитекторов скандальный  конкурс отменил. Такое решение было принято «…из-за общественного резонанса и обилия негативных отзывов на инициативу». 

— Еще с утра я не хотел отменять конкурс, но день прошел, и решено было отменить. Когда начинают искажать информацию, говорить, что я хочу снести мавзолей и тому подобное, это уже переходит всякие границы. Пока повременим, посмотрим, жизнь покажет», — подвел итог нашумевшей дискуссии президент САР. 

Дэвид Датуна предложил выкупить тело Ленина за миллион долларов 

Между тем, жизнь внесла новые краски во вроде бы затихшее обсуждение.

Нью-йоркский художник Дэвид Датуна рассказал о своем желании построить копию Мавзолея Ленина в Вашингтоне и выкупить тело вождя.  Он обратился к властям Москвы, сообщив, что готов предоставить первоначальный взнос  в миллион долларов, однако, если нужно, может собрать для этих целей более миллиарда долларов. Смысл приобретения этого арт-объекта художник объясняет происходящими в США  социальными изменениями и увлечением общества социал-коммунистическими идеями.

 Один из флэш-мобов на Красной площади, рядом с исторической, культурной и архитектурной легендой — Мавзолеем Ленина

Американский художник с грузинскими корнями Дэвид Датуна завоевал популярность на мировой арт-сцене в начале 2000-х благодаря своим провокационным работам – в частности, портрету Путина, составленному из изображений Моны Лизы (портрет был продан на ярмарке «Арт-Москва» за €269 тыс.)

Реакция на предложение была однозначной. «Это святые вещи, Родину, историю, вождей не продают», — раз и навсегда припечатал Геннадий Зюганов. И в этом случае с ним можно только согласиться.

 

Подготовила Елена МАЦЕЙКО

 

Подробнее