Презирая трафареты: в Подмосковье реализуют проект стрит-арта «Графика города»

Дома культуры, библиотеки и детские школы искусств покроются образцами уличного искусства.

Разрисовать храм искусств, особенно если это Дом культуры или художественная школа. Разве не это мечта настоящего художника? И теперь она стала вполне осуществимой. В Подмосковье стартовал проект «Графика города». В его рамках планируется создание десятков муралов – огромных настенных произведений искусства. Они призваны разбавить серость типовых районов.

Развитие уличной графики – общемировая тенденция и важная часть современной культуры, которая способна расширить восприятие архитектуры. Проект «Графика города» презирает трафареты, его задача —  наполнение объектов новым смыслом и визуальным качеством при помощи высококлассной профессиональной графики. В «облагораживании» могут поучаствовать молодые люди со всей России от Калининграда до Владивостока.

Выходите из подвалов!

Вряд ли кто-то станет сомневаться в необходимости культурной и молодежной политики на современном этапе. Но причем здесь граффити, спросите вы? 

— Начиналось все просто, — рассказывает министр культуры Подмосковья Елена Харламова. —  Я как мама 21-летнего ребенка прекрасно понимаю через своего сына, что есть огромное  количество  молодежи, которая к классической музыке относится опосредованно,  к народному творчеству тоже достаточно равнодушно. Но увлекается уличными танцами, стрит-артом, ходит на лекции, выставки. Этот пласт молодежи очень целеустремлен, многого хочет добиться,  для него нужно что-то делать.

 Пресс-конференция в РИАМО, посвященная презентации проекта «Графика города». В мероприятии приняла участие главный архитектор Московской области Александра Кузьмина (в центре)

Весь конец 19-го и 20-й год прошли под «молодежным» знаком. Был проведен большой фестиваль «Город «А» в Красногорске.

— Молодые люди сами заявили о себе, — считает Елена Харламова. — Они говорили: «Мы здесь в подвалах что-то делаем…» Давайте уже не в подвалах, давайте уже — выходите. Мы для себя поняли: если большое количество молодежи этим занимается, то мы будем это поддерживать. 

Творить осознанно и ярко

—  Наши проекты позволили не только не потерять нашу молодежь,  но и предложить молодым людям из соседних регионов способы самореализации, — объяснила глава областного Минкульта. — Когда это не регламентировано и происходит ночью, «втихаря», ты не можешь по-настоящему сконцентрироваться на содержании. Когда есть определенное понимание, что ты, как художник, можешь смело днем прийти и начать это делать, тогда ты концентрируешься именно на своей работе. Творишь осознанно и ярко.

Молодежь сама просит  – дайте порисовать. Где? Но зачем же придумывать – где. Были направлены запросы в учреждения культуры Московской области – кто хочет, чтобы на фасаде его учреждения появился стрит-арт. 

Нужно сказать, что интерес оказался большим  – об этом говорит немалое количество заявок (более 130) от местных муниципальных и госучреждений. Позже выяснилось, что часть объектов находится на первых этажах жилых домов, и нужно согласовывать размещение муралов с жителями.

 Мурал на торце дома в микрорайоне Трехгорка в Одинцовском городском округе. Работа выполнена в рамках международного фестиваля стрит-арта «Urban Morphogenesis»

— После такого фильтра объектов осталось всего 53 – музеи, дома культуры, детские школы искусств. Мы сфотографировали эти поверхности, сделали сайт и теперь выкладываем образцы работ.  

Если художнику понравилась какая-либо стена, он рисует, предлагает свой проект. Это все рассматривается властями и приглашенными экспертами, в том числе крупными художниками стрит-арта.

— Дальше мы направляем в эти учреждения заявки и там происходит голосование: 50 процентов — учащиеся, 50 процентов — учителя и родители. Либо они выберут один из проектов, либо несколько на разные стены. Могут не выбрать ни одного. Дальше – кисточки, баллоны, стремянки и высотная техника.

С баллончиком наперевес

— Когда-то Ирина Антонова, бывший директор Художественного музея им. Пушкина, сказала, что искусство это то, что может до души. В этом смысле формат – хорош, — считает главный архитектор Московской области Александра Кузьмина. — Это не разрисовывание стенок. Отличие стрит-арта от граффити – за первым идет мощный эмоциональный и смысловой посыл. Рассуждать о том красиво или некрасиво – в принципе некорректно. Есть понятие гармонии и здесь должен возникнуть синергетический эффект живописи и архитектуры.

 Художник-граффитист выполняет большое панно на брэндмауэре типовой многоэтажки в микрорайоне Трехгорка (Одинцово)

Так в ходе конкурса возник своеобразный фильтр проектов. И он зависел не только от заявок. В Министерстве деликатно отнеслись к выбору объектов – это те здания, которые «испортить» стрит-артом сложно.  С точки зрения качества фасадных решений здания далеки от идеала, их состояние даже может всерьез повлиять на авторскийй замысел. И все же стрит-арт это важное социальное явление,  которое расширяет границы понимания архитектуры, делает ее более понятной и доступной людям. 

От Майами до Лодзи

— Граффити было, есть и будет, это обращение уличного художника – райтера, — объясняет сооснователь творческого объединения «Артмосфера» и одноименной международной биеннале уличного искусства Юлия Василенко. – В отличие от классического граффити, в конкурсе «Графика города» мы говорим о муралах — больших изображениях, где есть композиция, идея.

Такие символические и порой грандиозные арт-объекты становятся мощным инструментом перемены в общественном пространстве. Они меняют однотонный look типовых районов, добавляют красок в жизнь спальных районов, вносят свою изюминку в архитектурные решения.  Тому есть множество примеров,  и самый, пожалуй, культовый — всемирно известный район Wynwood в Майами.

 Район Wynwood в Майами давно уже называют музеем стрит-арта.

Содержащееся здесь фото было удалено по причине нарушения авторских прав

— Сначала это было гетто для пуэрториканцев, но позже девелопер, который скупил район, решил, что у него нет денег его перестраивать – архитектура дело дорогое. И он пригласил известных уличных художников чтобы расписать там несколько стен. Сейчас, чтобы «сделать» стенку в Wynwood е нужно стоять в очереди, даже не всем известным звездам это подвластно, а уж неизвестным точно.

Другой, более близкий и понятный пример — город Лодзь. У него с нашей страной похожая история — после войны город был сильно разрушен, не было средств на его восстанавление, и один из девелоперов местной швейной фабрики решил проблему с помощью уличного искусства. Ежегодно сюда приезжают художники: создают большие работы, росписи, муралы. И город изменился: туда валом повалили туристы. Привлекаются средства.

Креативная индустрия влияет и на другие области жизни — от экономики до социального благополучия.  С другой  стороны, это, безусловно, сфера, развивая которую, город может неплохо заработать.

— Увы, сейчас индустрия оказалась в сложной ситуации, ее нужно поддерживать, потому что художники оказались одними из самых незащищенных слоев населения, — рассказывает Юлия Василенко. — Все ковидные ограничения  и связанные с ними финансовые потери коснулись, в первую очередь, их. 

Нужно признать, что запуск этого конкурса в Московской области, не только яркая возможность для молодых художников показать себя, но и способ пережить выдержать кризис. 

Осторожный пессимизм

Мнение радетелей уличного искусства понятно. Что же говорят о стрит-арте «настоящие» академические художники?

— Мы с некоторой тревогой относимся к таким изыскам, — считает заместитель председателя Союза художников Подмосковья Александр Рожников. — Где-то это уместно, где-то это – красиво. Например, в Люберцах стоит памятник погибшему воину,  и там граффити на торце больницы. Очень удачно и достойно вписано. Но  бывает и такое, что просто диву даешься: насколько безвкусно и непрофессионально выполнено то или иное изображение. Поэтому, думаю, хорошо, что профессионалы представлены в комиссии конкурса.

Александр Рожников считает, что когда молодежная инициатива направляется взрослыми коллегами в правильное русло, то получаются вполне серьезные и достойные вещи.

 Ностальгический мурал на фасаде одного из зданий

— Причем, такие картины, в первую очередь, именно «умные», глубокие по смыслу, — подчеркивает эксперт-профи. — Мы даем художнику возможность реализоваться на огромных пространствах. Но ведь  это будут смотреть тысячи, возможно десятки тысяч людей. В первую очередь это сами жители этих районов, но также и люди, которые будут приезжать туда. И мне, как жителю города совершенно не безразлично, что будет отражено на торце дома, и что я каждый день буду видеть. Если это искусство – то очень хорошо. А если это разноцветные ни о чем не говорящие пятна – это совсем  другое.

Прежде чем что-то появится на стенах, это пройдет тщательную проверку. Организаторы конкурса считают, что Московская область может стать маяком для всей страны в сфере креативного, но в тоже время взвешенного искусства.

 Фестиваль стрит-арта Urban Morfogenesis. Микрорайон Трехгорка. Одинцово. 2019 г.

Впрочем, влияние хорошей настенной живописи на жизнь человека никто отрицать и не собирался.

– Стрит-арт это то, что  позволяет влиять на эмоции человека, заставляет его размышлять, проявлять эмпатию, — объяснила Юлия Василенко. —  Представьте себе, что ребенок живет каждый день в серых стенах. А теперь представьте,  что все эти стены увешаны картинами. Так могут вырасти два разных человека.

 Даниил МАЦЕЙКО

(на главном фото — произведение стрит-арта в микрорайоне Трехгорка в Одинцово)

Для справки:

Напомним, что конкурсы и проекты по развитию стрит-арта на территории Московской области проводятся регулярно и привлекают как профессиональное художественное сообщество, так и начинающих молодых авторов. Работы талантливых художников включаются в туристические маршруты и становятся новыми городскими достопримечательностями. Так, например, в 2019 году участники международного фестиваля «Urban Morphogenesis» из 26 стран расписали граффити брандмауэры жилых домов в микрорайоне Трехгорка Одинцовского городского округа, которые превратились в новый культурный символ города.

Уличным искусством было покрыто более 50 фасадов многоэтажных домов, технических зданий и школ в микрорайоне Новая Трехгорка. Местные жители уже окрестили его «стритарт-джунглями». Всего рисунками покрыли 38 тысяч квадратных метров поверхностей. Для проведения фестиваля было закуплено около 25 тысяч литров краски. 

В конкурсе «Графика города», который проходит при поддержке Министерства культуры Московской области, может принять участие любой желающий художник, вне зависимости от возраста. Прием работ продлится до 31 марта. Подробная информация размещена на сайте конкурса: https://www.grafikagoroda.ru/

 

Подробнее