Площадь Санкт-Петербурга составляет 143 900 га. 6 000 из них занимает так называемый «серый пояс» северной столицы. Причем, в центральной части города доля «серого пояса» составляет почти 40%. Перспективы этих 40% уже давно являются предметом острых дискуссий. Одна из них состоялась в рамках Всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие — 2020», который проходил в конце сентября в Петербурге. В рамках мероприятия специалисты по архитектурному наследию обсудили, какие проблемы и тонкости существуют в вопросе реконструкции пришедших в упадок городских промышленных кварталов.
Недвижимость без адреса
«Серым поясом» города называют зону промышленной застройки — территории заводов и фабрик. По сути, они взяли в кольцо исторический центр Санкт-Петербурга, как бы отделяя его от новых городских районов. Появление «серого пояса» — особенность не одного только Питера. Многие города Европы, да и России, в разной степени столкнулось с этой проблемой. Сначала возводилось жилье, потом городские окраины застраивались промышленными кварталами. Когда город уже не мог развиваться внутри территории, ограниченной промзонами, его застройка начиналась уже за их пределами. Так и возникал тот самый «серый пояс».
Сегодня многие из бывших производственных помещений пришли в негодность. Некоторые из них — в аварийном состоянии, и уже не могут использоваться по назначению. Немало таких объектов, которые уже не принадлежат своим первоначальным владельцам. Предприятия, ранее занимавшие эти территории, или были вывезены в новые локации на окраине города, или не пережили «лихие 90-е» и прекратили свое существование.
На фестивале «Архитектурное наследие-2020», Санкт-Петербург
Таким образом, промышленный пояс Петербурга сегодня, во многом, представляет собой депрессивную зону с большим количеством требующих капитальной реконструкции или просто аварийных зданий. Если углубиться в такой район, там может происходить все, что угодно. Территория почти никак не контролируется. Значительно усугубляет ситуацию то, что многие из бывших заводских комплексов не имеют точного адреса. Людям, не знающим местности, ориентироваться в них крайне сложно. Хаотичная застройка без каких-либо указателей почти не позволяет найти нужную вам организацию, если вы пришли туда без сопровождения.
Такие депрессивные зоны – простор для криминала. Здесь нет регулярных полицейских патрулей. Случайно зашедшие граждане тоже встречаются довольно редко.
Бывший завод «Красный треугольник» — ныне деградирующая промзона
…В качестве примера такой депрессивной зоны можно привести территорию бывшего завода «Красный Треугольник». В 2002 году предприятие было признано банкротом. Впоследствии 34 га земли и порядка 80 различных производственных помещений стали бесхозными. Затем у зданий появились различные собственники.
За общим состоянием промзоны никто не следил – за порогом собственного офиса, как говорится, хоть трава не расти. Постройки разрушались. Сегодня территория завода имеет плачевный вид. Здесь — если никто не встретит и не покажет дорогу — можно ходить часами. Несложно и заблудиться.
В последнее время «Красный треугольник» стал прибежищем всевозможных «сталкеров» — любителей попутешествовать по экстремальным местам.
«Новая Голландия», действительно, стала новой
Между тем, в последние годы пришло понимание, что с такими территориями надо что-то делать. Появились убедительные примеры реновации депрессивных зон, приспособления бывших промышленных зданий под новые функции.
Полным ходом идет такая работа и в Санкт-Петербурге, где таких территорий не просто много, а очень много!
О перспективах «новой жизни» заброшенных промышленных территорий шла речь на ряде сессий фестиваля «Архитектурное наследие-2020», который недавно проходил в Петербурге.
Общественное протранство «Новая Голландия» сегодня
Одним из самых впечатляющих примеров обновления деградирующей территории стала, конечно, Новая Голландия.
«Новая Голландия» — это два рукотворных острова в центральной части города площадью 7,8 га, все постройки на которых являются памятниками промышленной архитектуры. Изначально на островах размещались военные склады. А в постсоветское время локация потихоньку пришла в запустение. Здесь базировались различные мелкие офисы и фирмы. Но в конце нулевых началась планомерная реновация территории. Большую часть арендаторов выселили, аварийные здания снесли, более-менее крепкие — отремонтировали.
Арт-объект на территории обновленной «Новой Голландии»
В итоге, острова обрели совершенно новый вид и новую репутацию. Здесь появились общественные пространства для отдыха горожан, различная уличная мебель. Заработали, магазины и кафе, появилась большая детская площадка.
«Новая Голландия» зимой
Острова стали местом, где можно комфортно и безопасно провести свободное время. Локация начала притягивать не только местное население, но и гостей города. При этом проект еще не завершен. Далеко не все здания отреставрированы — есть потенциал роста.
Реконструкция «планетарного» масштаба
Другой позитивный пример — «Планетарий №1». Эта новая городская достопримечательность заработала в конце 2017 года. Переделанная из бывшего газгольдера на Обводном канале, она быстро стало местом притяжения для петербуржцев. Ранее депрессивная часть города превратилась в популярное место проведения досуга.
Вместо полуразрушенной постройки появился самый большой в мире планетарий, с выставочными залами, лекторием, образовательным центром и прочими интересными опциями. Место приобретает все больший «вес» у жителей и гостей города.
Бывший газгольдер превратился во вполне фешенебельное место времяпровождения
Про цену вопроса нам в личной беседе рассказал руководитель планетария Евгений Гудов:
— Суммарно на выкуп недвижимости и земли было потрачено около 200 млн руб. Еще более 100 млн рублей – вложено в ремонт помещений, строительство купола планетария и закупку оборудования. Надеемся, при благоприятном раскладе реконструкция окупится за 5 лет.
Между прочим, суммарная площадь комплекса после завершения всех работ составит 4 500 м2.
«Севкабель»: вышли к морю
Еще одна радующая локация – завод «Севкабель». Предприятие находится на задворках Васильевского острова.
Открывшись в 2017 году, это креативное пространство стало новой городской достопримечательность, несмотря на свое весьма неудобное местоположение (далеко от метро, вокруг пространства сплошная промзона, территория поблизости явно не для прогулок).
— Тем не менее, это место притягивает людей, — рассказал Алексей Онацко, куратор проекта «Севкабель. Порт». – Мы изначально понимали, что здесь не стоит делать упор на развитие торговой сети — очень сложно будет завлечь покупателей. Поэтому главный акцент сделали на выход к морю.
Вид на воду с набережной «Севкабеля»
До момента реконструкции набережная была закрыта. Сейчас по ней могут гулять все желающие.
— В наших планах — освободить для прогулок горожан всю набережную Васильевского острова, — продолжает Алексей. — Ведь Санкт-Петербург так славится своим выходом к морю. И мы этот выход открыли!
Сегодня здесь проводятся самые разные мероприятия: от показа мод, демонстрации коллекции дизайнера до концертов звезд первой величины.
Такие умопомрачительные виды открываются теперь из бывшей промзоны
Подобное общественное пространство смогло появиться благодаря тому, что действующий завод провел модернизацию, в результате которой освободилось 4 га его территории.
Кстати, набережная выполнена в виде гигантской барной стойки длиной в 160 метров. Собственно, она как барно-перекусочная стойка гуляющими и используется. В общем, это еще один удачный пример реновации промышленной территории.
От реалий к перспективе
У города, на предмет его «серого пояса» большие планы.
В период с 2020 по 2027 планируется постепенно реновировать исторические корпуса обувной фабрики «Скороход». В рамках проекта будет обустроено около 51 000 квадратных метров бывших производственных помещений. Инвестиции в проект составят порядка 5 млрд. рублей.
О целях этого проекта поведал на «Архитектурном наследии-2020» его куратор, управляющий партнер ООО «Проксима» Максим Филиппович.
– Уникальность места обусловлена его идеальной локацией, — рассказал Максим. — Всего 200 метров до метро, рядом проходит одна из центральных городских магистралей — Московский проспект. В непосредственной близости строится огромный жилой комплекс. Тем, кто здесь живет, будет, где отдыхать, делать покупки и даже работать. Ведь на территории новой рекреации планируется создание не только кафе, магазинов и прочих зон отдыха, но и рабочих мест: коворкинга, офисных помещений и т.д.
Как отметила доктор архитектуры, вице-президент Национального комитета ИКОМОС России, президент научного комитета ИКОМОС России по наследию промышленной архитектуры и инженерного искусства, а также модератор сессии фестиваля, посвященной промышленной архитектуре, Маргарита Штиглиц, «…при проведении подобных реноваций необходимо сохранять историческую память». Градостроители прошлого не забывали про архитектурный ансамбль, гармоничное сочетание зданий между собой. Сегодня, отметила Маргарита Штиглиц, увы, достаточно часто можно встретить примеры явной дисгармонии соседствующих построек. Например, когда посреди исторической кирпичной застройки появляется бизнес-центр с полностью остекленным фасадом.
Важную ремарку внес в обсуждение
заместитель председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Алексей Михайлов:
– При создании торговых пространств необходимо помнить о гармонии между торговой и архитектурной частью. Чтобы не получилось так, как в Апраксином дворе, где сейчас совершенно не хочется гулять.
Подняли эксперты и вопрос о балансе между жилыми и рабочими пространствами. Хорошо, конечно, что, наконец, занялись приведением в порядок депрессивных территорий. Но к сожалению, никто сегодня не думает о том, где, в черте города, горожанин может работать. Огромное количество бывших производственных помещений было снесено, например, вдоль Октябрьской набережной — сейчас на их месте появляются все новые и новые высотки. Местные жители задаются резонным вопросом: где все эти люди будут трудиться?
Поэтому предприятия, которые сегодня в «сером поясе» еще функционируют, пожалуй, нельзя подталкивать к закрытию.
Специалисты по промышленному наследию убеждены: деликатный учет всех факторов, в итоге, позволит преобразить город. Максимально эффективно использовать территории, которые сегодня, зачастую пока в руинах, лежат в недрах «серого пояса» северной столицы.
Станислав ДОНИН
(на главном фото — «Новая Голландия» до реконструкции)