С 1 января 2017 года у россиян появляется еще один вид собственности — машино-места. Остается позаботиться об их регистрации
Недавно Президент РФ Владимир Путин среди прочих законодательных актов подписал и 315-ФЗ, о котором почему-то мало у нас говорится, но который самым непосредственным образом касается огромного отряда отечественных автолюбителей. Речь идет о признании в качестве объекта недвижимости мест, предназначенных для размещения транспортных средств. Или, как их называют в народе, машино-мест.
Спор столиц и правоведов
История о том, являются ли места для хранения машин объектами недвижимости или нет, имеет солидный стаж. Речь, понятно, идет не о капитальных гаражах. Если последние приобретены на средства граждан и оформлены по всем правилам, тут никаких сомнений не возникает: это недвижимость. Но в России большинство автомобилей проводят свой век в довольно неблагоустроенных помещениях или вообще, так сказать, на пленэре. Возникает вопрос, как быть в этом случае?
Долгое время этот вопрос был отдан на откуп регионам, и каждый из них решал его самостоятельно. Разнобой был очень существенным. Например, в Москве с 2006 года регистрировали машино-места, а вот в Санкт-Петербурге это делать отказывались.
Это различие зеркально отражало два прямо противоположных подхода, которых придерживались наши правоведы. Одни занимали позицию, согласно которой машино-место достойно признания в качестве объекта недвижимости, другая половина его таковым не признавала.
В судебной практике преобладал подход, при котором машино-место не считалось самостоятельным объектом недвижимости, а признавалось в качестве такового, если оно являлось частью некоего другого объекта недвижимости (здания, сооружения), а владелец этого машино-места в свою очередь являлся долевым собственником основного объекта недвижимости.
Правда, часть судейского корпуса подходила к решению этой коллизии с других позиций. Машино-место, считали эти эксперты, обладает признаками самостоятельного объекта недвижимости в силу того, что оно наделено уникальными, характерными только для него свойствами. Машино-места заносятся в технический паспорт объекта, они отражаются в проектной документации, а собственником машино-места может быть человек, не проживающий в этом или ближайшем доме. К тому же по своей сути оно не является местом общественного пользования, а служит потребностям конкретного гражданина.
По мнению гендиректора компании «Эталон-Инвест» Даниила Селедчика, это противостояние двух подходов могло продолжаться еще долго, если бы в мае 2015 года Минэкономразвития не выпустило специальное разъяснение. В нем сказано, что постановка на государственный кадастровый учет машино-места возможно только в качестве отдельного помещения или строения.
При этом машино-место должно обладать определенными и только ему присущими конструктивными особенностями: например, ограждением, отделяющим данное машино-место от соседних. Если же таких конструкций нет, то объектом недвижимости оно не является. А следовательно, не может быть вовлечено в гражданский оборот.
Большой затор
С одной стороны, письмо внесло определенную ясность в этот запутанный вопрос. С другой стороны, начались проблемы с регистрацией машино-мест — там, где их регистрировали, в частности в Москве.
В результате скопилось большое число заявок на регистрацию машино-мест, а граждане не могли осуществлять с ними никаких операций. А ведь надо понимать, что речь идет о большой экономической проблеме.
Понятно, что многие машино-места стоят недорого, но немало и таких, за которых можно выручить достаточно большие деньги. Например, некоторые машино-места в центре Москвы могут по цене не уступать стоимости квартиры где-нибудь на окраине города.
В итоге небольшая, в общем-то, чисто локальная проблема стала быстро превращаться в серьезный общегосударственный вопрос.
В этой ситуации Росреестр предложил схему легализации машино-мест, которая была представлена одному из высокопоставленных членов Правительства РФ. В качестве пилотного проекта была выбрана подземная стоянка на Чистых прудах. Чиновнику было наглядно продемонстрировано, как с помощью ограждающих колонн и знаков на них можно быстро превратить обычное машино-место в объект недвижимости. При этом межевая линия позволяет измерить расстояние между двумя стоянками автомобилей.
Теперь и объект недвижимости
Результатом этой работы стало мартовское поручение Президента разработать условия по вовлечению машино-мест в гражданский оборот. Росреестр и Минэкономразвития подготовили соответствующий законопроект (тот самый 315-ФЗ), который был принят парламентариями и подписан главой государства.
Однако этому предшествовала серьезная борьба. Противники принятия законопроекта указывали на то, что в этом случае можно нарисовать на асфальте безграничное число машино-мест. И теперь, чтобы не дать развернуться таким «художникам», в законе введено понятие «сооружение». Иными словами, место для машины должно быть чем-то оборудовано: это может быть ограждение, бетонный пандус или что-то еще.
Впрочем, хотя закон принят, некоторые юристы считают, что он не решает всех нюансов вопроса. Например, до каких пределов распространяется право на машино-место в помещении: иными словами, это лишь прямоугольник на полу или соответствующая фигура тянется до потолка? Кто будет собственником проездов и проходов к машино-местам и кто станет отвечать за их состояние?
Но в любом случае новый закон весьма важен. Причем не только для граждан, но и для строительной отрасли, поскольку он открывает зеленый свет строительству и продаже дополнительных объектов — машино-мест. И, к слову, отныне правовые нормы позволяют сооружать машино-места с использованием ипотеки, так как теперь они могут выступать в качестве залога.
Как и любое другое недвижимое имущество, машино-места теперь подлежат государственной регистрации, которую будет осуществлять органы Росреестра.
Но чтобы ввести машино-места в полный гражданский и экономический оборот, необходимо разработать механизм их переоформления из долевой собственности в индивидуальную. Предполагается, что при наличии регистрации общей долевой собственности на помещение каждый собственник получает право выделить свою долю и оформить свое машино-место. Но как это будет происходить конкретно, пока до конца не ясно.
Между тем времени на разработку процедуры осталось совсем немного: регистрация нового вида объектов недвижимости стартует с 1 января 2017 года.
Владимир ГУРВИЧ
Фото: fotki.yandex.ru, ndv.ru
КСТАТИ
За рубежом также ищут решение вопроса, где и как хранить автомобили и какие правовые статусы имеют эти места. Любопытная практика существует в Германии. То, как она действует в реальности, непосредственно наблюдал один из руководителей нашего портала, несколько лет проживший в Германии.
В ФРГ рядом с домами размещаются размеченные стоянки для машин. В этом смысле ситуация очень напоминает нашу. Но есть одно важное отличие.
Каждое такое место закреплено за конкретным владельцем. Он арендует этот участок, имеющий конкретный номер, и платит за него соответствующую арендную плату. И никто не имеет права ни на одну минуту ставить туда свой автомобиль. В результате владелец этого машино-места всегда уверен в том, что он в любое время суток без проблем припаркует здесь свое транспортное средство.
Как рассказал наш коллега, однажды на его глазах один немец, местный житель, по невнимательности припарковал на такое чужое «поле» свою машину. Заметив это, владелец стоянки тут же вызвал полицию. Она прибыла оперативно и оштрафовала провинившегося, причем штраф оказался достаточно солидным.
Если внедрить такую систему в Москве, это стало бы неплохим подспорьем для автомобилистов. Ведь у нас, подъезжая к дому, автомобилист не может быть уверенным в том, что там есть место для парковки. Считаем, столичным властям стоит внимательнее изучить немецкий опыт.