Один из топ-менеджеров финской компании обрисовал журналу «Строительство.RU» ситуацию на российском кровельном рынке и отметил ценовые тенденции
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
О кровельном направлении компании «Руукки Рус» нашему журналу рассказал директор по продажам в России Роман СЕНАТОРОВ.
— Роман Игоревич, какая доля в производственном и торговом портфелях компании приходится на кровельный бизнес? Какие основные задачи руководство компании ставит перед разработчиками и производителями кровельной продукции?
— Кровельный бизнес в структуре Ruukki составляет порядка 10%. Так что пока это небольшой, но быстрорастущий бизнес. В 2015 году мы планируем увеличить оборот как минимум вдвое. Для этого есть все предпосылки, несмотря на непростую рыночную ситуацию. Мы открываем третью линию: в марте запущено производство кровельных материалов. Расширяется линейка кровельных аксессуаров. Это позволит нам достичь запланированных целей.
Мы стараемся адаптироваться к российскому рынку, к тем реалиям, которые диктует экономика. Есть намерение запустить в этом году наш продукт в среднем ценовом сегменте. В дешевый сегмент мы не пойдем, но в любом случае будем стараться сделать наш продукт доступным более широкому кругу потребителей.
— Финские кровли давно уже популярны в России. За счет чего на рынке кровельной продукции сегодня можно опережать конкурентов? В чем основные слагаемые успеха?
— Краеугольный камень нашего успеха — это высокое качество продукции. Никто из производителей кровельных материалов не дает таких гарантий на свою продукцию, как мы. У нас гарантия на кровлю колеблется в диапазоне от 30 до 50 лет — в зависимости от материала покрытия. И это не просто слова, это подкреплено многолетними испытаниями. На наших испытательных полигонах в Скандинавии мы тестируем кровлю в течение многих лет в самых жестких и экстремальных условиях. Так что у нас есть чем подтвердить свою гарантию.
Второй важный момент — это внешний вид кровли. Поскольку металлочерепица — это продукт, ориентированный на скатные кровли и малоэтажное домостроение, мы работаем главным образом с сегментом частных заказчиков. А в этой категории потребителей дизайн занимает не последнее место — ведь все это подбирается для себя, для своего собственного дома.
Многие люди, которые первый раз имеют дело с кровлей, воспринимают металлочерепицу как некий монопродукт. На самом деле есть несколько профилей металлочерепицы, которые весьма существенно отличаются друг от друга. И в этой категории мы традиционно являемся законодателями мод. Это то, что позволяет нам опережать конкурентов и занимать свое место в нише премиальной торговли металлочерепицей. Базируясь на этих факторах, мы и строим свой бренд.
— Как ведет себя рынок кровельной продукции в нынешних непростых условиях? Заметно ли здесь падение в связи с кризисом? Как на этом рынке отражается нестабильность курса рубля по отношению к евро. Какова ценовая динамика?
— В кровельном бизнесе очень ярко выражена сезонность. Делать какие-то выводы по первым месяцам этого года преждевременно. Но могу сказать, что результаты января и февраля для нас стали очень хорошими, существенно превысив аналогичные показатели прошлого года. Но, хотя мы и наблюдаем взрывной рост, я бы не связывал его с ростом потребления. У производителей есть определенная инерционность спроса. Мы работаем в основном с оптовым сегментом, с крупными компаниями-перепродавцами. И результаты, о которых я сказал, в большей степени обусловлены тем, что партнеры Ruukki постарались наполнить свои склады нашей продукцией, чтобы получить ее еще по тем ценам, которые мы могли обеспечить в конце прошлого года, до повышения курса евро. Вот в чем, на мой взгляд, основная причина столь мощного роста.
Разумеется, очень важен тот факт, что в период максимального спроса у покупателей была возможность выбора поставщиков для заполнения своих складов. И тот факт, что мы оказались в числе первых, чью продукцию положили на склад большие оптовые и розничные компании, подтверждает уверенность партнеров в нашем продукте. Они знают, что на нашу продукцию спрос будет всегда.
В целом же рынок довольно нестабилен. Большинство розничных покупателей постарались сделать закупки в период максимального курса евро (по рублевым ценам, рассчитанным по старому курсу). В декабре все наши розничные и оптовые партнеры декларировали взрывной рост продаж. Люди старались потратить свои рубли на все что угодно, в том числе и на кровельные материалы.
Но сегодня мы видим, что курс евро идет вниз, а рубль постепенно отыгрывает потерянные позиции. В результате несколько крупных компаний уже снизили свои цены.
— И вы в их числе?
— Нет, мы поступили иначе. Мы дальновидно закупили большое количество сырья в Финляндии еще по хорошим ценам. И нам удалось пройти периоды максимального курса евро и самых больших скачков и колебаний на уровне цен, которые мы назначили в конце года. Да, мы повышали цены в ноябре и декабре, в общей сложности процентов на 20— 25%, но этим и ограничились. В то время как курс евро к рублю вырос значительно больше. То есть мы сознательно притормозили отпускные цены ради того, чтобы удержать объемы и нарастить долю рынка.
— Я думаю, вы от этого только выиграете…
— Очень надеюсь. По крайней мере, наши февральские результаты показывают, что это происходит. К слову, пока мы сдерживали отпускные цены, российские металлурги, наоборот, их поступательно увеличивали. Цены января, февраля, марта в России стабильно росли по 10—15%. Если раньше разброс между импортным и российским металлом был огромен и доходил до 50%, то сейчас разница между ними существенно сократилась. Что ж, это должно положительно отразиться на продукции, изготовленной из качественного финского металла.
— В конце февраля в месте сосредоточения главных производственных мощностей ООО «Руукки Рус», в г. Балабаново Калужской области, открылся магазин кровельной продукции Ruukki Express. Какова главная цель создания этой торговой точки?
— Оно продиктовано нашим желанием стать ближе к потребителю. В ряде стран сеть Ruukki Express весьма успешно функционирует как основной бизнес по кровле. В нашем случае мы пока рассматриваем этот магазин как шоу-рум, где можем показать потребителям максимальную линейку нашей продукции, рассказать о ней. Там находятся два квалифицированных консультанта, которые всегда помогут бесплатно сделать расчет, найти решение для конкретного дома и объяснить плюсы и особенности той или иной продукции.
Мы хотим протестировать розничный бизнес как пилотный проект, посмотреть, как все это работает в Калужской области с точки зрения операционных процессов. Если будет спрос, то, возможно, тиражируем эту модель в другие регионы. В принципе у нас уже есть мысли открыть в России еще один-два Ruukki Express.
— Позволило ли открытие магазина лучше учесть потребительские предпочтения?
— Безусловно. Потребители, которые приходят в наш магазин, уже дали нам понять, что каких-то категорий продукции в нашем ассортименте не хватает. Поэтому мы намерены расширить ассортимент магазина продуктами, которые всегда продаются в комплексе вместе с кровлей. Это подкровельные пленки-мембраны, другие специфические аксессуары для кровли. Это делается для удобства наших потребителей, чтобы они могли забрать все из одной торговой точки.
Таким образом, через открытие магазина к нам приходит лучшее понимание местного рынка. Это то, ради чего мы и запустили проект. Когда мы работали через наших оптовых и розничных партнеров, информация не всегда была достаточно полной. Сейчас же мы от самих конечных потребителей узнаем, что именно им нужно и что мы можем сделать, чтобы улучшить их обслуживание. Это касается не только широты ассортимента, но и возможности адаптировать наш продукт под требования потребителя. Все это позволяет нам оптимизировать свою продуктовую линейку и предлагать потребителям более доступные продукты.
Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ