Рынок новостроек московского региона насыщен интересными предложениями, а спрос невысок. Перепроизводство в России жилья эконом-класса и отсутствие «длинных» банковских кредитов вынуждает крупные строительные компании искать новые формы получения прибыли. Как девелоперы могут помочь себе в нынешних условиях?
Евгения Акимова, генеральный директор IKON Development:
Безусловно, помимо профильного бизнеса – строительство и продажа жилья – застройщики стараются развивать сопутствующие бизнесы. В качестве таких дополнительных форм получения прибыли девелоперами можно назвать, к примеру, организацию собственной управляющей компании, запуск телекоммуникационного бизнеса в уже сданных объектах и т.д.
Девелопер также может выступать сетевой организацией – в случае строительства собственных инженерных сетей (к примеру, в ЖК «Новый Зеленоград» мы возводим собственный водозаборный узел (ВЗУ), который впоследствии сами же планируем эксплуатировать, централизованно обеспечивать наших жителей водой.
Однако подобные бизнесы на незначительных объемах застройки показывают невысокую рентабельность. Когда же речь идет о целом микрорайоне, то расширение бизнеса в сторону сопутствующих строительству жилья услуг начинает приносить прибыль. Однако в большинстве случаев маржа от дополнительных направлений для девелопера минимальна. Также на рынке уже давно есть примеры, когда небольшие девелоперы постепенно вырастают в крупный строительный холдинг со своими производственными мощностями. Но нужно четко понимать, что расширение и укрупнение строительного бизнеса зачастую является не самоцелью его владельцев, а попыткой оптимизировать издержки при реализации собственных проектов.