Целью участия фирм-однодневок в тендерах было вымогательство денег у реальных претендентов на выполнение работ. Неужели те времена вернутся?
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
Изменения, внесенные в закон 44-ФЗ «О федеральной контрактной системе» в декабре 2014 года, несколько сократили сферу применения банковских гарантий в сфере госзаказа. Заказчикам разрешили не требовать от подрядчиков гарантий по контрактам, по которым предусмотрено банковское сопровождение (это контракты на сумму 10 млрд рублей и выше), а также по контрактам для малого бизнеса.
Видимо, законодатель хотел сделать в условиях кризиса доброе дело для господрядчиков, которым действительно приходится очень непросто: затраты резко выросли в связи с падением курса рубля, а цена контракта не может быть увеличена.
Поддельными гарантиями обеспечивалась половина всех контрактов в сфере госзакупок
Если поверхностно подойти к этому вопросу, кажется, что отмена гарантии позволяет подрядчику сэкономить. И, что самое приятное, вроде бы не за счет бюджета! Но, думаю, законодатели не просчитали все последствия своих действий. В действительности отмена гарантий при госзакупках неминуемо создаст целый ряд проблем как для госзаказчиков, так и для добросовестных подрядчиков, работающих на госзаказе.
Все мы хорошо помним времена действия закона 94-ФЗ «О госзакупках», когда для участия в тендере порой заявлялось несколько десятков компаний. Причем значительная часть участников тендера вовсе не намеревалась реально исполнять госконтракт: целью их участия было вымогательство денег у реальных претендентов на выполнение работ под угрозой демпинга на аукционе.
Банковские гарантии как бы требовались, но стоили недорого из-за засилья так называемых «серых» гарантий, то есть подделок, получить которые ни для кого не составляло проблемы. Поддельными гарантиями, по оценкам ФАС, тогда обеспечивалось более половины всех государственных и муниципальных контрактов. А выявить подделки было сложно из-за того, что заказчик ограничен во времени и в полномочиях.
Именно это позволяло участвовать в тендерах недобросовестным компаниям и фирмам-однодневкам и способствовало необоснованному демпингу на аукционах.
Закон №44-ФЗ положил этому конец. Был введен единый реестр банковских гарантий, исключающий использование подделок.
Предквалификация участников тендера отсеяла «серых» претендентов
Требования наличия у победителя гостендера настоящей банковской гарантии стало, возможно, главным достижением закона №44-ФЗ. По сути, это ввело предквалификацию участников гостендеров, о необходимости которой так много и обоснованно говорили представители госзаказчиков и крупных подрядчиков. При этом предквалификация, осуществляемая госзаказчиками, для государства была бы дорогостоящей, необъективной, а зачастую и коррупционной. Предквалификация же со стороны банков в форме проверки участника тендера при выдаче ему гарантии стала независимой и объективной, поскольку за свое решение о выдаче гарантии банки несут полную финансовую ответственность.
При выдаче гарантии банк проверяет финансовое положение компании, ее опыт в сфере строительства, в том числе объектов, аналогичных выставленному на тендер. Проверяется и реальность деятельности компании — это жесткое требование ЦБ РФ, препятствующее выдаче гарантий фирмам-однодневкам. То есть здесь работают сразу три разные службы банка: «безопасники», «кредитчики» и «рисковики».
Результатом этого стало отмечаемое всеми экспертами сокращение числа участников гостендеров и демпинга на них. Компании, не готовые пройти банковскую проверку, больше не рискуют участвовать в тендерах.
Разумным стало и решение законодателя об ограничении числа банков, имеющих право выдавать гарантии в сфере госзакупок. Банк должен существовать не менее пяти лет, а его собственный капитал (то есть, по сути, превышение имущества банка над его обязательствами) должен составлять не менее 1 млрд рублей. В результате выдавать гарантии в сфере госзаказа могут только надежные банки, почти 2/3 финансовых институтов отныне лишена такой возможности.
Существуют и общие требования, в соответствии с которыми сумма гарантий, выданных банком одной компании или группе аффилированных компаний, не может составлять более 25% собственного капитала банка, а общая сумма всех выданных гарантий не может превышать собственный капитал банка более чем в 10 раз. Эти ограничения препятствуют тому, чтобы банки выдавали гарантии на сумму, за которую они не смогут ответить.
Более 70% всех гарантий выдаются 10 крупнейшими банками. В случае банкротства подрядчика банковская гарантия — единственный способ для заказчика получить возмещение убытков и штрафные санкции.
Банковская гарантия — это и превентивная, и компенсационная мера
Гарантия на весь срок своего действия обеспечивает заказчику возмещение банком убытков от некачественного выполнения подрядчиком работ, которое выявляется зачастую через длительное время по окончании выполнения работ, когда подрядчика уже не найти.
Всего в 2014 году банки выплатили по гарантиям более 50 млрд рублей. Только по гарантиям, выданным ООО НПО «Мостовик», выплаты превысили 5 млрд рублей. При этом 40% всех выплат пришлось на четвертый квартал 2014 года. Это начали срабатывать настоящие гарантии, выданные уже по закону №44-ФЗ. По гарантиям же, которые были выданы по закону №94-ФЗ «О госзакупках», заказчику чаще всего ничего не удавалось получить с банка.
Таким образом, институт банковских гарантий в госзаказе выполняет две функции:
Превентивная функция — недопущение финансово несостоятельных компаний и фирм-однодневок к участию в тендерах. Предотвращение демпинга и получение объемов работ только теми компаниями, которые смогут их выполнить.
Компенсационная функция — безусловное возмещение убытков госзаказчику, возврат необработанного аванса и штрафных санкций.
В условиях нынешнего кризиса объем строительства, в том числе в сфере госзаказа, значительно сократился, а число строительных компаний пока еще не уменьшилось адекватно падению объемов работ. Многие из них находятся в поиске любых подрядов или иного заработка.
И если сейчас отменить требование предоставления гарантии для заключения госконтракта, это неминуемо вызовет резкий рост числа участников тендеров, а также — демпинг, вымогательство «откатов» участниками тендеров и другие негативные последствия. В сфере регулирования рынка госзаказа был бы сделан большой шаг назад. Этого допускать нельзя.
Станислав МАЦЕЛЕВИЧ,
генеральный директор НП СРО «Первая гильдия строителей»