Приоритет-2030: эстетическое возрождение промзон, безлюдное строительство и 3D-суверенитет

Новые возможности по эксплуатации бывших индустриальных кластеров должны отвечать интересам города и горожан

Застройщики, вводя в экономическую деятельность депрессивные промтерритории, часто оставляют без внимания социальные, экономические и экологические факторы. К такому выводу пришли ученые НИУ МГСУ в ходе работы над новой методологией по переустройству бывших промзон. Между тем задачи редевелопмента и ревитализации должны соответствовать доктринам устойчивого развития.

«Флакон» и «Севкабель»

Перепланировка бывших промышленных территорий и создание на их месте современных жилых массивов – одна из главнейших задач градостроительной политики в России. Работы – непаханое поле, ведь только по Москве насчитывается 15 тыс. га промышленных территорий.  7 тыс. из них будут реформатированы и деиндустриализованы – с них выведут промышленные мощности, еще 8 тыс. га будут реорганизованы.

 

— Освоение бывших промзон помогает восполнить дефицит необходимой инфраструктуры, повысить качество городской среды и комфорт проживания, – говорят эксперты МГСУ.  – Бывшие промзоны становятся локальными центрами районов, градообразующими точками города, которые предлагают рабочие места для населения, живущего в радиусе пешеходной доступности, разнообразие различного вида услуг и общественных пространств.

Возможно наиболее яркими кейсами по реформатированию старых индустриальных кластеров в Москве стали  арт-завод «Флакон» (теперь здесь популярный центр культуры и творчества) а также «Даниловская мануфактура», в которой есть и жилые апартаменты премиум-класса, и коммерческая недвижимость, и арт-пространства, и зоны отдыха.

В Санкт-Петербурге тоже есть прекрасные примеры – например, завод «Севкабель» или та же бывшая фабрика «Невская мануфактура» — на пустующих площадях ткацкой фабрики созданы торговый и развлекательный центр с современными помещениями для бизнеса, торговли и отдыха горожан.

Правда, сам процесс переформатирования — дорогое удовольствие. И он требует детального и тщательного планирования.

Причем на сегодняшний день многие проекты редевелопмента реализуются без соответствующего анализа нужд местных жителей и их коммюнити, не учитываются даже общие требования для городской среды. Это приводит к дополнительным затратам из городского бюджета на компенсационные мероприятия или строительство дополнительных объектов, которые являются обременительными для застройщика, но необходимыми для города. 

Новый приоритет

— В рамках программы «Приоритет-2030» мы разработали новый подход, чтобы еще на предпроектной стадии обсуждения и проектирования определить возможные направления развития промышленной территории, заранее избежать ошибок и спланировать будущее пространство таким образом, чтобы учесть нужды города и горожан, сохранить экологическое равновесие и просчитать экономические выгоды от перепланировки территории, – рассказала руководитель проекта, доцент НИУ МГСУ, член-корр. РААСН Нина Данилина. 

Методология постулирует принцип триединства концепции устойчивого развития территории, что означает соединение и сочетание таких факторов как экономический рост, социальная справедливость и защита окружающей среды. 

 

По словам экспертов, проектные решения по переорганизации бывших промзон должны отвечать потребностям местных жителей в различных видах инфраструктуры в рамках концепции  города 15-минутной пешей доступности.

Проекты будущего должны гарантировать и экологическую безопасность городской среды, и сохранение природного каркаса. При этом одним из главных приоритетов по — прежнему остается создание рабочих мест. Как совместить эти требования – большой вопрос.

Новая методология создана на фундаменте технологии геоинформационного моделирования. Большие пространственные данные собираются по всем аспектам состояния района: где располагается промзона, какова ее инфраструктурная обеспеченность. Отмечается также присутствие жилых зон, социальных объектов, общественно-деловых и зеленых территорий. Агрегация информации позволяет прорабатывать многообразные сценарии альтернативного землепользования на месте бывших индустриальных площадок.

— Использование геоинформационных технологий снижает влияние субъективного фактора и ускоряет принятие решений благодаря автоматическому сбору и обработке больших объемов данных, – подчеркивают исследователи. — Агрегированные данные могут быть использованы для создания цифровых моделей городов и применяться не только для конкретной промышленной зоны, но и для моделирования будущих процессов застройки городской среды

В МГСУ считают, что залог успеха при перспективном применении подхода состоит в формировании современных стандартов городской среды в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда» и в реализации программы по разработке мастер-планов городов. 

Напомним, в Россия реализуется проект по реновации городов, которые появились в прошлые века.

— 200 крупнейших городов получат свои мастер-планы, которые покажут ключевые направления их развития. В целом же в нашей стране больше 2,1 тысяч опорных населенных пунктов будут активно развиваться и становиться центрами экономического роста, – рассказал министр экономического развития РФ Максим Орешкин.

Речь идет о создании современной инфраструктуры и новых условий для реализации человеческого потенциала. 

Безлюдное строительство

Помочь в развитии строительной отрасли должна и 3D-печать. Россия входит в тройку стран — лидеров по строительной 3D-печати, наряду с Америкой и Китаем. Об этом говорили на Второй международной конференции «3DMIX-2025».

— В России публикационная активность по 3D-печати пока не столь велика, как в некоторых других странах. Однако если посмотреть на показатели цитируемости, то в тройке лидеров — США, Китай и Россия, — считает научный руководитель Института строительных материалов и технологий (НИИ СМиТ) НИУ МГСУ, председатель комитета по науке и инновационному развитию Российского союза строителей Андрей Пустовгар. — Это три страны, чья научная информация наиболее востребована и действительно обогащает рынок строительных аддитивных технологий. И это стало возможным благодаря опыту, накопленному практиками, отраслевыми ассоциациями, производителями строительных принтеров и смесей, которые продвигают технологию на реальных объектах. Что касается МГСУ, то здесь ведётся научно-исследовательская работа в этом направлении с 2000 года.

 

— Отечественная отрасль уверенно формирует технологический суверенитет: в стране действует около 15 производителей строительных принтеров, а строительные смеси для 3D-печати, разработанные МГСУ, уже применяются на практике, — подчеркивают участники конференции.

По словам заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Сергея Музыченко, 3D-печать входит в стратегию технологического развития отрасли. Сейчас ведомство работает над программой внедрения технологий безлюдного строительства, одним из главных компонентов которого будет строительная печать.

— Без серьёзных усилий в этом направлении мы просто физически не сможем развиваться теми темпами, которых уже достигли, — считает Музыченко. — 3D-печать зданий — это для нас большая перспектива, реальный ответ на вызовы, стоящие перед строительной отраслью. В нашей стране работает порядка десяти производителей строительных 3D-принтеров. И планы, которые они перед собой ставят, амбициозны: это миллионы квадратных метров к 2030 году. Но это, на мой взгляд, единственный путь, который позволит справиться с дефицитом трудовых ресурсов и обеспечить развитие отрасли, — заявил Сергей Музыченко.

При этом основное преимущество России перед конкурентами в сфере 3D-печати — это по-прежнему хорошо развитая научная база.

Так, МГСУ разработал бетонные смеси для 3D-печати — это отечественное ноу-хау, на основе которого создаются стандарты и ведутся испытания. Крепнущий технологический суверенитет проявляется в растущем рынке смесей, интенсивном развитии ГОСТов и формировании нормативной базы.

— Технологического суверенитета в сфере аддитивных технологий достигли лишь немногие страны — Россия, США, Китай и некоторые государства Европы, – считает директор НИИ СМиТ МГСУ Алексей Адамцевич. – Причём американская отрасль во многом опирается на специалистов из России. С точки зрения идей и инженерной школы у нас действительно сильные позиции. Такого количества производителей, как сегодня в России, нет ни в одной другой стране— это факт.

По словам Алексея Адамцевича, у нас работает около двух десятков компаний, которые способны создавать оборудование, реально функционирующее на стройплощадке. В большинстве стран — один крупный игрок и, возможно, один-два поменьше. В этом смысле Россия — уникальна.

 

Однако встает и вопрос экономической эффективности. По данным участников конференции, средняя стоимость «коробки» дома, напечатанного методом строительной 3D-печати, составляет от 50 до 75 тыс. руб. за 1 кв. метр. В эту сумму входит основание, стены, кровля, оконные блоки — замкнутый тепловой контур.

— Стоимость печати сопоставима с традиционной кладкой из пеноблоков, но имеет преимущество в скорости, кроме того, не требует финишной отделки, — замечает гендиректор компании SmartBuildService Михаил Шиленков. — Многое зависит от погодных условий, качества смеси, непрерывности печати. Но уже сегодня есть реальные цифры, а не гипотетические расчёты.

По мнению Алексея Адамцевича, главная экономия выходит при применении гибридных решений — к примеру, когда комбинируется печать наружных конструкций и каркасных перекрытий.

При этом серьезно ускоряется строительство, а затраты снижаются без ущерба для качества. Проблема подготовки специалистов стала одной из самых обсуждаемых на конференции.

— Мы обучили 30 студентов для одного из проектов, в финале осталось 12. Работа сложная: нужно следить за оборудованием, погодой, бетоном, и всё это — на высоте, в режиме стройки, — рассказал основатель 3D4Art Роман Павленко.

 И все же именно 3D-печать способна привить интерес молодых к профессии строителя. Это творческая работа с высокими технологиями в благоприятной цифровой среде. Для продвижения передовой технологии должна быть создана сеть образовательных программ нового типа для всех участников стройки: от операторов принтеров до архитекторов — ведь они будут создавать здания будущего, и сама стройка будет заточена под особенности новых строительных технологий.

По информационным материалам,

предоставленным пресс-службой МГСУ,

подготовил Даниил МАЦЕЙКО

 

Подробнее