Кризис на рынке ЛКМ: кто первым нащупает дно в банке с краской

У российского потребителя краска никогда не ассоциировалась с чем-то престижным и дорогим. Правда, за последние 15 лет ситуация в корне изменилась. Почему?

Ассортиментная линейка современных ЛКМ невероятно разнообразна. Она включает в себя не только лаки, краски и клеи, но и всевозможные грунтовки, шпаклевки, пропитки, морилки, различные антисептики. Разобраться в таком многообразии порой бывает непросто даже отделочнику-профессионалу. Попробуем окинуть взором то предложение, которое есть сейчас на рынке, и определиться с качествами и особенностями новых красочных покрытий. А заодно постараемся отследить рыночную динамику и новые тренды в мире лакокраски.


Краски подразделяются по различным признакам. По типу основы (масляные краски, краски на водной основе, латексные краски и т.п.). По сфере применения (краски для внешних и внутренних работ). По наличию специфических свойств (например, огнезащитные краски). По физическому состоянию (сухие краски) и другим параметрам.


 


Заглянем в виртуальный супермаркет


Выбирая краску для отделочных работ, нужно иметь в виду, что такая краска должна отличаться повышенной укрывистостью, устойчивостью к ультрафиолетовому излучению, однородностью образующейся пленки.


Чаще других для окраски потолков используется водно-дисперсионная краска. Однако здесь нужно иметь в виду, что выбор типа краски для стен и потолка будет зависеть не только от материала потолка, но и от условий эксплуатации и назначения помещения (влажность, эстетические требования, световая нагрузка, температурный режим помещения, частота предполагаемого ремонта, особые требования — например, устойчивость к табачному дыму и пр.).


В последнее время значительно выросло качество грунтовок. Подбирая грунтовку для ремонта, обратите внимание, что они теперь выпускаются с добавками против плесени. А еще обладают повышенными адгезивными свойствами (сцеплением с поверхностью). Кроме того, они глубоко проникают в основание, укрепляя пористые поверхности перед дальнейшей обработкой.



Масса всевозможных вспомогательных средств выпускается теперь и для обработки древесины. Они включают защиту от атмосферного воздействия при помощи водоотталкивающих составов (краски, лаки, пропитки), препятствующих проникновению влаги вглубь древесины; биологическую обработку древесины антисептиками, убивающими споры грибков; огнезащитную обработку древесины специальными составами, препятствующими возгоранию (антипирены).


 


Как повысить культуру потребления краски


— В условиях кризиса покупательная способность населения резко снизилась, — констатирует глава представительства компании AkzoNobel в России Михаил Ионов. — Статистика показывает, что до 60% своего заработка люди тратят на питание. Все, что не касается первоочередных нужд, откладывается в долгий ящик.


Тем не менее даже в сложных условиях падения спроса производители продолжают работу над качественными характеристиками ЛКМ.


Тренд последних лет — придание краскам и лакам новых свойств, удовлетворяющих растущим потребностям клиента. Например, появление все более специализированных составов: красок с разнообразной моющей способностью, эмалей со значительно усиленной прочностью и долговечностью, антисептиков с широкой гаммой биозащитных свойств и т.д.


Еще одно перспективное направление — уменьшение расхода краски за счет увеличения твердого компонента (повышенное содержание сухого остатка). Над этим также работает ряд компаний, специализирующихся на ЛКМ.


В ситуации, когда спрос на лакокраску падает, многие склоняются к тому, что нужно больше работать над культурой потребления краски. Заметим, что в России эта культура всегда была традиционно низкой. У российского потребителя краска никогда не ассоциировалась с чем-то престижным и дорогим. Правда, за последние 15 лет ситуация изменилась.



На протяжении многих лет западные компании упорно инвестировали в «красочные» бренды, в том числе и российские. И в конце концов добились своего. Краску стали покупать. Правда, пока не в таких объемах, как обои, но прогресс, как говорится, налицо.


— В последнее время сделан большой шаг вперед в сфере продвижения товара, его качества, упаковки, — поясняет нам генеральный директор завода AkzoNobel Decor Кирилл Лисеев. — Это и обусловило изменения в предпочтениях потребителей. Поэтому, несмотря на кризис, мы продолжаем делать то, что делали и раньше: продвигаем идеи качества, экологичности и брендирования. Только теперь, в кризисных условиях, мы делаем это интенсивней, лучше, обходясь меньшими ресурсами.


Вызывает некоторое сожаление то, что нередко продавцы краски порой имеют весьма смутное представление о том, какими характеристиками и новыми свойствами обладает продукт, реализацией которого они занимаются. Для них главное — его продать.


А ведь успешному сбыту, как правило, предшествует грамотное продвижение и активная популяризация тех новых качеств продукта (в данном случае, красок, грунтовок, антисептиков), которые добавились к хорошо известным. Но с этим у нас по-прежнему проблемы.


 


Порой сертификат экологичности — липовый


Безопасность лакокрасочных материалов — это то, что дает продукту большое преимущество на рынке. Производители архитектурных красок сегодня пытаются максимально минимизировать вредные испарения летучих органических соединений из красочных консистенций. Достигается это за счет использования меньшего количества растворителей.


— Безусловно, стремление сделать лакокрасочные материалы стопроцентно безопасными — это то направление, над которым работают многие крупные производители, — рассказывает нам Михаил Ионов. — Но на этом пути есть много подводных камней и искушений. Одно из них — добиться престижной экологической маркировки, что называется, малой кровью.


— Есть два подхода к сертификации, — продолжает эксперт. — Первый — просто купить нужный документ. Производитель обращается в сертифицирующую компанию, не страдающую особой щепетильностью. Результат — нужная бумага получена и повешена на стенку. Но такой «покупной» бумаге, как вы понимаете, грош цена.


Если же компания действительно хочет улучшить качественные характеристики своей продукции, она после длительной работы над свойствами продукта проводит полномасштабный аудит. И привлекает для этого авторитетную компанию — владельца прав на выдачу так называемого Международного стандарта качестваISO 9001 или стандарта окружающей среды ISO 14001. И таким сертификатам уже можно смело доверять.


— Иногда наличие этих сертификатов может стать обязательным, например для участия в тендере. И, разумеется, с формальной точки зрения эти документы гарантируют определенный уровень качества продукции, — отмечает генеральный директор компании «Мефферт Полилюкс» Дмитрий Гришин.


Кстати, недавно была организована Ассоциация «Качество краски», куда вошли ведущие производители лакокрасочных материалов. Ассоциация занимается маркетинговыми исследованиями, выявлением демпинга, изучает возможности «снабжения» красок новыми свойствами. Среди других задач новой структуры можно назвать гарантию отсутствия в лакокрасочной продукции веществ, вредных для жизни и здоровья.


 


Что требуется от современных ЛКМ


— В первую очередь это разумное соотношение цены и качества, — высказывает свою позицию управляющий химическим бизнесом группы компаний «Единая торговая система» (ETC) Григорий Балмасов. — Бывает, что клиент требует краску с конкретным показателем расхода на 1 кв. м. При этом можно определить точное количество краски, необходимой для покраски фасада.


— Люди сейчас бережнее относятся к деньгам, но по-прежнему хотят получать максимально качественные товары, — продолжает Дмитрий Гришин. — На самом деле, с учетом массы многообещающих названий лакокрасочной продукции, которая сегодня лежит на магазинных полках, вариантов выбора не так много, как это может показаться на первый взгляд.


По словам эксперта, основными критериями качества для интерьерных красок являются класс истирания, напрямую влияющий на их износостойкость и стойкость к мытью, а также укрывистость, от которой в основном зависит расход.


Что касается физических характеристик, то это часто зависит от заказчика, в один голос говорят специалисты. Скажем, если мы имеем дело со зданием, далеким от массовой застройки, то часто востребована так называемая дышащая краска, пропускающая влагу туда и обратно. Для клиента это означает, что покрытие даже через определенное количество лет не начнет отваливаться кусками.


Неслучайно для фасадных материалов важен такой параметр, как паропроницаемость. Сейчас разрабатываются новинки для специальных областей применения и поверхностей. Например, существует специальная краска по гипсокартону. В фасадной категории появились высокопрочные силоксановые покрытия.


Некоторые отечественные производители вслед за европейскими придают значение отсутствию запаха у краски и тактильному комфорту в работе — так называемой тиксотропности.


 


U-образный или L-образный?


Как поведет себя в краткосрочной перспективе рынок лакокрасочных материалов? У экспертов пока нет радужных прогнозов на этот счет. Рынок ЛКМ, скорее всего, продолжит падение вместе со всей экономикой. Другое дело, пройдено ли уже дно кризиса.


— Вы знаете, есть такой анекдот: когда мы подумали, что упали на дно, снизу кто-то постучал, — иронизирует один из наших собеседников, руководитель фирмы-дистрибьютора лакокрасочных материалов Иван Прозоров. — Так вот, снизу нам пока еще стучат. Что будет дальше? Посмотрим…


— В 2008—2009 годах кризис был V-образным: быстрое падение — быстрый рост. В нынешней ситуации, помимо экономических проблем, присутствует политический фактор, и это как раз отличает сегодняшний кризис от всех предыдущих, — говорит Кирилл Лисеев. — Поэтому мы ожидаем, что кризис будет более затяжным. Согласно реалистическому сценарию, он будет U-образным, пессимистичному — L-образным. Я больше склоняюсь к первому варианту и считаю, что уже с 2017 года мы увидим подъем. А вот 2016-й все-таки, скорее всего, будет по-настоящему трудным.


По мнению другого нашего эксперта, Дмитрия Гришина, в процентном соотношении падение спроса на лакокраску в бытовом сегменте можно приблизительно оценить в диапазоне 10—15%. И, конечно, в первую очередь это касается дорогого сегмента. В этом смысле сектор ЛКМ мало отличается от других ниш российского рынка потребительских товаров.


Елена МАЦЕЙКО

Подробнее