Специалисты группы компаний E3 Group отмечают, что в России слабо развита культура страхования. В большинстве случаев приобретение страховки вызвано экономической выгодой, а не служит целью защиты от рисков.
В страховании есть два направления – индивидуальное, когда принимается решение застраховаться самостоятельно, и обязательное, когда страховаться обязывает государство или банк. Например, при получении ипотечного кредита банк обязывает клиента застраховать приобретаемый объект недвижимости, иначе ставка по кредиту увеличивается. Соответственно, почти все ипотечные сделки страхуются, так как покупателю экономически выгоднее приобретение страховки, чем увеличение ставки.
Если на первичном рынке можно отказаться от страхования, то на вторичном рынке при приобретении недвижимости за заемные средства страхование – обязательное требование банка. Причина – новые риски для банка, которые заключаются в «прозрачности» истории приобретаемого объекта недвижимости. Банки обязывают клиентов страховать не только саму квартиру, но и ее историю – этот вид страхования называется титульным.
На вторичном рынке каждая сделка сопровождается договором страхования, на первичном рынке у клиента есть выбор. В связи с этим объем сделок со страховой защитой на вторичном рынке выше. Но если объект недвижимости приобретается не в кредит, то процент людей, которые страхуют свои активы, минимален.
Подавляющее большинство людей страхуют недвижимость непосредственно при покупке. В процессе эксплуатации мысли о страховании возникают у тех людей, которые имеют опыт, связанный с заливами, пожарами, хищениями и другими рисками, либо которые намерены сдавать недвижимость в аренду.
«При обязательном страховании объем сделок по приобретению страхования зависит в основном не от класса объекта недвижимости, а от формы приобретения, – отмечает Анастасия Тузова, президент ГК E3 Group. – Недвижимость комфорт-класса и выше зачастую приобретается за прямые денежные средства, а эконом-класса – за заемные. При этом дорогие квартиры чаще страхуются индивидуально, поскольку уровень финансовой грамотности и культура страхования у покупателей в данном сегменте выше».
Еще одна причина медленного роста рынка заключается низком уровне услуг, предоставляемых страховыми компаниями, а также неэффективной работе по урегулированию убытков. Недобросовестные компании часто не производят выплаты, что сформировало отрицательное мнение о работе всех страховых компаний. Чтобы избежать таких случаев, необходимо качественнее подходить к вопросу выбора компании и внимательнее знакомиться с условиями полиса страхования.