Почему без пяти минут врач взялся за выпуск фирменной российской панели

Производитель популярной теплоизоляции размышляет об особенностях этого сегмента рынка

На рынке теплоизоляции — разнонаправленные тенденции. Поскольку спрос на строительные материалы со стороны серьезных застройщиков значительно снизился, наблюдается перенасыщение рынка, в том числе и теплоизоляционными материалами различных производителей. На рынке частного застройщика, наоборот, царит достаточно стабильный спрос. О новых тенденциях на рынке теплоизоляции и секретах успешной конкуренции мы поговорили с генеральным директором ООО «Русская Панель Групп» Денисом ВОЛЧЕНКО.

 

Потребителю понравилось комбинировать


— Денис Владимирович, как на сегодняшний день чувствует себя рынок производства теплоизоляционных материалов? Насколько сказался кризис?

— Мы на этом рынке уже более 10 лет. Старожилы. Поэтому можем сравнивать. Кризис в нашем сегменте, на мой взгляд, никак не сказался. Потому что все материалы на сегодняшний день производятся в стабильных объемах. В нашем регионе морозы никто не отменял, а в этом сезоне вообще была настоящая русская зима, которая и до сих пор еще показывает нам свою силу. Так что теплоизоляционные материалы по-прежнему в тренде.

Если брать выпуск самых популярных марок теплоизоляции, то, конечно, здесь предложение в какие-то сезонные моменты превышает спрос. Чтобы быть конкурентоспособными, нужно искать новые способы привлечения потребителя. Думается, решение кроется в плоскости создания комбинированных теплоизоляционных материалов, когда изолятор сочетается с другими материалами, в итоге превращаясь в целую теплоизоляционную систему.

Потребитель нынче выбирает композиционные технологии: либо с отделочными материалами, либо с материалами, которые «лягут» под дальнейшую отделку, либо имеет какие-то конструктивные свойства, полезные с точки зрения возведения ограждающих конструкций, например.

 

— Насколько сложно работать при такой волатильности рубля? На вас это как-то влияет?

— Мы старались не менять цены на протяжении последних 3 лет. Но от поставщиков стала поступать информация об изменении отпускных цен на 5—10%. Так что, видимо, придется менять ценовую политику и нам. Очень не хотелось бы, но мы тоже вынуждены считаться с рыночными реалиями.

 

Производить хорошие материалы мешает лень?

— На недавней конференции Российского союза промышленников и предпринимателей президент компании КНАУФ Николаус Кнауф заметил, что настало то время, когда российскому производителю нужно (и он вправе это сделать!) выходить на западные рынки. Вопрос только в том, как туда пробиться. Что Вы по этому поводу думаете?

Не могу со стопроцентной уверенностью сказать, что именно сейчас наступил тот самый подходящий момент. Но выходить со своей продукцией на европейский рынок, безусловно, стоит пытаться.

Мы тоже это делаем. Вот недавно открыли свой офис в Мадриде. Позиционируем там свою панель как «Эспанель» («Руспанель» поменяли на «Панель эспаньоль»)

Но чтобы пробиться на такие рынки, нужно сначала заработать соответствующую репутацию. Наша продукция, например, там поучаствовала уже в двух выставках под новым брендом. В Латинскую Америку мы тоже готовы зайти — у нас уже есть там партнеры, готовят эту тему.

 

— Несколько лет назад была объявлена программа по импортозамещению. А сегодня мы слышим, что 95% строительных материалов в России ввозится, и только 5% производится собственными силами. В чем причина? Почему до сих пор так и не «раскрутились», не набрали нужных объемов?

— Думаю, элементарная лень.

 

— То есть существует определенная инерция?

— На самом деле, все, что ввозится, можно делать у нас. Просто надо брать и делать! И эта продукция, уверен, будет у нас точно так же востребована, как и импортная.

 

— Всем бы Вашу уверенность! Но ведь причин, которые мешают отечественным производителям, на самом деле много. Вот, производители говорят, что кредитные линии нынче дорогие…

— Согласен, дорого очень. За границей все абсолютно по-другому устроено. Там все делается для того, чтобы поддерживать производителя, а не топить его. В бизнесе сейчас очень большая расходная часть, и, соответственно, для того чтобы начать собственное дело, нужна солидная финансовая поддержка.

Если речь идет о налаживании производства с нуля, то в первую очередь должно появиться большое количество бизнес-инкубаторов. Там все достаточно прозрачно и понятно. Для этого не нужно много денег. Дайте людям условия, поставьте им станки. Не пойдет — передайте другому. Создайте единую базу реализации бизнес-проектов.

 

Ладно, не помогают, так хотя бы не мешали!

— В некоторых государствах, в частности в Турции, есть правительственная программа поддержки производства строительных материалов. Таким образом, если на рынок выводится новый продукт, то ему помогают «поехать» на выставку за рубеж. Как Вы считаете, у нас должны появиться схожие механизмы?

— Знаете, если честно, буду благодарен, если нам хотя бы не будут мешать. А дальше мы уж сами как-нибудь «продвинемся». Что называется, подачек не ждем. К счастью, рынок воспитал в нас самостоятельность.

 

— Каковы Ваши личные впечатления от иностранного производства?

— Знаете, иностранцы всегда немножко с ехидцей общаются с российскими производителями, понимая свое превосходство перед нами в плане качественных показателей. Когда бываешь на заводах за рубежом, то, конечно, впечатляет практически идеальная организация труда. Но я в таких случаях всегда говорю: будь у вас наши условия, вы бы не сделали хорошей продукции никогда. А мы, извините, с голой з…й на танке!

 

— Вижу вашу продукцию на выставках много лет. Вы там активно «пиаритесь». Между тем некоторые производители отказались от участия в таких мероприятиях. Считают подобную рекламу неэффективной. Да и, согласитесь, «зачастили» мы что-то с строительными выставками…

— Насчет «зачастили» не знаю. Мы стараемся использовать любой повод для того, чтобы лишний раз показать свою продукцию. Считаю, что такая политика правильная.

Да, выставки — это накладно. В год их, вместе с региональными, бывает порой до десятка. Но мы каждый раз стараемся работать с полной самоотдачей, показывать что-то новое. На выставках ты обязательно встречаешь клиентов, которые абсолютно не проинформированы о твоей продукции. И им нужно обо всем рассказать и все показать.

Правда, если говорить о тех участниках, которые приходят и сидят возле своих стендов только потому, что надо сидеть, а на стендах каждый год одно и то же, то это, конечно, — просто перевод денег. Выхлоп от такого участия нулевой.

 

— Когда в первый раз увидел вашу продукцию на выставке, появился вопрос, а какую нагрузку это изделие может выдержать? Например, осилит ли ваша панель нагрузку тяжелой сантехники, если ею утеплить пол в ванной? Увы, ваши специалисты не смогли меня убедить в том, что выдержит. И это беда не только вашей, но и иностранных компаний, которые зачастую не могут четко и грамотно ответить на острый вопрос, интересующий клиента.

Как вы готовите своих специалистов: продавцов, дилеров, консультантов? Насколько оцениваете их профессиональный уровень?

— Подготовка кадров — это на сегодняшний день один из первостепенных внутрикорпоративных вопросов. Мы понимаем, что сама усложнившаяся технология требует от нас определенного профессионализма.

Каждый четверг у нас проводится внутренняя учеба. Идем порой от истоков: что собой представляет теплоизоляция, определение показателей теплопроводности и т. д. 

Одно дело — создать успешный инновационный продукт, и другое — разговаривать с профессионалами на одном языке. Словом, работаем над качеством презентации нашего продукта непрестанно.

 

Не было слалома на спуске, не будет форсажа и на подъеме

— Если говорить о производстве теплоизоляции, то первый квартал этого года оказался лучше, чем первый квартал предыдущего?

— По показателям доходности лучше где-то процентов на 20. Собственно, мы и раньше такими темпами двигались. Но кризис немного эти темпы «приглушил».

 

— По данным Росстата в 2016 году объем частного домостроения по России сократился на 6%. Как Вы считаете, рынок 2017 года снова будет сокращаться? Или он замрет? Или все-таки будет старт?

— Ввиду того что мы регулярно проводим мониторинг настроения и благосостояния людей, думаю, рынок частного домостроения не просядет очень уж сильно.

 

Вы имеете в виду уровень 2016 года? Если бы на нем остаться, это было бы хорошо?

— Знаете, в последнее время нам чисто психологически стало полегче. И вроде бы намечается некий, хотя и слабый, подъем. У нас слалома не было на спуске: нас прижимало, мы барахтались, но удерживались на каких-то рубежах. Не будет форсажа и на подъеме: потихоньку, полегоньку. Тише едешь — дальше будешь.

 

Что производственник думает об архитектуре

— Денис Владимирович, у нас в стране нет жесткого запрета на строительство домов, которые предварительно не были утверждены архитектором. Есть ограничения: на одну семью — 1500 кв. м и не выше трех этажей. Как Вы считаете, нужно ли визировать проект у архитектора?

Да, это пойдет только на пользу проекту. Архитектура будет радовать глаз. В любом случае, надзор нужен.

 

— Во Франции, в Греции — там дом не построишь без проекта.

— Свой дом человек строит по средствам, и от его финансовых возможностей зависит архитектура. Появляется возможность — появляется вкус, мы сами его постепенно формируем. Никто его извне не формирует, никто не управляет этим процессом. Со временем люди научатся отличать хороших архитекторов от плохих.

Вообще порядок, конечно, лучше беспорядка. Но не получим ли мы в итоге жуткую заорганизованность, если чиновник (пусть и в чине архитектора) будет указывать частнику, как строить его родовое гнездо.

 

В моей жизни полно случайностей

— Расскажите немножко о себе, кто Вы по образованию?

— Несостоявшийся медик.

 

— Первый раз встречаю строителя–врача…

— Я из семьи врачей, поэтому, когда закончил школу, выбора у меня не было. Когда с детства растешь с этим: мама учит анатомию, читает латинские названия, — начинаешь с лету, на подсознании запоминать.

 

— А что Вас заставило прийти именно в строительный бизнес?

— Все получилось случайно. Никаких расчетов, закономерностей, я вообще человек случайностей. Абсолютно спонтанная цепь событий привела меня в строительную сферу. Но я об этом не жалею. Строительство стало моей судьбой.

 

— При такой большой нагрузке, отсутствии свободного времени остается ли время на хобби?

— Стараюсь заниматься зимними видами спорта — лыжи, коньки.

 

— Лыжи беговые?

— Беговые. У нас своя база на Клязьминском водохранилище. Активно там тренируемся. Еще люблю водные виды спорта.

 

— По гороскопу вы водный знак, наверное?

— Нет, Телец. Но к воде, мне кажется, тянутся все «быки». От занятий на воде не устаешь, и невозможно как-то этим насытиться. Поэтому все, что связано с водой, просто обожаю! Яхты пока нет, мне достаточно моторной лодки. Выходим с ребятами покататься. Порыбачить.

Хороший отдых потом дает возможность стопроцентно выкладываться на работе.

 

— Спасибо за беседу, и успехов!

 

Беседу вел Александр ГУСЕВ. Подготовила Елена МАЦЕЙКО

Подробнее