Невозможно строить красиво и качественно без развитой индустрии стройматериалов. В России немало производств, которые выпускают хорошую продукцию, но вот отрасль в целом еще не сложилась.
Достаточно заглянуть на любой строительный рынок, чтобы возникло впечатление о полном благополучии в отрасли строительных материалов, каких их только там нет! На самом деле это обманчивое впечатление, индустрия переживает, если не серьезный кризис, то уж точно весьма нелегкие времена. И дело не только в падение спроса на ее продукцию, но и в том, что сама структура и размещение производств далека от идеальной.
От дисбалансу к балансу путь не близкий
К 2008 году в России явственно сложился дисбаланс производства и размещения строительных материалов. Процесс этот развивался, хотя и постепенно, зато неуклонно. А начался он с перехода экономики на рыночные рельсы. Огромная отрасль стройматериалов была в числе наиболее пострадавших. Это было вызвано в первую очередь снижением объемов индустриального домостроения. Тогда перестало существовать до 70% заводов по выпуску ЖБИ, резко снизился спрос на цемент, другие стройматериалы.
По оценке заместителя директора Департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли РФ Романа Куприна, когда в начале нулевых годов начался строительный бум, выяснилось, что многие мощности отрасли по выпуску стройматериалов устарели. В страну хлынул импорт, так как оказалось, что большое количество изделий в России вообще не выпускались. К тому же изменилась технологическая база – главным способом стало монолитное строительство. И собственный выпуск не мог полностью удовлетворить эти потребности.
Когда объемы строительства в России сравнялись с аналогичными показателями времен СССР, дефицит стройматериалов выявился еще наглядней, включая такой важный вид продукции, как цемент. Это привело к ажиотажу на рынке, началось сооружение новых заводов. А чтобы они были эффективными, их старались возводить поближе к местам конечного спроса.
Как констатирует Роман Куприн, это привело к появлению в одном регионе конкурирующих производств, возникновению избыточных мощностей. Например, увеличилось плечо доставки цемента. В СССР считалась его перевозка по железной дороге на расстояние свыше 400 км избыточной роскошью, а сегодня его на машине возят на 700-900 км, а «чугункой» — даже до 1,5 тыс. км. Так, обыденная практика, когда из Новороссийска цемент доставляют в Санкт-Петербург.
Нерациональный, часто непросчитанный выбор места для нового производства приводит к неполной загрузке мощностей. А кризисы 2008 и 2014 годов еще больше усугубили эту ситуацию, существенно снизили спрос на стройматериалы. Это привело к серьезному финансовому ухудшению ситуации в отрасли: спрос снизился, но никто не отметил необходимость заводам погашать ранее взятые кредиты, которые они брали для своей модернизации.
По словам чиновника, возникшая сложная ситуация заставила задуматься над проблемой рационального размещения производств стройматериалов по стране. Это необходимо делать на основании тщательного расчета баланса спроса и предложений в каждом регионе. С 2018 года будут строиться именно такие модели. И государственная поддержка отрасли станет оказываться в том случае, если новое производство или модернизация старого предприятия будет вестись после проведения таких расчетов.
Нет хорошего фильтра
В России 6600 компаний выпускают строительные материалы. Их производство должно развиваться на рыночных условиях, автономно от государства, считает управляющий партнер «СМ Про» Владимир Гузь. Но сегодня рынок работает не достаточно хорошо, он далеко не всегда становится фильтром для неэффективных проектов. Отчасти это вызвано и тем, что в стране недостаточно проводится исследований по новым строительным материалам.
Сегодня на рынке отмечается недобросовестная конкуренция главным образом за счет демпинга, а также со стороны иностранцев, у которых есть доступ к дешевым деньгам. Немало подписывается протоколов о намерении по созданию новых производств. А вот реализуется их совсем немного, так как выясняется, что для продукции предприятий не хватает сбыта. И одновременно выпуск продукции сворачивают многие старые заводы, на них увольняют специалистов.
Еще одна проблема отрасли – низкая вовлеченность в производство отходов от него. А они только увеличиваются, так как новые заводы – это и новые неперерабатываемые отходы.
Цемент отрасль не цементирует
Пожалуй, наглядней всего противоречия в отрасли видны на примере цементной промышленности. В России в конце 80-х годов производилось до 87 млн т этого продукта. Затем произошло почти отвесное падение производства, когда выпуск продукции сократился до 28 млн т.
На этот результат повлияло сразу несколько взаимоувязанных факторов. Сокращение объемов всех видов строительства резко снизило спрос на продукцию, а рост тарифов и цен привел к многократному увеличению затрат. Достаточно сказать, что в конце 80-х годов расходы на электроэнергию на выпуск 1 т цемента составляли 2,4 коп. за киловатт/час. Когда строился очередной цементный завод, принималось постановление правительства о снабжение его электроэнергией по льготному тарифу. Ничего подобного сегодня нет. Все это привело к еще одному следствию — к падению зарплаты, что стало причиной массового исхода кадров из отрасли. Особенно на фоне того, что в советский период оплата труда в цементной промышленности, как в стратегической отрасли, была одна из самых высоких.
За последние 10 лет введено 35 млн т новых мощностей. Это настоящий прорыв! Однако объем производства этого материла, который был в СССР, будет достигнут не раньше 2022 года.
Несмотря на большой рост производства, рынок цемента вряд ли можно назвать сбалансированным. Владимир Гузь отмечает, что идут бесконечные цементные войны. Цены на цемент не падают, так как в его стоимости свыше 50% приходятся на транспортные расходы. К тому же отечественная промышленность не балует потребителей всем нужным ассортиментом. А восполнить его пока не получается, так как отрасли не хватает денег.
Цементная промышленность России сохраняет отсталость. В Узбекистане цена производителей в 7 раз меньше, чем на аналогичных российских заводах, а вот поступления от них налогов в узбекскую казну существенно больше.
Цементную промышленность нужно развивать. Но нельзя это делать вслепую, предупреждает Владимир Гузь. Нужно рассчитывать баланс, как минимум, по каждому округу. Но и этого недостаточно, следует учитывать, что у наших соседей (Ирана, Турции) тоже большое цементное производство. И они спят и видят, чтобы поставлять этот товар в Россию.
Между тем, сегодня не существует детальной картины отрасли, наши знания о ней неполные. А это затрудняет разработку мер по ее поддержке. Так, официально в стране действуют мощности на выпуск 107 млн т цемента. Но анализ выведения устаревших производств и ввод новых показывает, что реально их только 88 млн т.
Если не учитывать эти обстоятельства, то можно принять кардинально ошибочные управленческие решения. Например, в свое время инвесторы планировали строительство в Белгородской области трех цементных заводов, каждый из которых должен был выпускать по 3 млн т продукции. И не учитывался тот факт, что в регионе уже действовали два предприятия. Если новые производства были бы введены в эксплуатацию, возникло бы большое перепроизводство продукции.
Стратегия есть, а вот стратегического мышления не хватает
На первый взгляд все просто: есть спрос, есть предложение, не сложно посчитать, сколько требуется дополнительных мощностей и где их предпочтительней размещать. Но на самом деле, все гораздо сложней. Повсеместно отмечаются перекосы в производстве тех или иных материалов. В одних местах их перепроизводство, в других – дефицит, замечает исполнительный директор компании «СМ Про» Евгений Высоцкий.
Многих удивит тот факт, что не существует официальной статистики по потреблению стройматериалов. Потребность в них определяется на основе расчетов, но они не очень точны, так как нет сопоставимых данных по выпуску продукции, разные показатели далеко не всегда коррелируют между собой. И при этом все очень быстро меняется.
Не удается выстроить эффективную модель и на основе экономических прогнозов. Обычно если они достаточно достоверны, то максимум на трехлетний период. А строительство новых заводов часто занимает больший срок.
Но зачастую нужен не просто экономический прогноз, а социально-экономический. А это понимают далеко не все. Так, производство ЖБИ зависит не только от темпов роста или падения экономики, но и от уровня безработицы, состояния и размеров ипотечного кредитования, объемов жилищного строительства и промышленного производства, других факторов. Причем, в кризис и в благополучные времена эти зависимости сильно отличаются друг от друга.
Мы не создадим сбалансированную отрасль, не сумеем рационально «разбросать» ее по стране, пока не наладим нормальный учет и не научимся прогнозировать потребность в продукции, считает Евгений Высоцкий. Но пока такой системы нет. Остро не достает маркетинговых исследований, нет прогнозов потребления стройматериалов в региональном разрезе. Мы почти ничего не знаем о том, сколько, чего и куда перевозится стройматериалов автотранспортом.
У нас огромная проблема со сбором первичной информации, дополняет коллегу заместитель директора Фонда развития промышленности Владимир Распопов. Пока не будет налажена качественная «поставка» информации из регионов, что-то изменить будет сложно. Нужен так же более интенсивный прямой диалог между стройиндустрией и застройщиками и проектировщиками. Уже на стадии подготовки проектно-сметной документации следует определять, какие строительные материалы будут применяться.
Еще в 2010 году существующее тогда Министерство регионального развития подготовило «Стратегию развития строительных материалов до периода 2020 года» стоимостью почти в 1,6 млрд руб. Документ ставил амбициозную цель – достичь такого объема производства, который бы позволял ежегодно сдавать 148 млн кв. м. Но чтобы добраться до этих «высот», нужно в отрасли создать такой механизм, который бы позволял рационально ее развивать и размещать. Иначе не исправим перекосы. И пока этого не сделаем, эти цели так и останутся на бумаге. Хотя ее тоже можно признать строительным материалом.
Владимир ГУРВИЧ
Материал написан по итогам деловой программы ОСМ 2018