Об особенностях производства, главных направлениях развития в области высокотехнологичных строительных материалов и ожиданиях от новой регуляции отрасли — наше интервью со Стуловым Сергеем, менеджером по технической поддержке MAPEI в России.
— В советское время добавки в стройматериалы старались производить из инертных веществ натурального происхождения — современное же производство отличается дороговизной и агрессивностью соединений. Что скажете?
— Все добавки делаются на основе сложных композиций, которые достаточно трудно произвести, потому что необходимо получить бетон с хорошими характеристиками — и одновременно, в соответствии с требованиями системы LEED о низком содержании вредных веществ. Наоборот, старые рецептуры кажутся мне менее экологичными.
— В условиях экономической стагнации, которая наблюдается на рынке с 15-го года, существует большой риск появления конкурентов с некачественной и контрафактной продукцией. Если вам эта проблема знакома, какие меры предпринимаете, чтобы удержать клиента от покупки контрафакта?
— Наверное, да, развитие отрасли бурным не назовешь. Что касается борьбы с недобросовестными производителями, то мы чувствуем себя защищенными: мы принимаем заявку на бетон с определенными характеристиками, подбираем добавку и тестируем ее в присутствии заказчика. Сотрудничаем с НИИЖБ им. Гвоздева, где проверяется все — песок, заполнитель, цемент и эффективность добавки. Таким образом, выстраивается прямая линия компания-заказчик, что исключает возможность приобретения контрафакта.
— Лаборатории у вас свои?
— На каждой производственной площадке есть отдел лаборатории, который осуществляет как входной, так и выходной контроль. Если конечный продукт не соответствует гарантийным показателям, мы отправляем его в карантин на переработку.
Есть также несколько центров разработки новейших материалов R&D, которые испытывают наши материалы в нестандартных условиях. И третий вариант — сотрудничество с НИИЖБ, НИИМосстрой, ЦНИИСК. Институты нас проверяют и дают свои заключения о возможности использования материалов, например, в транспортной инфраструктуре или сфере энергетики.
Недавно отправили продукцию на экспертизу в питерский ВНИИГ им. Веденеева, чтобы получить рекомендацию о пригодности использования нашей продукции в целях реконструкции и строительства гидротехнических сооружений.
— В следующем году будет принят Технический регламент о безопасности строительной продукции. Насколько он упростит вашу работу?
— Наоборот, заметно усложнит. Это и минус, и плюс. Для некоторых конкурентов это минус, они никогда не испытывали материалы по такому широкому перечню, ограничиваясь адгезией и прочностью. В проекте ТР большое количество испытаний, на прохождение которых у неподготовленных уйдет не менее полугода. У нас же есть возможность пользоваться характеристиками по проверкам, проведенным в главном офисе в Европе. В этом плане нам проще, мы многие показатели уже проверяли.
Ремонт деформационных швов и конструктивных элементов
Канавинского моста, Нижний Новгород
— Возвращаясь к опыту советского строительства. Известно, что отечественные добавки в бетон позволили избежать обрушения Останкинской телебашни, обеспечили долговечность крупнейших энергетических проектов по всей стране. Скажите, занимается ли MAPEI в России поиском утраченных советских технологий — или вся инициатива по разработке находится у итальянской стороны?
— Наверное, второе. Компания – мощный центр разработки, многие материалы – ноу-хау, которые могут обеспечить намного большие характеристики, чем были разработаны ранее.
— А что касается сырья, насколько оно локализовано в России?
— В России закупаем нерудные материалы, а из Европы дочерние структуры компании поставляют необходимые полимеры. В России, к сожалению, химическая промышленность не того уровня, да и компания придерживается стратегии самообеспечения, поэтому в вопросе поставки сырья мы чувствуем себя комфортно.
— Но в условиях скачущего курса удержать цены на продукцию должно быть сложно?
— Да, но мы держим.
— И последний вопрос, можно сказать, личного характера. Назовите наиболее яркий пример тех прогрессивных технологий, которые пока отсутствуют на российском рынке. Что-то Вас как технолога вдохновляет?
— Отмечу линию гидрофугизаторов. Эти материалы дают максимальную защиту даже в таких агрессивных условиях, как морская вода. Продукты применимы для морских сооружений: платформы, пристани, молы, опорные конструкции. Материалы работают в зоне переменного уровня, в зоне брызг и коррозии. Это серия Бони Сил, Дабл Ю ЭР. В данном случае долговечность конструкций обеспечивается при помощи нанесения специального защитного слоя.
Ремонт любого сооружения – это уже как скорая помощь, всегда интереснее построить долговечный объект, обеспечив ему должную защиту. Исходя из этой философии, одним из самых красивых решений является Colorite Beton. Защитная эластичная краска, которая наносится тонким слоем и отлично защищает конструкцию в агрессивной среде мегаполиса. Обладая прекрасными показателями по морозостойкости и углекислоте, технология позволяет увеличить долговечность бетонной конструкции путем банального окрашивания. Кстати, мы гордимся тем, что именно нашу краску выбрали после тщательного тестирования для восстановления Останкинской башни.
Беседовал Петр Ларин