Есть распространенное мнение, что из стали можно строить только спортивные сооружения, парковки, склады, промышленные цеха, ну и еще, пожалуй, большие торговые центры. Для жилья металл не годится. На самом деле, это не так.
При стали
В последние годы стальные конструкции стали активно применять и на строительстве жилых комплексов. Секрет растущей популярности этого материала прост: сооружения на металлическом конструктиве возводятся буквально за считанные месяцы — собираются на стройплощадке, как конструктор. Здесь исключены «мокрые» процессы. Для монтажа многоэтажного дома из металлоконструкций не нужно много людей: вполне достаточно 5-6 монтажников. А на строительстве высотных зданий металл вообще незаменим — большая часть небоскребов строится как раз на стальном каркасе.
Что уж говорить о «родной» нише металла, где он практически «король» — особенно прижилась стальная технология в паркингах: строя из металла, можно получить парковку практически без колонн. Во-первых, потому, что колонн надо меньше, во-вторых, потому, что действующие колонны имеют меньшие габариты. Стоит ли говорить, что парковаться на такой парковке удобнее, а машиноместо стоит в разы дешевле.
По данным агентства INFOline, объем производства продукции строительного назначения по итогам 2017 года составил 3,5 млн. тонн, что на 4 % больше, чем в предшествующем году. И устойчивая тенденция наращивания производства металлоконструкций прослеживается уже в течение нескольких лет.
Но мы, пожалуй, слукавим, если скажем, что у стального строительства совсем уж нет проблем. Они есть, и их немало. Некоторыми из них поделился на недавнем семинаре «Стальное строительство», который организовала Ассоциация АРСС, представитель компании «Ферро-строй» Игорь Данилов. Компания строит три 17-тиэтажных жилых блока со стилобатной частью на стальном конструктиве. Проект предусматривает монолитное ядро с сеткой колонн по периметру. Металлоконструкции крепятся высокопрочными болтами.
— Первое, с чем мы столкнулись – это отсутствие рынка квалифицированных подрядчиков, специализирующихся на стальном строительстве, — рассказывает Игорь Данилов. – А если такого подрядчика и удается найти, стоимость его услуг достаточно велика. Собственно, и с проектными решениями на «стальном» рынке негусто. Но главное здесь, по словам Игоря Данилова, это, пожалуй, неподготовленность, неосведомленность об особенностях стальной технологии как со стороны заказчика, так и со стороны конечного потребителя.
— За границей, например, для покупателя никакой проблемы не составляют металлические балки конструктива, которые кое-где выходят наружу, — продолжает Игорь Данилов. — Приобретатель недвижимости просто не обращает на них внимания. Нам же заказчик поставил жесткое условие: балок нигде не должно быть видно. «Обойти» неудобный момент решили, утопив балку в перекрытии, решение «убивало» двух зайцев — играло огнезащитную роль и обеспечивало гладкий, без выступов, потолок.
Выводы, которые были сделаны в ходе строительства: металл любит простые формы; при проектировании лучше привлекать монтажников; снижая металлоемкость, помни, что это может привести к зашкаливанию стоимости – придется покупать более высокопрочный металл, а он может быть дороже; проверяй все сам: убедись, что твой заказчик знает, где разместить заказ на металлоконструкции.
В интернете крутится ролик одной из китайских строительных компаний: 57-этажное здание строится за 19 дней. Оно собирается из блоков, уже произведенных на заводе. Возможны ли такие скорости?
— Возможны, — считает заведующий сектором высотных зданий и сооружений ЦНИИСК им. Кучеренко Денис Конин. – Но тут надо понимать, что перед этим модули здания целый год изготавливали на заводе. А само здание два года проектировали. Итого – 3 года 19 дней!
— Мне кажется, будущее все-таки за такими быстро собираемыми модулями, — признается Денис Конин. – Причем сейчас все более популярным становится не чисто стальное, а так называемое композитное строительство, когда ядро здания сделано из стального каркаса, а окружающая ядро сетка колонн – из композитов.
Это, кстати, придает зданию необычайную легкость. Металлоконструкции позволяют снизить нагрузку на фундамент, что актуально для высотных зданий. Использование легких и гибких стальных конструкций особенно «показано» в сейсмически неустойчивых районах. Так, например, в башне Ахмат в Грозном бетон, с его большим весом и жесткостью, оказался неприемлем, а вот легкая сталь оказалась как нельзя кстати.
Слишком жесткие нормы?
Что же мешает продвижению стального строительства на российский рынок? Таким вопросом задались участники недавнего пресс-завтрака, организованного Ассоциацией стального строительства (АРСС). Генеральный директор Ассоциации стального строительства (АРСС) Александр Данилов привел такие цифры. Доля зданий на стальном каркасе составляет в России всего 17%, в то время как за рубежом таких домов уже 70%. Несмотря на устойчивую тенденцию к росту, России здесь еще работать и работать.
— Сегодня акцент, во многом, сместился от процесса проектирования и строительства к процессу согласования и визирования проекта, — признается руководитель АРСС Александр Данилов. — То есть, застройщику пришлось переместиться со стройплощадки в бюрократические кабинеты.
Из-за «провалов» в нормативной базе для зданий на стальном каркасе часто приходится разрабатывать специальные технические условия. А это требует согласования с Минстроем, с основными научными институтами. Это затягивает процесс проектирования и отбрасывает проект на чиновничью сторону. Поэтому многие застройщики не решаются на стальные конструкции, несмотря на их преимущества.
— Что мешает? В первую очередь, это жесткие нормы, предъявляемые к зданиям на металлокаркасе, которые есть в России, — считает старший партнер корпорации Thornton Tomasetti и директор ее московского филиала Леонид Зборовски. – Они делают «стальные» здания более дорогими. Что я имею в виду? Например, это требования огнезащиты. В России норма огнестойкости металлоконструкций – четыре часа. Предполагается, что именно за это время пожарные сумеют добраться до очага возгорания и потушить пожар.
В Европе этот норматив – два часа, то есть через два часа пожарная команда уже оказывается на месте и тушит возгорание. Чтобы соответствовать принятым в России нормам огнестойкости, огнезащитное покрытие металла должно быть значительно толще. Таким образом получается серьезное удорожание здания в целом.
Другой норматив – «парусность», раскачивание высотного здания под действием ветровых нагрузок. Решающий показатель здесь – ускорение при раскачивании. В России допустимой считается очень небольшая величина ускорения, а в Чили, Китае, многих других странах этот показатель почти в два раза больше! То есть допустимая амплитуда раскачивания там – шире. Что это означает? Это означает, что в России, для того, чтобы соответствовать нормативу, здание должно быть более «жестким». А это также ведет к серьезному удорожанию. В итоге, металл, по сравнению с бетоном, проигрывает. Если в России ввести европейскую норму, то стоимость строительства будет намного дешевле.
Надо сказать, что сегодня Ассоциация активно взялась за нормативную базу. Разрабатываются ГОСТы на металлические строительные конструкции и ЛСТК. Уже выпущен Каталог производителей металлоконструкций, Национальный стандарт для проката строительных конструкций и другие ГОСТы.
— Стальные тонкостенные конструкции на основе холоднокатаного профиля — за счет своей быстровозводимости — позволяют оперативно решить проблему жилья для детей-сирот, военных, временных построек в районах природных бедствий, — замечает руководитель проектов инженерного центра АРСС Татьяна Назмеева. Наша собеседница подчеркивает, что при проектировании из ЛСТК важно использовать коэффициент условий работы — в противном случае, мы получим зыбкость конструкций.
По мнению руководителя АРСС Александра Данилова, ассоциация делает все для того, чтобы стальное строительство развивалось более быстрыми темпами. Собственно, и практика стального строительства, которая с каждым годом все более расширяется, дает пищу для ума, опыт, варианты новых технических решений. Так что будущее у стального строительства, безусловно, есть. А вот каким оно будет, зависит от всех нас – от строительного сообщества, в целом.
Елена МАЦЕЙКО