В массовом сегменте и бизнес-классе возобладал консервативный сценарий спроса в плане востребованности различных метражных категорий. Пропорции остались неизменными. Об этом свидетельствуют результаты исследования Urban Awards.
Соотношения между категориями площади в структуре продаж поменялись почти незаметно — в пределах 0,2-1,4%. Несколько уменьшился (на 1,6 процентных пункта) удельный вес квартир и апартаментов площадью более 80 кв. м, но это не тот масштаб, который позволяет делать сколько-нибудь весомые выводы.
Самым ходовым продуктом строительного масс-маркета по-прежнему остаются малогабаритные лоты. Их доля превышает 38%. Почти половина сделок (46,7%)с квартирами менее 40 кв. м сконцентрирована в Новой Москве. Они вносят основной вклад в статистику продаж таких проектов, как «Москвичка» (71,9%), «Кленовые аллеи» (69,8%), «Остафьево» (59,5%), «Румянцево-парк» (57,2%), «Цветочные поляны» (50,7%). Отметим, что в 2019-м сектор ТиНАО на рынке малогабаритного жилья сжался на 5 процентных пунктов по сравнению с прошлогодними показателями. При этом пропорция других локаций за пределами МКАД немного увеличилась. В квартале «Некрасовка» (проект «Самолет Девелопмент») такие лоты обеспечивают 56,7% сделок, в ЖК «Мир Митино» — 53,6%, в ЖК «Лучи» — 51,2%, в квартале «Некрасовка». В жилом массиве «Некрасовка» (проект «Авеста-Строй») их доля в реализованном фонте приближается к половине (48,1%). Внутри МКАД интерес покупателей к апартаментам и квартирам малого формата также усилился. Особенно это характерно для Северного административного округа, где к данной категории относится едва ли не каждый второй (492 из 1074) проданный объект. Очень высокие показатели демонстрирует группа крупных проектов у станции метро «Селигерская» — «Город» (71,2%), «Селигер Сити» (54,9%), «Летний сад» (49,4%). Планки в 71,7% достиг относительно компактный жилой комплекс «Талисман на Дмитровском». Целенаправленно специализируются на малогабаритных лотах апарт-комплексы Citimix (доля 87,2%) в Тропарево-Никулино и YE’S Ботанический сад (доля 81,5%) на северо-востоке Москвы.
«Практически полное повторение прошлогодней структуры распределения спроса по метражным категориям позволяет утверждать, что на рынке массового жилья удалось достичь баланса между предлагаемым и желаемым продуктом. Квартирография всегда формируется из расчета на перспективу, по крайней мере, трех-четырех лет, поэтому для застройщиков очень удобен столь консервативный сценарий, поскольку он облегчает планирование», — заключает руководитель Urban Awards Ольга Хасанова.
В бизнес-классе базовые метражные категории — «40-60» и «60-80» — также остались в прежних границах спроса. Однако на третье место вышли малогабаритные лоты. Их сектор расширился с 14,4 до 18,9%. Это связано с высоким уровнем покупательской активности в сфере нового предложения. Премьерные проекты 2018-2019 гг. дали 62% сделок с лотами площадью до 40 кв. м. Именно малоформатный продукт раскупается в первую очередь. В ЖК КутузовGrad II с ним зарегистрировано 65,1% всех сделок, в ЖК Freedom — 54,4%, в ЖК «Рихард» — 54,2%, в ЖК Balance — 53,5%. В реализованном фонде таких проектов, как D1 и «Ленинградка 58», доля этих лотов превышает 40%, в проекте «Метрополия» их больше трети.
«На сегодняшний день небольшие квартиры в домах, которые совсем недавно поступили в экспозицию, это самые доступные «входные билеты» в бизнес-класс с его инфраструктурными и сервисными преимуществами. Стоимость большинства из них варьируется в коридоре 5-8 млн рублей (в случае ЖК Freedom сумма выше — 8-9 млн рублей). Для части покупателей важно закрепиться хотя бы на периферии более статусного сегмента — ведь в дальнейшем прайс обязательно вырастет. Вероятно, в спросе присутствует также инвестиционный интерес — студии и однокомнатные квартиры в этом отношении очень удобный продукт», — комментирует данные статистики Ольга Хасанова.