В нескольких городах ближнего Подмосковья (Балашиха, Королев, Химки) власти запретили новое строительство жилья, так как эти районы находятся на грани транспортного и инфраструктурного коллапса. Грозят ли подобные проблемы другим подмосковным городам? Насколько эта проблема решаема в нынешних условиях, ведь строительство транспортной инфраструктуры это огромные расходы?
Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп»:
Говоря о проблемах в инфраструктуре Подмосковных городов, сразу стоит сделать оговорку, что и пять, и десять лет назад застройщики строили объекты инфраструктуры. Другое дело, что если до прихода Воробьева в должности губернатора Московской области для застройщиков действовали менее жесткие требования по обеспеченности жилых комплексов «социалкой», то сегодня нормативы гораздо строже.
На мой взгляд, другие города Подмосковья вряд ли ждет подобный мораторий. Балашиха, Королев, Химки – самые застраиваемые города, строительство в которых в определенный момент вышло из под контроля. Вероятно, исправлять ситуацию властям придется за свой счет, так как обязать строить дополнительные объекты инфраструктуры в уже реализуемых проектах этих городов невозможно.
А вот транспортную проблему не стоит решать исключительно строительством очередных развязок и расширением дорог. Гораздо важнее создать достаточное количество рабочих мест, чтобы сократить маятниковую миграцию. Как правило, застройщикам особенно небольших проектов не выгодно строить административные центры и тем более, офисные помещения. Поэтому до сих пор только в единичных проектах жителям действительно можно устроиться на работу в пешей доступности от дома. Реалии таковы, что с утра все дружно едут в Москву, создавая транспортный коллапс, а вечером такая же картина на выезде из города. И пока я не вижу заметных сдвигов по этому вопросу. Возможно, проблему можно будет решить, обязав девелоперов помимо социальной инфраструктуры предусматривать создание и офисной. Других выходов нет.
Евгения Акимова, генеральный директор IKON Development:
Ограничение строительства в отдельных городах Подмосковья — вынужденная мера, которая нужна, чтобы предотвратить возможное социальное недовольство. К сожалению, на протяжении последних лет ситуация с комплексным развитием инфраструктуры фактически была пущена на самотек, что и привело к возникновению каменных джунглей. В итоге новому руководству области пришлось прибегнуть к крайним мерам, поскольку иного пути попросту нет.
Конечно, в условиях кризиса решить данную проблему не просто. Очевидно, на это потребуется не один год. Вероятно, какие-то объекты придется достраивать с участием государства или при государственной поддержке. Главное, не перекладывать все это на плечи застройщиков.
Ведь проблема состоит в том, что любое пересогласование проекта ведет к экономическим потерям. Строительство объектов инфраструктуры для застройщиков – серьезное бремя, которое нельзя бесконечно увеличивать.
Возможно, что для будущих проектов, которые изначально могут рассчитать финансовую модель с учетом повышенных требований по инфраструктуре, «дополнительная нагрузка» не станет катастрофой. Вероятно, ставку в вопросе развития инфраструктуры придется делать преимущественно на них.