Кому не жмут пространство, нормативы и бюджет

Кому не жмут пространство, нормативы и бюджет

Принимаясь за планирование внутренних пространств жилых комплексов, застройщики ищут компромисс между ограниченной площадью, бюджетом и нормативами. Но всякий раз придумывают по несколько рабочих концепций, отличающих их проект от конкурентов.

Новым трендом в жилищном строительстве становится увеличение площади благоустройства. Чем крупнее проект – тем больше идей для его наполнения можно реализовать. Но для их генерации лучше обратиться к профессионалу. Времена, когда застройщик по собственному разумению брался обустраивать двор и прилегающие к жилому комплексу территории, проходят. Сегодня эта работа все чаще выполняется вместе с архитектурным бюро.

«Проект благоустройства внутренней территории для комплексов бизнес-класса обычно создается девелопером совместно с архитектурным бюро, — говорит генеральный директор компании «Абсолют Строй Сервис» Евгений Жуков. – Нужно детально продумать концепцию, дизайн пространства и его наполнение. Архитекторы помогают грамотно зонировать территорию и гармонично соединить различные элементы благоустройства».

Меньше места – больше креатива

Выбор элементов благоустройства во многом зависит от возможностей участка: его площади и конфигурации. «Чем больше территория, тем более интересным и многофункциональным может получиться проект, — говорит главный архитектор ГК «КВС» Надежда Виролайнен. – Хотя, и на небольших пространствах можно реализовать оригинальные решения. К примеру, на минимальной площади в жилом комплексе «Крылья» мы смогли разместить игровую и спортивную площадки для детей, зону отдыха с оригинальными инсталляциями, площадку для игр на асфальте и хоккейную коробку».

С ограниченными пространствами девелоперы часто сталкиваются, реализуя проекты в центре Петербурга. «На примере «Дома у Невского» или «Биографии», мы видим, как даже на сравнительно небольшом пространстве можно создать двор-сквер с разными функциональными площадками: для спорта, отдыха, детских игр, с оригинальным ландшафтным дизайном и собственными арт-объектами», — говорит директор по маркетингу Группы RBI Михаил Гущин.

Кроме размеров и конфигурации пространства, на вид будущего двора влияют действующие нормативы. Проектировщик должен запланировать на участке пешеходные зоны, организовать подъезды, обеспечить дом необходимыми парковочными местами, детскими площадками, освещением, зонами отдыха, предусмотреть определенный объем озеленения.

Существуют также единые нормативы по расположению детских площадок относительно проезжей части, расстоянию от площадок до мест сбора мусора и автостоянок, устройству ограждений и зеленых насаждений рядом. Для каждого элемента детской площадки есть свои параметры безопасного расстояния вокруг. Например, качели должны обеспечивать безопасное расстояние при максимальной амплитуде раскачивания. Кроме того, необходимо учитывать проходящие под землей инженерные сети. Над ними нельзя высаживать крупные деревья.

Наконец, работать архитекторам приходится в рамках отведенного на благоустройство бюджета. Эти затраты должны быть соразмерны классу проекта. Учитывая все эти вводные, проектировщики формируют вид двора. Так, по словам директора по маркетингу ЖК комфорт-класса «Новоселье: Городские кварталы» Алексея Муравьева, бюджет благоустройства дворовых пространств, обустройства детских и спортивных площадок этого проекта составляет 2,5 тыс. рублей с каждого метра общей площади домов проекта.

Что лучше разовьет детей

Впрочем, архитекторов нанимают не только для проектов высоких ценовых сегментов, но также и для тех, которые относятся к классу масс-маркет. Они представляют наибольшую сложность, поскольку проектировщик должен найти интересные решения и при этом сохранить стоимость квартир на доступном уровне, иначе говоря, работая с ограниченным бюджетом.

Более свободно проектировщики чувствуют себя в комплексах бизнес-класса. Они более камерные, чем в масс-маркет и денег на них выделяется больше. По данным «Абсолют Строй Сервис», на создание небольшого парка в закрытом дворе с оборудованными зонами отдыхами, спортивными и игровыми площадками для детей в проектах бизнес-класса обычно закладывается 3-5% от общей стоимости строительства.
Пожелания застройщика в проектах масс-маркет учитываются, как и в бизнес-классе. «Создание внутренней территории жилого комплекса – совместная работа архитектурного бюро и наших специалистов, — говорит Михаил Гущин. – Хороший пример – наш жилой комплекс Ultra City. К работе по созданию двора мы привлекли ландшафтное бюро AFA-Group. У них есть команда психологов и ландшафтных архитекторов, которая занималась проектированием игровых и общественных зон, разработкой игровых маршрутов для Ultra City. Совместно мы решили использовать в проекте оборудование от немецкой компании Richter Spielgeraete – именно они несколько лет назад создали знаменитый «Петровский фрегат» на детской игровой площадке в «Новой Голландии».

Некоторые застройщики для одного жилого комплекса разрабатывают несколько концепций благоустройства, планируя оформить двор каждой очереди отлично от другого. «Каждый девелопер стремится выполнить благоустройство оригинально, ведь это важный критерий при выборе жилья, — говорит Надежда Виролайнен. — ГК «КВС» продумывает свое уникальное оформление территории не только для каждого объекта, но и даже для разных очередей наших комплексных проектов. К примеру, во дворе 7-й жилой группы «Нового Сертолово» появится поле для мини-гольфа, будет поставлено тематическое оборудование для детской – площадки в виде средневекового замка. Это поможет разнообразить досуг жителей. В 3-м квартале «Ясно.Янино» продумано сразу 10 разнообразных по тематике детских площадок для игр и спорта. И это, безусловно, положительно сказывается на творческом развитии малышей».

Креативить или инвестировать?

Бюджет при благоустройстве не играет, впрочем, ключевую роль. Поскольку строят много, да еще стараются отличаться не только друг от друга, но и не копировать собственные решения, у девелоперов высок спрос на изобретательность. Важно, скорее, не сколько денег будет вложено в реализацию идеи, а на что они будут потрачены. По мнению Евгения Жукова, лучше заказать высококачественный проект и привлечь архитекторов с релевантным опытом, чем вложить в дорогостоящие тренажеры для спортплощадки, а потом смотреть, как они простаивают, потому что не сделан навес и большую часть года жителям неудобно на ней заниматься.

«Креатив, безусловно, важен, — говорит Евгений Жуков. — Подчеркнуть уникальность проекта и показать связь с историей локации, как в случае с нашим жилым комплексом «Георг Ландрин», – непростая задача. Кроме того, пространство должно быть не только интересным внешне, но и действительно функциональным, а среда – доступной и комфортной для всех жителей».

В RBI тоже считают, что шаблонные решения хороши, когда девелопер ставит лишь одну цель – соответствовать строительным нормативам. «Чтобы покупатель влюбился в проект, он должен быть ярким, особенным, прорывным, в том числе и в организации внутреннего пространства, — говорит Михаил Гущин. – В наших проектах ландшафтный дизайн всегда уникален, как и само наполнение двора. Так, в Ultra City мы создали фруктовый сад с вишнями и яблонями, во дворе у нас настилы для йоги, рампа для скейтеров – это все нестандартные решения».

Концепцию двора как общественного пространства девелопер еще сильнее разовьет во второй очереди Ultra City. Там планируется сцена с амфитеатром и зона для выставок под открытым небом. Фруктовый сад будет даже больше, чем в первой, – он раскинется на 2 тыс. кв. метров. «Во многих наших комплексах важным элементом дворового пространства, местной достопримечательностью и точкой притяжения становится уникальный арт-объект, — говорит Михаил Гущин. – Так, для Ultra City его создала Студия Артемия Лебедева. Вложения в создание уникальных дворовых пространств в итоге оправдывают себя, так как создают продукт другого, более высокого уровня и являются его важной составляющей».

Не знаешь, как? Жильцы дома подскажут

Увлеченно занимаясь благоустройством важно не забыть, что современный жилой комплекс для своих жителей должен выполнять функцию города в городе, когда все необходимое – в шаговой доступности и нет нужды ехать в другой район, чтобы уделить время любимому хобби. Этой задаче должно отвечать наполнение коммерческих помещений, которые займут кофейни и рестораны, фитнес-центр и магазины.

А, оформляя дворы, кроме мнения архитекторов, можно учесть пожелания жильцов. По словам Надежды Виролайнен, в ГК «КВС» работают над улучшением проекта даже после ввода дома в эксплуатацию и прислушиваются к отзывам новоселов. К примеру, этой осенью в сданной первой очереди комплекса «Кирилл и Дарья» по просьбе жителей УК «КВС-Сервис» организовала высадку рябиновой аллеи. В другом комплексе – «Ясно.Янино» – были установлены теннисные столы, обустроено волейбольное поле и стационарные мангалы для пикника на участке за границами объекта.

«Какие бы необычные замыслы не воплощал девелопер в обустройстве общественных пространств, это не главный критерий в списке факторов, влияющих на спрос, — говорит Евгений Жуков. – Покупателю важно удовлетворить свои базовые потребности в комфорте. Двор, как и дом, должен быть безопасным и уютным: зеленым, чистым и свободным от машин. Именно на этот принцип мы опираемся при разработке проектов благоустройстве территорий своих жилых комплексов».
 

Подробнее