Оконные профили: почему брендовые компании начали активно работать в дешевом сегменте

Какие характеристики пластиковых окон важны для отечественного потребителя

Что в настоящее время происходит на оконном рынке? Как выбрать правильное окно? Наш сегодняшний собеседник — Йозеф БЭКХОФФ (Josef Beckhoff), генеральный  директор компании VEKA Rus, занимающейся проектированием и производством ПВХ-профилей для производства оконных и дверных конструкций. VЕКА Rus — 100-процентное дочернее предприятие ведущей немецкой компании VEKA AG, имеющей два предприятия в России.

 

Ценовые предложения «на понижение» — это не выход

— Г-н Бэкхофф, какова ситуация на рынке оконных профилей? Насколько здесь жесткая конкурентная среда?

— За последние четыре года рынок сократился примерно на 60%. Это, конечно же, сказывается на работе оконных компаний. Сейчас не редкость, когда оконные компании либо отказываются от своего производства, либо закрываются, либо становятся дилерами: не производят, а только продают.

Обостряется борьба за место под солнцем и в сфере экструзии: наши конкуренты готовы пойти буквально на любые ценовые крайности, лишь бы обеспечить себе неизменную и стабильную долю рынка. Многие из них в буквальном смысле этого слова борются за выживание.

Сейчас очень распространены так называемые ситуационные ценовые предложения со стороны некоторых профилистов — попросту говоря, обычный рядовой демпинг.

Но если в стане переработчиков ряды сильно поредели, то производителей оконных профилей меньше не становится. Поэтому легкой нашу жизнь уж никак не назовешь.

 

— Каким, на Ваш взгляд, должно быть правильное поведение на рынке в кризис? Развиваться или удерживать свои позиции?

— Нам необходимо еще раз четко осознать, что нужно рынку. Рынок в последнее время очень активно развивался в направлении дешевых систем. И было бы фатальной ошибкой, если бы наша компания не думала, как с этим сегментом работать.

Профили нашего бренда VEKA производятся в соответствии со стандартами RAL-A — это немецкий стандарт качества ПВХ-профиля наивысшего класса. Конечно же, такие профили не могут быть самыми дешевыми, а значит, не подходят для ценовой борьбы на понижение, т. е. в недорогой ценовой нише.

Поэтому в 2013 году наша компания предложила российскому рынку профили марки WHS. Система WHS относится к сегменту RALB — стандарт качества ПВХ-профилей среднего качества, на базе которого в России выпускается продукция большинства наших основных конкурентов. Имея в распоряжении профили этой марки, мы резко поняли конкурентоспособность — и собственную, и наших партнеров — в сегменте эконом-класса.

Но это не означает, что мы не развиваем нашу главную марку VEKA — наоборот, ей мы уделяем пристальное внимание и будем активно развивать ее, используя для этого широкий спектр маркетинговых инструментов и огромный выбор профильных систем.

Сейчас  рынок поляризуется, расходится по направлениям низкомаржинального и премиального сегментов. Поддержка VEKA как нашей основной марки — это поддержка каждого из них.

 

— Задам каверзный вопрос: малобюджетные окна — это всегда окна низкого качества?

— Нет, это необязательно плохое качество. Это, в первую очередь, другие свойства окна с точки зрения срока его службы! А еще это совершенно другой уровень окон с точки зрения возможных рисков при эксплуатации. Такие окна не хуже — они просто менее долговечны и обладают меньшим «запасом прочности».

Если вы покупаете качественное окно, произведенное из комплектующих высшего класса — профиля класса RAL A,  то у вас и через 30—40 лет «голова болеть не будет» по поводу того, как оно работает. Мы знаем, что это важно для покупателей в Европе, и уверены, что это нужно и потребителям в России — надежные и функциональные окна.

Если окна сделаны из «облегченных» материалов, если они имеют иную комплектацию, то износ у таких окон наступает быстрее, его первые  признаки потребитель может ощутить в течение первых лет эксплуатации.

Могу вас заверить, что и недорогие профили системы WHS у нас также производятся по достаточно высоким стандартам, и их качество строго контролируется, но они спроектированы по-другому.

Между тем не секрет, что у некоторых наших конкурентов есть предложения очень низкого качества. Такие профили не проходят через жесткую систему контроля, поэтому окон из таких профилей часто хватает от силы на два-три сезона.

Потребителю, строителю и инвестору посоветовать здесь можно только одно: нужно быть крайне внимательным с недорогим сегментом, ведь чем дешевле, тем ниже качество!

 

— Из каких профилей, на Ваш взгляд, должны изготавливаться окна для высотного строительства, сверхнизких температур?

— Те окна, которые проходят весь комплекс тестов на поведение в экстремальных условиях: климатические камеры, где профили подвергают воздействию низких температур и т.д. Мы, например, долго работали над тем, чтобы наши профили могли функционировать в условиях Крайнего Севера. Более того, вот уже несколько лет в Антарктиде работает белорусская полярная станция, окна в которой — из профиля VEKA.

Если мы рассмотрим ПВХ-профили с точки зрения высотного строительства, то здесь очень важен такой показатель, как ветровая нагрузка. Оконный профиль, обрамляющий оконный проем и стеклопакет (в высотных зданиях особенно!), подвержен колоссальным нагрузкам и перепадам температур.

И тут ключевыми факторами являются безопасность конструкции в целом и надежность профиля в особенности. Есть такие технологические приемы и решения, которые позволяют стабилизировать окно с помощью специальных усилителей, повышающих его прочность и устойчивость.

 

Россиян пока больше интересует безопасность, чем экологичность

— Какое качество оконных профилей позволяет выигрывать на российском рынке: теплопроводность, экологичность, легкость в монтаже? Чего хочет российский потребитель?

— В Германии очень важное свойство пластиковых окон — их возможность обеспечивать энергосбережение. Поскольку наша страна не богата энергоносителями, для нас энергоэффективность — на первом месте. Именно это свойство окон и определяет то, как данная тема развивается в Германии.

Энергоэффективность, в первую очередь, определяется монтажной шириной профиля. Чем шире профиль — тем лучше могут быть характеристики окна, которое можно из него изготовить. И тем оно лучше может быть в плане шумоизоляции. Первый признак качественного окна: вы закрыли окно — и тишина!.. Это то, что потребитель ощущает сразу.

В России ситуация другая. Поэтому на первый план выходят такие свойства окна, как безопасность — например, с точки зрения защиты от несанкционированного проникновения.

Бич российского градостроительства — решетки на окнах первых этажей: это не только некрасиво, но и небезопасно! Между тем, благодаря развитию оконных технологий, окна сейчас могут выступать фактически как защитные системы и быть гораздо более эффективными, чем решетки или даже ставни.

Нами разработаны решения для таких окон, для вскрытия которых необходимо слишком много времени: злоумышленник, как правило, отказывается от своих намерений, когда сталкивается с таким окном.

 

— А как россияне относятся к такой характеристике, как экологичность?

— Россияне сегодня этим озабочены меньше, чем, например, внешним видом окна, качеством работы фурнитуры, теплоизоляционными свойствами, сроком службы конструкции, ее долговечностью.

Но если, скажем, задаться вопросом, выделяет или не выделяет ПВХ-окно вредные вещества, то нужно сказать, что пластиковые профили и произведенные из них окна — это совершенно безопасный во всех отношениях материал. Да, самые первые окна содержали соли тяжелых металлов, но сейчас рецептуры ПВХ-смесей сильно изменились, и все они без исключения безопасны.

В Европе тема экологии получила другое звучание. Там экологичность означает, прежде всего, возможность вторичной переработки. Когда первое поколение пластиковых окон отработало свой срок, встал вопрос об их утилизации.

В итоге в Германии, например, было найдено  решение, реализация которого позволила защитить окружающую среду. В 1993 году VEKA построила завод по ресайклингу отработавших свое пластиковых окон. Там налажена их полная автоматизированная вторичная переработка.

 

— Должен ли производитель оконных профилей знать тех, кому он их поставляет: производителей готовых окон из этих профилей?

— Думаю, да. Ведь как порой строится «профильный» бизнес?  Для большинства производителей эта картина выглядит так: производитель отгрузил профили заказчику, и дальше его зона ответственности заканчивается.

У VEKA другой подход. Если говорить об опыте нашей компании, то у нас знают каждую компанию, которая покупает наши профили. «Незнакомцам на рынке» мы свои профили просто-напросто не продаем. И думаю, что такая политика — верная.

 

Нужно теснее контактировать со строительным сообществом

— Как, на Ваш взгляд, повысить качество окон, производимых в России?

— Думаю, нужны строгие ГОСТы,  но главное — строгое их соблюдение. А ведущие компании-производители обязаны активно работать со строительным сообществом, помогать своим опытом и знаниями.

Наша компания совсем недавно, совместно с Центром по сертификации оконной и дверной техники, компанией «Инжстройсервис–1» и Центральным научно-исследовательским институтом строительных конструкций им. В. А. Кучеренко в помощь архитекторам разработала ГОСТ Р 56926–16 «Конструкции оконные и балконные различного функционального назначения для жилых зданий».

Этот новый нормативный документ может лечь в основу разработки других нормативных актов, касающихся вопроса светопрозрачных конструкций.
Другое интересное начинание — альбом «Новые окна исторической застройки». В данном альбоме приведен перечень законодательных актов и нормативных документов РФ, определяющих общие требования к сохранению и приспособлению объектов культурного наследия для современного использования, терминология действующих нормативных документов РФ, классификация памятников архитектуры по возможности применения окон из ПВХ-профиля.

На основании вышеприведенной документации определены рекомендуемые составы рабочего проекта и технического задания на замену оконных блоков при сохранении и приспособлении объектов культурного наследия для современного использования.

Беседу вела Елена МАЦЕЙКО

 

Подробнее