Как совершенствуется технология производства фибробетона, в какую сторону движется инновационная мысль в этом сегменте, рассказывает директор по маркетингу компании ЭТЕРНИТ Елена Козлова
На вопросы журнала отвечает директор по маркетингу компании ЭТЕРНИТ Елена КОЗЛОВА.
— Елена Николаевна, составными частями фиброцементных материалов являются такие природные компоненты, как вода, песок и цемент. Для того чтобы они имели хорошую прочность, в цемент добавляется армирующее волокно. Технологию использования минеральных и целлюлозных волокон в производстве фибробетона для придания ему исключительной прочности в 1900 году предложил австрийский инженер Людвиг Хатчек. Что изменилось с той поры? Как совершенствуется технология, какие инновационные разработки и продукты предлагает рынок?
— По сути, технология с той поры не изменилась, усовершенствована лишь в отдельных деталях. Например, изобретены новые мельницы, которые обеспечивают более тонкий помол, чтобы состав был более гладкий, прочный и качественный.
Сегодня все инновационные разработки направлены на усовершенствование качества, разработку новых покрытий и материалов. Ведущие компании работают и с архитекторами, и с частными лицами, поскольку и у тех и у других есть потребность в эстетической новизне.
Люди хотят новой эстетики, новой поверхности, новых подражаний, новых цветов, новых фактур и текстур. Поэтому все компании работают над тем, чтобы улучшить эстетическую сторону. Это и есть основное направление инноваций.
Кому труднее всего
— Производятся ли фиброцементные фасадные материалы в России?
— В настоящий момент в России нет производства фиброцементных фасадных материалов. Оно будет налажено в ближайшие годы.
— Как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся на рынке фиброцементных плит? Как кризис отразился на вашей компании?
— Резкий скачок евро привел к тому, что многие компании вынуждены были отказаться от партнеров и разорвали контракты в связи с тем, что цены резко менялись каждый день. Цена от поставщика могла поменяться три раза в течение одного дня — то есть три раза предоставлялся счет на ту или иную продукцию. Понятно, что такие скачки выдержали не все.
В этой непростой ситуации наша основная задача была сохранить партнерские отношения. Ведь все крупные компании ищут и стремятся к стабильности. Для них важно, чтобы они сегодня купили товар, завтра продали своему клиенту, а маржинальность (выгода) осталась на определенном, предсказуемом уровне.
То, что мы удерживали цены в течение года, дало нам возможность развить хорошие партнерские отношения с крупными компаниями. Эта же политика будет соблюдена и в следующем году. Но небольшого подорожания все же не удастся избежать. Невозможно оставаться на том же уровне цен, поскольку весь продукт — европейский, мы поставляем его с бельгийских и немецких заводов холдинга ETEX, частью которого являемся.
Тяжелее всего пришлось маленьким компаниям, многие из которых не смогли выдержать пресс кризиса. Сегодня наблюдается снижение потребительского спроса.
Хотя здесь есть и свой парадокс. В кризис люди хорошо делают две вещи: рожают детей и строят дома. Эти две тенденции являются несомненным плюсом для всех продавцов строительных материалов. Именно частное домостроение позволяет строительному бизнесу удержаться на плаву.
Архитекторы создали продукт для архитекторов
— Сильна ли конкуренция на рынке фиброцементных фасадных материалов? Есть ли новинки для рынка, чем удивляете архитекторов?
— На рынке нет ни одного продукта, у которого не было бы конкурентов. Конкурент есть всегда — либо прямой, либо косвенный. Разумеется, ведущие компании регулярно предлагают новинки, без которых было бы очень сложно занимать лидирующие позиции на рынке.
Например, в прошлом году мы предложили новый материал — 3Д-панель. Взяли нашу основную панель и специальным оборудованием делаем на ней определенной ширины борозды.
К созданию этой панели были привлечены более 60 архитекторов со всей Европы. Таким образом, это совместная разработка архитекторов и нашей компании. Тем самым архитекторы создали продукт для архитекторов.
В различных уголках России
— Какие крупные объекты были построены в России с использованием ваших фиброцементных фасадных панелей? В каких регионах и городах?
— В различных уголках страны можно встретить здания, фасады которых отделаны панелями из Бельгии: жилая недвижимость в Калининграде, госпиталь в Мурманске, аэропорт в Надыме, школа в Якутии. При строительстве Третьего транспортного кольца в Москве фиброцементными панелями были облицованы стены семи автотранспортных тоннелей.
Один из крупнейших объектов (более 10 тыс. кв. м только по фасаду) — это Апарт-Отель в Сочи, построенный архитектурной группой «Камень». Кредо архитектора — интеграция здания в естественную среду, он органично встраивает здание в окружающий ландшафт. Здесь панели были порезаны на тонкие ламели, и весь фасад был сделан под цвет гор и растительности, имеющих коричнево-серый оттенок. Получилось очень красиво и необычно.
Очень интересный многофункциональный комплекс, где разместились гостиница, торговые залы, жилые здания, был построен в Казани.
В Москве это ЖК «Западная Долина», где фасады жилых домов также сделаны из этих материалов.
— Могут ли фиброцементные плиты использоваться в северных районах, где почти всегда сыро и холодно?
— Проблема центральных и северных территорий — морозы и холода. Поэтому необходимо, чтобы строительные материалы были морозостойкими, выдерживали низкие температуры.
Морозостойкость современных панелей очень высокая, влагопоглощение — на уровне ГОСТ, температурный режим — до –50 оС. Этот материал — практически идеальный. Поэтому у нас уже есть несколько крупных заказов из дальних городов, где большую часть года наблюдаются минусовые температуры.
— Спасибо за интересный разговор, Елена Николаевна! Успехов в вашем бизнесе!
Беседу вел Юрий ИЗМАЙЛОВ