Юрий Гончаров («ВОЛМА»): Надеемся потеснить турецких производителей на юге России

Руководитель одного из лидеров российского рынка стройматериалов рассказал нам о результатах и тенденциях 2015 года и дал прогноз на будущее

Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

На вопросы журнала отвечает председатель Совета директоров ООО «Управляющая компания «ВОЛМА» Юрий ГОНЧАРОВ.

 

— Юрий Алексеевич, каким выдался 2015 год для российского рынка строительных материалов? С какими показателями завершают год основные игроки? Где ситуация наиболее тяжелая, а где, наоборот, есть повод для оптимизма?

— Если говорить в целом, то год, конечно, выдался очень сложным, и все это почувствовали на себе. Оптимизма пока немного. Но, знаете, такие времена тоже порой нужны, чтобы сконцентрироваться, собраться и посмотреть, где и какие резервы можно подтянуть.

В нашем гипсовом сегменте такого «жирка», который был раньше, сегодня у производителей нет. Наоборот, мы уже близки к достижению таких параметров, когда дальше работать над себестоимостью становится сложно.

К сожалению, на нашем рынке произошло достаточно существенное падение цен на готовую продукцию: в рублях цены снизились примерно на 15%. Конечно, для нас это и больно, и сложно.

 

—  А цены на сырье при этом не снижаются….

 Да, они как раз остались на прежнем уровне. К тому же выросла стоимость энергоносителей, повысили тарифы естественные монополии. В общем, на нашем рынке сейчас очень непростая ситуация.

Некоторые члены Российской гипсовой ассоциации, которую я возглавляю, прямо говорят о том, что в конце 2015 года они уже стали работать себе в убыток. Такого, конечно, никогда не было.

Так что год получился очень сложным, и его надо поскорей пережить.

 

— Насколько упали объемы и количество заказов?

В целом количество строящихся объектов в стране сократилось. Каких-то суперпроектов типа сочинской Олимпиады сейчас нет. Есть достройки отдельных объектов в регионах, расширяется Новая Москва, и все.

 

— Но ведь есть ЧМ-2018 по футболу и инфраструктурные проекты…

Насчет инфраструктурных проектов —  это не к нам, поскольку не они за нами идут, а мы за ними. И здесь мы векторы не задаем. А что касается строительства стадионов и аэропортов к ЧМ-2018, то здесь тоже до нас дело пока еще не дошло. Может быть, даст бог, дойдет через год.

Ну а поскольку сейчас крупных объектов мало, наша отрасль выживает только за счет ремонтов.

 

— По итогам 2014 года «ВОЛМА» уверенно вошла в тройку лидеров, занимая первое место по производству пазогребневых плит (ПГП), второе — по выпуску гипсокартонных листов (ГКЛ) и второе — по гипсовым сухим строительным смесям (ССС). Изменилось ли за год положение компании в этих секторах рынка?

Нет, никто никуда не сдвинулся, все на своих местах. Ну, может быть, в секторе ССС есть определенные изменения в первом десятке, на пятой-седьмой позициях, но тройка лидеров и здесь осталась прежней.

 

— Теперь давайте остановимся на каждом из этих сегментов. Каково положение на рынке гипсокартонных листов? Есть ли у кого-то шанс приблизиться к явному лидеру в лице КНАУФ?

В этом году заметно рос Saint-Gobain. Они хорошо использовали возможности своего завода в Нижнем Новгороде, продолжили экспансию и ценовую конкуренцию, зашли в Беларусь. Так что на фоне остальных у них наблюдался явный рост.  

Если говорить о других участниках рынка, то существенно упал КНАУФ. Что, в общем-то, объяснимо: в трудные времена лидеры рынка всегда теряют больше остальных. По моим оценкам, в 2015 году КНАУФ выпустит порядка 140 млн. кв. м ГКЛ, что на 20 млн меньше, чем годом ранее.

Мы идем на втором месте и тоже немного упали: в прошлом году сделали 48 млн кв. м, а в этом будет около 44 млн. В целом же рынок ГКЛ заметно сжимается. Если в 2014 году в России произведено 290 млн кв. м ГКЛ, то в этом году я прогнозирую не более 250 млн.

 

— Идем дальше. Что изменилось за год в секторе пазогребневых плит, где «ВОЛМА» уверенно лидирует за счет большего количества производственных установок? Никто не пытается наступать вам на пятки?

Нет. Здесь ничего особо не поменялось, разве что немного подрос пермский «Гипсополимер». Общее сокращение производства по рынку плит, по моим прогнозам, в 2015 году составит порядка 10%. Это значит, что будет произведено около 12 млн. кв. м, и 40% этого объема выпустим мы.

 

— Ясно. Ну, а теперь самое интересное. Какие изменения претерпел в минувшем году высококонкурентный рынок сухих строительных смесей?

По моим оценкам, он просел меньше, чем другие сегменты: примерно на 5—7%. Думаю, за год наша компания выпустит порядка 600 тыс. т смесей и останется в тройке лидеров на российском рынке.

 

А какие здесь наблюдаются тренды?

— Вы знаете, к сожалению, налицо тенденция к удешевлению продуктов, что, естественно, снижает маржинальность. Например, мы вынуждены сегодня производить больше штукатурок механизированного нанесения и значительно меньше — более дорогих штукатурок ручного нанесения.

То есть тренд на рынке идет в пользу более грубых и дешевых продуктов. А высококачественных гипсовых штукатурок типа «Ротбанд» или «ВОЛМА-Слой» сегодня продается значительно меньше.

 

— То же самое наблюдается и в других сегментах стройиндустрии. Например, на рынке ПВХ-профилей вместо качественных энергосберегающих, по-настоящему инновационных продуктов покупатель в основном берет простые оконные профили эконом-класса. Но это отбрасывает производителей и рынок в целом на годы назад…

 — В том-то и дело! Кроме того, будучи компанией, которая позиционирует себя прежде всего как гипсовый производитель, мы столкнулись и с другим малоприятным для нас трендом. Сегодня на рынке больше продается цементных смесей, а не гипсовых.

 

— Не повлиял ли кризис на инвестиционные планы компании?

То, что запланировано построить и сегодня находится в высокой степени готовности, мы обязательно достроим и введем. В частности запустим в Адыгее наш новый завод «ВОЛМА Майкоп». Там уже выпускаются опытно-промышленные партии пазогребневых плит. А полностью завод заработает в марте-апреле следующего года.

Продолжаем работу в Беларуси. Напомню, что в 2014 году мы выиграли конкурс и в соответствии с Указом №34 Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко от 16 января 2014 года в п. Гатово под Минском должны построить абсолютно новый завод. Там будет производиться 100 тыс. т ССС, 500 тыс. кв. м ПГП и 30 млн кв. м ГКЛ. То есть это будет большое современное предприятие.

Белорусские власти дали нам хорошие преференции, но и обязательства у нас весьма серьезные, особенно по срокам. Пуск завода намечен на 2018 год.

Реализация проекта идет полным ходом. Мы уже вышли на площадку, занимаемся планировкой, закупкой оборудования и т.д.

 

— А как работает ваше новое предприятие «ВОЛМА-Оренбург»?

Хорошо работает. Плиты оттуда мы продаем довольно активно. В декабре активизировались по смесям. В настоящее время завод выпускает основные гипсовые смеси. Там себестоимость хорошая, этот завод на карьере стоит. Сейчас идет перераспределение оренбургской продукции по каналам продаж. По логистике ориентируемся в основном на Уральский регион и Казахстан.

 

— По проекту оренбургское предприятие рассчитано на выпуск 500 тыс. т ПГП и 120 тыс. т ССС. Насколько оно будет загружено в будущем году?

Думаю, где-то процентов на 60 мы его загрузим, даже несмотря на кризис.

 

— Вообще на рынке стройматериалов в нынешних условиях каких-то революций ожидать не приходится?

— Да, зная наших конкурентов, я не думаю, что кто-то из них готов в следующем году совершать какие-то революции. Нет, все, и мы в том числе, будут работать согласно устоявшемся тренду.

 

— К слову, каким, по Вашим прогнозам, будет 2016 год для российской стройиндустрии? Когда можно ждать света в конце тоннеля?

В 2016 году падение продолжится. Думаю, еще процентов 10 рынок потеряет.

Но есть и оптимистические моменты, в том числе связанные с темой импортозамещения. В связи с последними решениями российского руководства в отношении Турции мы рассчитываем еще сильнее потеснить турецких производителей на юге России.

 

— Но ведь санкций в отношении турецкой продукции строительного профиля пока нет…

— Да, нет. Пока смеси, теплоизоляция и другие товары из Турции завозятся. Тем не менее, думается, турецкому строительному импорту будет уделяться, скажем так, повышенное внимание. Поэтому мы надеемся, что нам удастся потеснить наших турецких конкурентов на юге страны.

 

— Как раз за счет нового предприятия «ВОЛМА-Майкоп»?

В том числе, конечно, и за счет него.

 

— Юрий Алексеевич, в нашей прошлогодней беседе Вы, как президент Российской гипсовой ассоциации, подняли такую важную тему, как импортные добавки, строительная химия. Произошли ли за год положительные изменения на этом фронте или здесь все по-прежнему плохо? Продолжаете ли вы покупать за валюту дорогие импортные добавки для ССС или все-таки удалось заинтересовать отечественных разработчиков и производителей этих компонентов?

К сожалению, пока в этом плане ничего не поменялось. Единственное, что нам удалось сделать, — это поторговаться и немного снизить цену у ряда производителей. Они, конечно, видят, что творится с курсом рубля, поэтому где-то свою маржинальность чуть-чуть сжали, но на этом все плюсы закончились.

 

— Но ведь закупка за валюту строительной химии ухудшает ваш финансовый результат.

— Конечно.

 

— Последний вопрос. Насколько остро для вашей компании стоит проблема контрафакта? Есть ли случаи подделок, и если да, то как «ВОЛМА» с ними борется?

Проблема такая есть, случаи подделок тоже, причем они продолжаются. Например, в ряде регионов одна компания (не буду ее называть) пыталась продавать свою продукцию в упаковках, как две капли воды похожих на наши с точки зрения дизайна. Они практически идентичны. Отличие заключается в одной-единственной букве: вместо «ВОЛМА» — «ВОЛНА».

 

— И как вы с этим боретесь? Вот, например, одна брендовая компания по производству опалубки обратилась в Федеральную антимонопольную службу. А вы?

А мы вместо ФАС обращаемся в соответствующие подразделения МВД. Ведь это несертифицированное производство, тривиальные подделки. То есть эти люди — преступники, нарушители закона. Поэтому и заниматься ими должны правоохранительные органы.

 

— И что, обращение в полицию помогает?

— Вполне. По крайней мере, нам удается защитить свое доброе имя и свой бренд.

 

— Что ж, это радует. Юрий Алексеевич, спасибо Вам за как всегда интересный, по-настоящему эксклюзивный анализ рынка стройматериалов. Разрешите пожелать вашей компании и всем членам Российской гипсовой ассоциации скорейшего увеличения объемов производства, роста продаж, прибыли и других показателей. С наступающим Новым годом!

 

Спасибо. Мы будем стараться. И ваш журнал, и всех его читателей с наступающим Новым годом!

Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ

Подробнее