Топ-менеджер крупнейшего производителя минеральной ваты рассказывает о ситуации и особенностях работы в данном сегменте стройиндустрии
Производство строительных материалов — динамично развивающаяся отрасль. Каждый год внедряются новые технологии, появляются инновации, а крупные компании расширяют географию своих проектов. Как остаться на плаву в кризис, чем интересны гидропоника и судостроительная изоляция и почему в работе важно постоянно совершенствоваться, «Строительству.RU» рассказал генеральный директор направления «Минеральная изоляция» корпорации ТехноНИКОЛЬ Ирек АЛЛАЯРОВ.
— Ирек Ильевич, наша очередная беседа проходит в преддверии Нового года. Уже можно подвести какие-то итоги?
— Не открою секрета, если скажу, что уходящий год был непростым. Рынок строительных материалов развивался не так интенсивно, как в предыдущие периоды.
Тем не менее в 2016 году мы увеличили производство каменной ваты. Основными драйверами роста стали новые площадки в Ростове и Хабаровске общей производительностью в 2 млн м3 каменной ваты в год. Суммарный объем инвестиций составил 5,2 млрд руб. На действующих заводах проведена плановая модернизация оборудования.
Все это в совокупности привело к увеличению выпуска готовой продукции на 10% по сравнению с 2015 годом.
Открытие завода в Ростове дало возможность увеличить объемы производства на юге страны, предложить местным клиентам весь ассортимент нашей продукции и выйти на рынки Закавказья и Крыма, где раньше в силу расстояния мы не всегда могли обеспечить такую оперативную поставку, как в других регионах. Теперь эта проблема решена.
Благодаря новым производственным линиям сегодня мы имеем более широкий ассортимент, наша продукция выходит на новые рынки с усовершенствованными характеристиками.
Мы увеличили поставки в Казахстан и в российские регионы на Дальнем Востоке, вышли и на зарубежные рынки за пределы СНГ. Я говорю о западной Европе: Италия, Болгария, Румыния, страны Скандинавии и Балтии.
Также мы начали поставлять продукцию в Китай. Этот рынок мы пытались завоевать в течение нескольких лет. Кстати, строительство нескольких крупных объектов в Китае завершено при помощи наших материалов.
Кроме того, мы начали поставки в Канаду. Пока речь идет о небольших объемах, но в следующем году мы рассчитываем их увеличить.
— Как Вы в целом оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рынке?
— Если говорить о минеральной теплоизоляции, то рынок снизился примерно на 10%. При этом цены для потребителя не меняются.
Многие пытались увеличить стоимость из-за инфляции, часть сырья закупается за границей, и цена так или иначе привязана к валютному курсу. Но те, кто поднял цены, в итоге опустил их до прежней отметки.
Сегодня доходность, наверно, упала у всех. Приходится балансировать между ценой на рынке и своими расходами.
— Насколько мощности нового хабаровского завода адекватны потребностям дальневосточного региона?
— Выход нового завода ТехноНИКОЛЬ на полную мощность завершится к 2017 году и позволит производить 750 тыс. м3 каменной ваты в год. Уровень загрузки линии может варьироваться и будет зависеть от спроса на внутреннем и внешнем рынках.
Увеличение производственных мощностей в ДФО даст возможность удовлетворить спрос на качественные теплоизоляционные материалы нового поколения на дальневосточном и частично сибирском рынках.
Размещение предприятия в Хабаровске позволяет сократить сроки и стоимость поставок теплоизоляции потребителям ДФО, способствует ускорению темпов строительства объектов. Мы убеждены, что запуск производства каменной ваты компании ТехноНИКОЛЬ станет мощным импульсом для развития рынка строительных материалов Дальнего Востока и части Сибири.
— Рассчитываете ли вы экспортировать продукцию этого завода? Если да, то в какие страны она станет поступать? Какие сложности есть на этом пути?
— Удобное географическое положение завода, близость незамерзающих портов и международного транспортного и логистического узлов дает нам возможности для наращивания экспорта. Стратегия развития направления «Минеральная изоляция» компании ТехноНИКОЛЬ подразумевает расширение рынков сбыта продукции в Азии.
Первым зарубежным регионом сбыта для нового предприятия стал Китай. Ведутся переговоры о поставках каменной ваты в Японию. Морем доставлена первая партия нашего негорючего утеплителя в Канаду. В отдаленной перспективе планируем выйти на рынки Кореи, Монголии и Вьетнама.
Транспортная инфраструктура — одно из главных условий в работе на территориях опережающего развития на Дальнем Востоке и серьезного наращивания экспорта предприятиями-резидентами.
— География ваших поставок обширна: Дальний Восток, Канада, страны СНГ. Есть какие-то особенности ведения бизнеса в той или иной стране?
— На российском рынке мы работаем давно, и у нас уже сложившиеся отношения с партнерами и подрядчиками. Кризис показал, насколько прочны наши связи, и кого можно считать надежным партнером. К счастью для нас, таковых оказалось 90%.
На европейских рынках работать сложнее: там мы сталкиваемся с требованиями по дополнительной сертификации продукции. В Европе более жесткие правила по сравнению с Россией в плане экологичности.
Конечно, дополнительная сертификация требует времени. Например, испытания по биорастворимости занимают около 9 месяцев, а потом необходимо еще оформить соответствующие документы. В целом на все уходит около года. Я уже не говорю о том, что все это требует существенных материальных вложений.
В Европе расходы на сертификацию могут оказаться выше окупаемости. Поэтому не все берутся работать на этом рынке. Мы же готовы осваивать данную территорию и, естественно, нести расходы. Есть такие составляющие, которые, безусловно, остаются на компании. Но необходима поддержка и со стороны государства. Например, введение компенсации по сертификации. Такая помощь бизнесу была бы неоценимой.
Но если Европа по духу близка России, то работа на Востоке имеет свою, абсолютно отличную от европейской, специфику. Тем не менее мы начали поставки в Китай и останавливаться не собираемся.
В целом международный опыт бесценен. Работая в других странах, ты сталкиваешься с новой конкурентной средой, становишься более сильным, учишься преодолевать сложности.
— Запускаете ли вы какие-то дополнительные продукты?
— Да, один из таких продуктов — направление АГРО. Мы запустили новую высокотехнологичную автоматизированную линию по изготовлению субстратов из каменной ваты. Данный продукт является эффективным заменителем натуральных грунтов и используется в тепличных комплексах. Мы считаем, что увеличение объемов выпуска субстратов станет серьезным импульсом для развития импортозамещения в сельском хозяйстве.
Разрабатывать это направление мы начали около пяти лет назад. Причем в тот момент просто хотели попробовать что-то новое: все-таки строительный рынок и агрономия — это разные сферы. Тем не менее в 2014 году заключили контракт и спустя год получили оборудование. На сегодняшний день у нас самая современная линия в России по производству субстратов из каменной ваты.
Когда мы приобретали данную линию, то не думали, насколько перспективным окажется это направление. И здесь важную роль сыграли несколько факторов.
Во-первых, изменился валютный курс, а до этого момента все, что необходимо для гидропоники (способ выращивания растений на искусственных средах без почвы) ввозилось из-за границы. Во-вторых, в качестве ответа на антироссийские санкции был запрещен ввоз овощей и фруктов из Европы. Так в стране стало активно развиваться тепличное хозяйство.
В результате наш проект настолько удачно вписался в сегодняшние реалии, что мы заключили достаточно крупные контракты с серьезными производителями и тепличными хозяйствами. Продажи выросли на 50%, и в следующем году мы планируем увеличить их еще на столько же.
Конечно, здесь другая специфика. Но продукт получился качественным, а направление, я считаю, одно из самых перспективных.
— Какие еще направления собираетесь осваивать?
— В нашей компании осваивается судостроительная изоляция. Как вы понимаете, все судна должны утепляться — потому что вода в открытом море довольно холодная. Но специфика здесь такова, что материал должен быть не горючим и достаточно легким, чтобы не нагружать корабль.
Идеальным утеплителем как раз является каменная вата: она не горит и достаточно легкая. С помощью этого материала строят корабли во всем мире (крупнотоннажные суда изготавливают, главным образом, в Японии, Китае и Корее, это основные игроки на данном рынке), но, увы, — пока не в России. И мы надеемся на то, что и в нашей стране это направление начнет развиваться.
Причем у нас в этом плане довольно выигрышная позиция, поскольку один из наших заводов расположен в Хабаровске.
Кроме того, тепловые изоляционные материалы для судостроения также требуют одобрения и должны иметь сертификат Морского регистра, который мы успешно получили.
Так что уже в новом году планируем начать активные поставки.
— Какой процент рынка надеетесь завоевать в этом направлении?
— Около 10% мирового рынка. Это очень специфичная отрасль. Во-первых, там мало поставщиков, во-вторых, и потребителей немного. Поэтому 10% не подразумевают огромные объемы, но они есть, и выйти на этот уровень — вполне осуществимая задача.
— Производителям строительных материалов сегодня приходится непросто. Что, на Ваш взгляд, следует делать, чтобы оставаться на плаву?
— Мы уже получили первую закалку в 2008—2009 годах, серьезно столкнувшись с негативными экономическими явлениями. До этого рынок был довольно устойчив, и мало кто задумывался об эффективности работы. В 2009 году мы изучали зарубежный опыт, сравнив тамошние показатели эффективности с нашими, и поняли, что занимаем здесь не лучшие позиции.
В ТехноНИКОЛЬ активно внедрялись процессы, cвязанные с бережливым производством. Наша философия — постоянное улучшение, совершенствование. Проще говоря, есть установка: сегодня я делаю эту деталь за 20 секунд, завтра — за 19, затем — за 18 и т.д. То есть следует постоянно искать пути, как сделать лучше.
Это также применимо и к ресурсам, материалам, рабочей силе. Могу ответственно заявить: все сотрудники нашего направления, как и всей компании, постоянно совершенствуются. В год от них поступает более 2 тыс. предложений по оптимизации процессов. Благодаря внедрению этих принципов экономия только по направлению «Минеральная изоляция» может достигать 200 млн руб. в год. Такой подход у нас практикуется около 10 лет.
Присутствуют также внешние факторы, по которым можно оценить компанию. Например, у нас не было сокращения персонала, и мы не перестали инвестировать. Ведь именно в период кризиса ТехноНИКОЛЬ открыла заводы в Челябинске, Ростове и Хабаровске.
Еще есть средства, которые мы ежегодно тратим на модернизацию оборудования, причем я говорю не о затратах на капитальный ремонт или поддержании уже существующего уровня. Ведь если производство не модернизируется, то компания начинает отставать в технологическом плане. У нас инвестиции в улучшение оборудования составляют порядка 1 млрд руб. в год.
— Что вы ожидаете от рынка в следующем году? Каковы планы компании?
— Мы рассматриваем 2017 год как более перспективный, чем 2016-й. Строительная отрасль начнет развиваться, что позволит компаниям увеличивать объемы производства и расширять возможности. При благоприятной экономической ситуации прогнозируем небольшое увеличение потребления каменной ваты — порядка 3%.
Если говорить о планах, то перед нами стоит задача по строительству нового завода в Казахстане, запуск которого планируется в 2019 году. Рынок Казахстана — довольно крупный, но сейчас там нет серьезного игрока, который мог бы осуществлять поставки. Больше половины товаров на рынок этой соседней страны экспортируется из России. Появление там собственного производства позволит нам снизить затраты на логистику, расширить ассортимент и стать ближе к клиенту.
Вообще южное направление в целом очень перспективное. В Узбекистане, например, население составлет 30 млн человек, а потребления — ноль. Однако не стоит забывать, что в странах с теплым климатом теплоизоляция также важна, поскольку стоимость охлаждения в силу недешевой электроэнергии в 10 раз превышает расходы на отопление.
Также мы будем продолжать наше движение в Европу и на Дальний Восток.
— Ирек Ильевич, спасибо за интересную беседу и успехов в вашем бизнесе!
Беседу вела Юлия ЮДИНА