Топ-менеджер компании, входящей в число лидеров отечественной стройиндустрии, анализирует ситуацию на рынке торговли товарами для строительства и ремонта
На днях в Крокус Экспо состоялся Retail Strategy Forum, в рамках которого прошли конференция «Рынок DIY: вызовы, форматы, тенденции» и круглый стол «Производители vs ритейлеры: взаимодействие в условиях кризиса». Яркими выступлениями на форуме отметился наш сегодняшний собеседник — директор по стратегическому маркетингу и развитию компании «ВОЛМА» Александр НИКУЛИН.
— Как нынешний экономический кризис повлиял на российский рынок ремонтно-строительных товаров? Назовите главные тенденции, тренды и вызовы.
— Во-первых, на рынке наблюдается спад потребления, связанный со снижением покупательской способности населения, и заметное сокращение инвестиций в строительство, включая бюджетные ассигнования. В этой ситуации таких производителей, как мы, частично выручают частные ремонты.
Вторая тенденция — обострение конкуренции за потребителя и перераспределение каналов сбыта в пользу крупного сетевого ритейла, который способен предложить потребителям более интересные условия.
Речь идет о таких крупных транснациональных сетях DIY (товары для строительства и ремонта — Ред.), как Leroy Merlin, OBI, Castorama, K-Rauta. Они обладают серьезными финансовыми ресурсами, поэтому им легче пережить кризис, чем остальным.
А вот у дистрибьюторов сегодня все меньше финансовых возможностей для поддержания своих товарных запасов в адекватном состоянии. В целом платежеспособность ухудшилась по всей товаропроводящей цепи, что, в частности, приводит к возникновению дебиторской задолженности дистрибьюторов перед производителями.
Наконец, еще один базовый (и вполне объяснимый) тренд кризисного времени — появление большого количества товаров в низких и средних ценовых сегментах.
— Значит, можно сказать, что ведущие сети DIY успешно адаптировались к новой экономической реальности?
— Да. У многих из них сбыт не падает, а даже растет. Параллельно за счет региональной экспансии улучшаются показатели выручки.
Однако сети DIY, как и остальные игроки, испытывают давление на цену вниз и в целях привлечения клиентов играют на ее понижение. Сегодня все финансируют цену — от застройщиков до производителей и продавцов стройматериалов. Соответственно, рентабельность сокращается у всех, и у сетей DIY тоже. Но у них катастрофы нет, и обвального падения не наблюдается.
В кризис они активизировали свои действия, направленные на расширение линеек, создание СТМ (собственных торговых марок — Ред.), ввод более дешевого ассортимента, предложения «Лучшая цена» и пр.