Александр Рольбинов: «Такого внимания нашей дорожной сети не уделялось никогда»

Калининградская область — единственный регион, не имеющий сухопутной границы со всей остальной частью России. Данный факт сказывается на многих аспектах жизни «Янтарного края», в том числе и на работе дорожников.

О том, с какими проблемами столкнулся регион при реализации приоритетного проекта БКД, в рамках специализированной выставки «Дорога 2018» рассказал заместитель председателя правительства Калининградской области Александр Рольбинов.

— Александр, расскажите, как сегодня продвигается дело улучшения транспортной структуры региона — в первую очередь, дорог?

— Калининградская область участвует в различных государственных программах, которые способны улучшить ее транспортную инфраструктуру. Основными из них являются программы развития сельской местности, общего социально-экономического развития, развития транспортной системы и, конечно же, она участвует в приоритетном проекте «Безопасные качественные дороги».

Стоит напомнить — приоритетный проект начинал свою работу без Калининградской области. Но благодаря плодотворной работе местных властей с Минтрансом и ФДА «Росавтодор», 01.03.2017 в паспорт проекта были внесены Калининградская область и Республика Бурятия. С этим днем можно связать наступление новой эпохи для регионального отраслевого сообщества.

Но вместе с радостью от включения в проект сразу пришла и первая сложность — значительное сокращение временных рамок, вызванное поздним вхождением в БКД. Несмотря на предельно сжатые сроки, в регионе успели провести конкурсные процедуры и выявить подрядные организации. Благодаря этому по итогам 2017 года все намеченные работы были реализованы без срывов.

Нельзя не отметить, на протяжении последних трех лет средства дорожных фондов региона направлялись на реализацию транспортных объектов, выполняемых в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу. Поэтому дорогам, не включенным в программу подготовки к Мундиалю, должного внимания не уделялось. Присоединение к БКД как раз и позволило устранить данный пробел.

— Сколько дорог насчитывается в регионе?

— Общая протяженность автодорог Калининградской области составляет около 9 тысяч км. Из которых 250 км — федеральные автодороги, 4.5 тысячи км составляет региональная сеть и еще столько же погонных километров находятся в собственности муниципалитетов. Общая протяженность дорог входящих в городскую калининградскую агломерацию составляет 1120 км.

До включения в проект, в 2016 году в регионе нормативному состоянию соответствовало лишь 35% дорожной сети. В конце 2017 года, благодаря проекту БКД, показатель нормативности составил 48%. В 2018 году по состоянию на октябрь он уже превысил планку в 58%. 

— Какой объем работ был проделан за последнее время?

— За два рабочих сезона были выполнены следующие объемы работ: Отремонтировано более 240 км улично-дорожной сети, приведены к нормативу 26 улиц Калининграда и отремонтировано 187 км областных региональных дорог.

Ликвидировано 19 мест концентрации ДТП. Капитально отремонтированы шесть остановочных пунктов, восемь светофорных объектов, 73 пешеходных перехода обустроены пандусами для маломобильных групп населения, также на место 120 старых светофоров заступила современная светодиодная техника.

Выбор, где менять светофоры и обустраивать пешеходных переходы, был сделан согласно статистическим данным, собранным и предоставленным областным управлением ГИБДД. Так, 52% ДТП Калининградской области случаются в областном центре. Из них 33% приходится на случаи наездов на пешеходов. Далее, 17% составляют аварии с участием детей и подростков.

Помимо ремонтно-строительных работ, с целью снижения этих показателей Министерством развития инфраструктуры области было инициировано проведение конкурса детского рисунка среди школьников — с целью донести до детей мысль о необходимости быть предельно внимательными при переходе проезжей части.

После окончания всех дорожных работ текущего сезона также планируется проведение флешмоба с участием первых лиц региона. Его целью будет заострить внимание всех участников движения на необходимости неукоснительного соблюдения ПДД.

— Какие новшества в деле организации работ открылись перед строителями во втремя работы по проекту БКД?

— Работа в проекте познакомила с новыми правилами игры, о которых до этого дорожники региона никогда не слышали. Прежде всего, это работа в программе «Эталон» (специальное программное обеспечение, разработанное ФДА «Росавтодор» для координации действий участников проекта БКД во всех регионах), а также проектный офис и проектное управление.

Тотальный контроль со стороны федерального центра, строгая отчетность. При этом, всю строгость подхода могу охарактеризовать исключительно с положительной стороны! Так как заданные жесткие рамки позволяют не только четче ставить задачи, но и находить единомышленников, которые принимают правила игры и разделяют цели и задачи программы.

К сотрудничеству подключились представители многих организаций, что позволило сделать работу дорожников более прозрачной. Самое главное — согласно ряду проведенных социологических опросов, серьезный подход, с которым мы взялись за приведение к нормативу улиц и дорог, крайне положительно оценивается населением всего региона. Думаю, это говорит и о жизнеспособности самого проекта.

Также была создана общественная группа, в неё вошли представители различных автомобильных сообществ, депутатского корпуса и местного ОНФ. Целью этих сообществ является активное привлечение населения к ведению контроля за работой дорожников. Для чего регулярно проводятся общественные слушания, куда может прийти любой желающий.

— Назовите основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться при реализации программы?

— Их пять, о каждой по отдельности. Во-первых, проблема технического контроля и авторского надзора за ходом проведения работ. Так, в первый год работы проекта данные функции осуществлялись на региональном уровне, и нареканий по ним не было.

В текущем же году было принято, как потом выяснилось, ошибочное решение делегировать контроль муниципалитетам. В результате выяснилось, что у тех нет достаточной квалификации для решения поставленных задач.

Вывод — в 2019 году технадзор и авторский контроль будут вновь осуществляться на региональном уровне.

Вторая проблема — необходимость совершенствования ФЗ№44, так как сегодняшние нормы данного закона не позволяют в должной степени оградиться от недобросовестных подрядчиков. Конечно, их можно включать в черные списки, но это приводит к срывам сроков окончания работ. Вместе с тем, недобросовестная компания уже на следующий год имеет возможность вновь участвовать в конкурсах — под другим названием.

Небольшой пример: уже второй год подряд конкурс выигрывает предприятие, не имеющее на территории региона должной материальной базы. Работает компания так, что без срыва сроков не обходится — и поэтому другие дорожные структуры региона вынуждены фактически работать за них — осуществлять поставки материалов, искать субподрядчиков, технику заказывать и т.д.

Вывод — внести в ФЗ№44 такие поправки, которые позволят предъявлять к подрядным организациям обоснованные требования еще на этапе конкурсных процедур.

Третьей проблемой является ценообразование. Для Калининградской области этот вопрос стоит значительно острее, чем для других регионов. Увеличение цены на нефтепродукты автоматически увеличивает стоимость не только битумов, но и транспортную составляющую — в нашем случае, цену доставки.

Как известно, Янтарный край не имеет сухопутного сообщения с другими регионами РФ, и все грузы идут через Литву и Белоруссию. Отчего расчеты за доставку производятся в твердой валюте. Здесь очень чувствуется колебание курса рубля по отношению к евро.

Четвертая проблема — грядущее повышения ставки НДС. Так, с 1.01.2019 ставка подымется с 18 до 20%. В ФЗ№33 предусмотрены исключения для контрактов, заключенных на срок не менее, чем три года, со стоимостью более миллиарда рублей.

В регионе контракты на содержание автодорог заключаются сроком на три года, но их стоимость всегда меньше этой суммы. Вывод — необходимо принимать срочные меры, чтобы этим подрядным организациям со следующего года не стало намного тяжелее выполнять свою работу.

Пятой проблемой порой становится чрезмерное усиление контроля за расходованием средств со стороны федерального казначейства и введение системы электронного бюджета. Оно, конечно, положительно влияет на повышение бюджетной дисциплины. Но в тоже время при практической реализации вызывает определенные затруднения технического характера — порой и даже после успешной реализации проекта, при проведении всех необходимых контрольных мероприятий федеральным казначейством.

Региональные дорожники не застрахованы от двоякого трактования отдельных положений нормативных актов. Такое может случиться даже при наличии подписанных соглашений с главным распорядителем средств федерального бюджета, доведенных бюджетных ассигнованиях и санкционировании всех проводок со стороны федерального казначейства.

Вывод — необходимо разработать практические рекомендации для оказания помощи по регулированию возникающих спорных ситуаций и выработки идентичного подхода у всех федеральных органов исполнительной власти.

Конечно, чтобы дорога пребывала в нормативном состоянии, ей необходимо должное обслуживание. Острой проблемой также стоит вопрос движения перегруженного автотранспорта. Чтобы предотвратить разрушение отремонтированной сети, до конца текущего года планируется монтаж десяти пунктов автоматического весогабаритного контроля, которые охватят все основные транспортные направления региона.

И все же, благодаря проекту БКД Калининградская область на дорожные нужды получила такой объем средств, которого ранее у нее никогда не было. В будущем году из федерального бюджета на дорожные нужды регион получит 3 млрд. рублей. Благодаря этой сумме планируется сделать немало, и показатель нормативности по итогам будущего года должен заметно возрасти.

— Александр Семенович, благодарим Вас за подробный рассказ о специфике работы по проекту БКД в вашем регионе.

Беседовал Станислав ДОНИН

Подробнее