Производство автомобильных кранов: способны ли наши предприятия догнать лидеров этого рынка или их удел — использовать разработки 1980-х годов?
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
Автомобильные краны, безусловно, самая мобильная техника в семействе грузоподъемных машин. Они могут не только самостоятельно, и весьма оперативно, добраться до объекта строительства, но и быстро приступить к выполнению необходимых работ. Поэтому неудивительно, что на строительных площадках, помимо башенных кранов, почти всегда эксплуатируются и автокраны.
Начиная с прошлого года на рынке данного сегмента грузоподъемных машин серьезных потрясений не происходило, за исключением того, что из-за ухудшения экономической ситуации многие потребители стали откладывать покупки этой спецтехники.
Падение рубля имеет и плюсы
По мнению Руслана Юрьева, генерального директора одной из компаний, занимающихся реализацией автокранов, в настоящее время рынок падает в первую очередь за счет уменьшения доли иностранной техники. И в этом есть вполне очевидные плюсы для отечественного машиностроения. Ситуация с курсом рубля сделала нашу продукцию более конкурентоспособной.
В силу своей невысокой цены в пересчете на валюту российские товары укрепляются и на зарубежных рынках. Автокраны, произведенные в нашей стране, пользуются популярностью не только у отечественных строителей. За последние годы, помимо стран СНГ, подобная российская техника поставлялась в Египет, Афганистан, Сирию, Уругвай, на Кубу, во Вьетнам, Польшу и Литву.
А вот заместитель заведующего кафедрой механизации строительства МГСУ профессор Михаил Степанов не столь оптимистичен в отношении перспектив наших производителей и их продукции:
— В последние годы на рынке практически ничего не меняется. Номенклатура, которую выпускают отечественные производители, достаточно узкая. Резкого скачка вперед пока нет, и в ближайшем будущем я его не вижу.
Причину такого положения дел эксперт видит в разрыве связей с иностранными производителями.
— Ведь ни одна компания не может делать у себя все, от гайки до систем управления, — поясняет специалист. — Раньше была кооперация, которая сейчас, говоря откровенно, по сути, сошла на нет. А с учетом нынешнего состояния строительной отрасли, которая сегодня далека от бурного развития, спрос на автокраны увеличиваться не будет.
К этому добавим, что ни один из ведущих производителей автокранов пока не решился организовать сборочное производство в России.
Цифры и факты
Обратимся к цифрам и постараемся понять, насколько отечественные производители преуспели в выпуске автокранов и каково сегодняшнее насыщение рынка. По словам Руслана Юрьева, доля импортных автокранов в последние годы составляла порядка 13—15%. А во время кризиса из-за резкого скачка курса валют она стала неизбежно снижаться, и сегодня составляет около 4—6% от общего объема. Причем в основном это модели большой грузоподъемности (от 100 т и выше), отсутствующие в товарной линейке отечественных производителей. В сегменте же малотоннажных кранов, по данным профессора Степанова, 70% рынка приходится на краны отечественного производства.
Основными странами — экспортерами автокранов в Россию сегодня являются Германия, Япония, Корея и Китай. Однако если говорить об уникальных кранах, то тут без сомнения впереди всех немцы и японцы. Именно они поставляют нам самые надежные, безопасные и современные автокраны.
Интересной информацией поделился с нами Андрей Малёвый, руководитель маркетингового подразделения компании — производителя автокранов из Челябинской области. Согласно официальной статистике Ростехнадзора, количество автомобильных кранов, зарегистрированных на территории Российской Федерации, сегодня составляет около 100 тыс. единиц, из них 66% — это автокраны с истекшим сроком службы (более 10 лет), то есть требующие замены. На долю ведущих российских марок приходится более 97% объема эксплуатируемых в России автомобильных кранов.
В настоящее время наши производители представлены на рынке четырьмя заводами-изготовителями из Челябинской, Ивановской, Костромской и Брянской областей. Эти предприятия — настоящие лидеры отрасли. А вот их коллеги-машиностроители из Ульяновской, Ярославской и Волгоградской областей существенно сократили либо вообще прекратили выпуск автокранов.
Строители предпочитают универсальные?автомобильные краны
Некоторые эксперты уверяют, что номенклатура отечественных автокранов не отличается новизной разработок. Они считают, что в большинстве своем это конструкции 80-х годов прошлого века. Разумеется, модернизация идет, и выпускаемая продукция выглядит достаточно современно, но по-настоящему прорывных агрегатов и систем, увы, нет, сетуют эксперты-скептики. Особенно это касается надежности, в первую очередь связанной с вопросами управления и безопасности такой техники.
Теперь обратимся к техническим особенностям этих грузоподъемных машин. Автокраны классифицируются по номинальной грузоподъемности, по способу передвижения и по исполнению стрелы крана. Как выяснили мы, изучая ситуацию на рынке, наиболее распространенным и массовым автокраном, использующимся в России для различных работ, является машина грузоподъемностью 25 т. К слову, сама линейка грузоподъемности, по которой в соответствии с ГОСТом классифицируются автомобильные краны, достаточно длинна — от 16 до 1200 т.
Что касается длины стрелы, то, например, у 16-тонного отечественного крана она достигает 23 м, у 25-тонного — более 30 м, у 40-тонного — почти 38 м, а 50-тонные автокраны имеют стрелу в 40 м. Причем сами стрелы у современных автокранов — в основном телескопические, с гидроприводом.
Разобравшись с классификацией этой техники, можно перейти и к вопросу практического ее использования. По словам Руслана Юрьева, автокраны небольшой грузоподъемности (16 т) чаще используются для погрузочно-разгрузочных операций и транспортировки грузов. Техника же грузоподъемностью от 25 до 40 т, будучи самой универсальной, может использоваться как для погрузки-разгрузки, так и для небольших монтажных операций. Именно из-за своей универсальности эти машины и являются самыми популярными.
Автокраны же большей грузоподъемности используются для более серьезных проектов: например, для монтажа оборудования электростанций требуются модели грузоподъемностью от 100 т и выше.
Наше или заграничное?
На вопрос, что предпочитают эксплуатанты автокранов — нашу или импортную технику, мы частично уже ответили, представив общую статистику ситуации на российском рынке этой техники. Теперь поясним некоторые моменты.
Как импортные, так и отечественные машины имеют ряд достоинств и преимуществ, поэтому каждый покупатель автокранов самостоятельно решает, что именно для него важнее. И, надо сказать, российские строители довольно часто отдают предпочтение оте-чественным моделям. Почему? Как поясняет Андрей Малёвый, помимо немалой цены, основной недостаток импортных кранов — их большая масса и немалые габариты, которые затрудняют движение по дорогам общего пользования. К тому же почти все зарубежные автомобильные краны имеют очень маленький клиренс, что не позволяет им, в отличие от наших, без особых проблем ездить по российскому бездорожью. Кроме того, отечественным кранам не страшна низкая температура (до минус 40? С), а импортные аналоги, как правило, работают лишь до минус 20? С.
В основном строители выбирают импортную технику в тех случаях, когда машин с характеристиками, необходимыми для выполнения конкретного подряда, у отечественных производителей просто нет, отмечает Руслан Юрьев. В остальном же большим спросом на рынке пользуются российские модели. И, надо сказать, в последние годы они по многим параметрам не уступают импортным или даже превосходят их. И при этом, что важно, покупателям нашей техники могут предложить более качественный сервис и привлекательные цены. То есть будущее здесь — за индивидуальным подходом, уверены эксперты.
По словам профессора Михаила Степанова, российские автокраны проще в управлении и дешевле в эксплуатации, что важно, учитывая в среднем невысокую квалификацию наших машинистов (о ней речь пойдет ниже). В свою очередь, техническое обслуживание импортной техники — очень непростой и далеко не дешевый процесс. Многие строительные компании, закупающие сложные импортные автокраны, не задумываются о стоимости технического обслуживания, которая ожидает их в процессе эксплуатации. Впрочем, в условиях затянувшегося кризиса заказчики грузоподъемной техники все чаще обращают внимание не только на технические возможности крана, но и на его цену.
Сегодня в связи с использованием в конструкции крановой установки множества комплектующих импортного производства растет и цена крана. В ней львиная доля приходится на стоимость шасси, в конструкции которого также довольно широко применяются импортные комплектующие.
Виноват крановщик
Перейдем к еще одному важному вопросу — безопасности. Общеизвестно, что основной проблемой, осложняющей безопасную эксплуатацию автокранов, является соблюдение правил безопасности, положений паспорта изделия и руководства по его эксплуатации. К сожалению, это нередко не исполняется. Скажем, в России крановщики часто пытаются работать с грузами, на которые не рассчитана данная модель крана, или неправильно выставляют автокран на опоры. По словам самих крановщиков, нередки случаи, когда они допускают на крановой технике 150—250% перегруза.
Отметим, что все современные краны оснащены приборами и устройствами безопасности, стоимость которых достигает трети от цены самого автокрана. Однако приборы приборами, а человеческий фактор остается главной причиной аварий. В 25% случаев падения кранов это происходит из-за потери устойчивости, поскольку крановщики, ленясь, часто не выставляют выносные опоры и отключают приборы безопасности, мотивируя это требованиями владельца крана или текущей потребностью.
Кстати, многие краны зарубежных производителей оснащены «защитой от дурака». Такой «умный кран» так просто не обманешь. Если не выставлены выносные опоры, машина просто не будет работать: компьютер не даст завестись, заблокирует двигатель. Но стоит еще раз напомнить, что современные электронные системы безопасности достаточно дороги и не всегда по карману нашим строительным организациям.
Подводя некоторый итог, можно сказать, что 90—95% аварий происходит из-за низкой квалификации и слабой технической подготовки машинистов-крановщиков. Впрочем, в последние годы мы уже перестали этому удивляться. Обучение премудростям этой специальности в России серьезно ослабло. Вместо специального образования сейчас практикуются лишь ускоренные двухмесячные курсы. Результат — многочисленные аварии…
Есть ли будущее у российских автокранов?
Что касается перспектив данного рынка, то здесь мнения наших экспертов и консультантов расходятся. Например, Михаил Степанов считает, что в перспективе рынок вряд ли кардинально изменится. Отечественные производители не смогут массово выпускать краны большой грузоподъемности. Однако линейка кранов грузоподъемностью до 50 т вполне может со временем стать полностью российской, допускает профессор МГСУ.
По мнению же Руслана Юрьева, опыт предыдущих кризисов показал, что восстановление рынка в целом неизбежно. Отечественные производители не стоят на месте, внедряют новые модели техники на хорошем общемировом уровне, поэтому захват российского рынка автокранов импортными производителями маловероятен, и наши строители в подавляющем большинстве будут продолжать работать именно с отечественными автокранами.
Но самый оптимистический прогноз дает представитель челябинской компании-производителя Андрей Малёвый. По его оценке, уже в 2016 году рынок автокранов в России должен восстановиться, достигнув докризисных значений 2006—2007 годов, причем с заметной тенденцией к дальнейшему росту.
При сегментации рынка автокранов по отраслям прогноз экспертов традиционен: основными потребителями этой техники будут оставаться нефтяники и газовики, а также сервисные компании. Вырастет спрос на автокраны со стороны энергетиков. И, разумеется, будут наращивать ее применение многочисленные российские строительные компании.
Владимир РЕЧМЕНСКИЙ