По данным Urbanus.ru, за I квартал текущего года в новостройках бизнес-класса зарегистрировано 1,85 тыс. ипотечных сделок. Более 1,5 тыс. из них приходятся на проекты, где стоимость квадратного метра не превышает 250 тыс. рублей. Наиболее охотно покупатели готовы брать кредит для приобретения крупногабаритных квартир и апартаментов.
В начале прошлого года доля ипотечных сделок в бизнес-классе равнялась 42,37%. Этот показатель оставался достаточно стабильным до середины осени. Однако в октябре-декабре ипотечный сектор заметно расширился — до 46,52%. В I квартале 2019-го ипотечный рынок удержал данную планку, достигнув значения 46,81%. За три первых месяца было оформлено 1848 кредитов — на три четверти больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
В контексте годовой динамики основной прирост связан с усилением ипотечного спроса на более доступные проекты. Так, в ценовой категории до 200 тыс. рублей за квадратный метр доля сделок, профинансированных банками, увеличилась на 5,27 процентных пункта, а количество одобренных заявок на получение кредита, выросло в 2,3 раза. На сегодняшний день более половины продаж в нижней ценовой фракции бизнес-класса осуществляется с привлечением заемных средств.
В категории 200-250 тыс. рублей за квадратный метр фактор ипотеки также выражен сильнее, чем в целом по сегменту — доля кредитного жилья превышает 48% (годовой прогресс составил 5,43 процентных пункта). Если перейти на абсолютные показатели, то следует указать, что в рамках указанной категории банками было выдано на 68,3% больше кредитов, чем годом ранее.
При этом востребованность ипотеки в рамках категорий «250-300» и «300-350» осталась на прежнем уровне.
Статистика распределения выданных кредитов по метражным категориям показывает, что квартиры и апартаменты площадью от 80 до 100 кв. м по-прежнему чаще остальных покупаются в ипотеку. Однако не меньшего внимания заслуживает значительный рост в категории малогабаритных лотов. Сектор ипотечного жилья здесь расширился почти на треть, а количество зарегистрированных договоров умножилось в 2,7 раза. Подобная динамика обеспечивается преимущественно сделками в нижних ценовых категориях. Отметим также, что ипотека стала активнее использоваться и для приобретения крупноформатных объектов (100-150 кв. м). Если в 2018-м назад ее доля ограничивалась 40,5%, в настоящее время приближается к 49% — выше, чем в среднем по сегменту.
Наиболее отзывчивой к ипотечным инструментам подкатегорией стали лоты площадью 80-100 кв. м с прайсом менее 200 тыс. рублей за квадратный метр. Банки профинансировали 70 из 119 сделок (58,82%), отвечающих выбранным критериям. Подобный продукт поставляет на рынок 12 жилых комплексов, включая D1, «Метрополия» и ILove.
При расширении метражной границы до 150 кв. м, а ценовой — до 250 тыс. рублей, образуется довольно обширная выборка, для которой будет характерен уровень ипотеки в 54,74%. На сегодня жилье с этими параметрами в наибольшей мере зависимо от кредитных программ.
«Неслучайно ипотечный спрос направлен на ценовые категории, которые граничат или пересекаются с верхней частью масс-маркета. В бизнес-классе (как и в премиуме) ипотека выступает своего рода статусным «лифтом», который позволяет покупателю претендовать на жилье более высокого уровня. И это стимулирует трафик аудитории между сегментами. Получив доступ к жилью бизнес-класса, клиенты строительных компаний выбирают по возможности более просторные объекты», — подчеркивает руководитель портала Urbanus.ru Ольга Хасанова.