Действующая контрактная система в чем-то, может, и неплоха, однако строителей она решительно не устраивает
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
Когда принимали ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», его инициаторы уверяли, что после внедрения контрактной системы прежние недостатки системы госзакупок будут искоренены. Прошло почти три года после вступления его в силу, а жалобы на него сыплются как из рога изобилия. Особенно недовольны им строители: они вообще считают, что данный законодательный акт — не для них.
Нет повода для гордости
Один американский сенатор как-то заявил о том, что США могут гордиться двумя своими достижениями: высадкой на Луну (что многими оспаривается) и созданием контрактной системы (что не оспаривается почти никем).
Россияне живьем спутник земли еще не посещали, поэтому причин для гордости тут быть не может. Что же касается контрактной системы, то и тут с гордостью не все в порядке. Уж больно много к ней претензий. Особенно со стороны строителей.
На недавнем круглом столе, посвященном проблемам контрактной системы, который прошел в рамках Дня саморегулирования под эгидой НОСТРОЙ, у выступавших не нашлось мало-мальски добрых слов о нынешней ситуации в этой сфере. Критике были подвергнуты практически все аспекты сегодняшней контрактной системы в строительстве.
Немного цифири
Но чтобы понять, о каких масштабах явления идет речь, приведем немного статистики. По данным главного специалиста отдела по ценообразованию и контрактной системе НОСТРОЙ Антона Забелина, в 2014 году в стране было заключено 2 275 292 госконтракта на общую сумму в 3,4 трлн руб. Из них в сфере строительства — 135 532 контракта на сумму свыше в 1,3 трлн руб. Доля контрактов по строительству в общей величине заключенных контрактов в 2015 году возросла с 35% до 40%.
Около 85% контрактов в строительном секторе заключается на сумму, не превышающую 3 млн рублей, что составляет порядка 6,5% от общей суммы контрактов на строительство. На долю контрактов свыше 60 млн приходится менее 2% от общего количества контрактов и примерно 75% от их стоимости.
В дорожном строительстве в текущем году заключено 27 802 контракта на общую сумму 750 млрд руб. За III квартал 2015 года подписано договоров на выполнение работ по строительству автодорог, железных дорог и аэродромов на 448,9 млрд руб.
Все шишки на строителей
В чем главные претензии к контрактной системе? Как отметил руководитель рабочей группы по вопросам госзаказа Комитета по строительству «ОПОРА России» Андрей Пирогов, при отсутствии квалифицированного заказчика во всех проблемах на стройке автоматически винят подрядчиков.
Практически нет случаев, чтобы за ошибки в заказе на строительные работы или недостаточно грамотно составленное техническое задание наказали именно заказчика. Нет, все шишки традиционно сыплются на головы строительных подрядных организаций.
Между тем, если на каком-то этапе инвестиционного цикла допущена ошибка, объект не будет сдан в строй, по крайней мере, в срок. Но кто в этом виноват?
Если от подрядчиков все требуют, чтобы они обязательно были профессионалами, то к заказчикам таких претензий не предъявляют. Но ведь и заказчики тоже должны быть специалистами своего дела! У нас же, когда срывается своевременная сдача объекта или допускаются ошибки при строительстве, заказчики, как мы уже говорили, обычно остаются ни при чем.
Игры, в которые играют заказчики и подрядчики
Проблема заказчика выдвигается на первый план. Он не в состоянии проводить квалифицированную проверку этапов строительства: для этого у него просто нет специалистов. Но это не препятствует тому, что если срываются сроки возведения сооружений, то штрафы налагаются исключительно на застройщиков. Заказчик же даже не отвечает за то, что строители получили плохую документацию.
Сегодня, по сути, заключение контракта на строительство выливаются в игры юристов. А у них свои правила и представление о том, что должно быть отражено в этом документе. Вот и получается по пословице: гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Необходимо наладить строгий контроль реализации конкурсных процедур, отмечали участники круглого стола. А также увеличить время оценки проектов — сейчас его катастрофически не хватает.
Свои чудеса происходят и со сметной стоимостью. Без улучшения практики ценообразования мы так и будем платить не за реальную работу, а за то, что «нарисовали» сметчики.
Такая ситуация распространена повсеместно. Как рассказали на круглом столе представители Калининградской области, каждый второй строительный объект в этом самом западном российском регионе — проблемный. Обладминистрация подала иски на 3 млрд руб., а взыскать удалось всего 127 млн… Притом что такая юридическая работа требует много сил и времени, и вместо того, чтобы укреплять Технадзор специалистами, приходится увеличивать штат гуманитариев-юристов.
Использование практики предквалификации способно отсечь плохих подрядчиков. Сегодня же положение критическое: ценовой демпинг снижает цену объекта до 65%. На это накладывается неквалифицированное проектирование.
При этом СРО не несут никакой ответственности за выдачу допусков. В итоге мы имеем застройщиков, которые заявляют, что у них нет людей для строительства. Поэтому, по мнению выступавших, нужно увеличить перечень требований для расторжения договора заказчика с подрядчиком. Кроме того, следует исключить выплату аванса: его предлагается выплачивать только после выполнения контракта. Это отсечет от госзаказа целый пласт мошенников, для которых главная цель в том и состоит, чтобы получить авансовый платеж и исчезнуть навсегда.
Давно назрело и создание службы единого технического заказчика в регионах и на федеральном уровне, о чем Президент сказал в своем послании Федеральному Собранию еще год назад. Сказать-то сказал, а служба так и не создана.
Еще одно назревшее новшество — введение представителей организаций строителей в комиссии конкурсных закупок.
Пора разработать и типовой контракт, о чем также давно говорят на самом высоком уровне. Но это следует делать параллельно с улучшением качества подготовки самих госконтрактов.
А сегодня все стороны договорных отношений несут потери из-за низкого уровня госконтрактов. Но именно подрядчик вынужден тратить свои средства на доработку документации до надлежащего качества. Это выливается в большое количество судебных споров.
Борьба без союзников
Сегодня строителей беспокоит большое количество факторов, которые мешают нормально выстраивать отношения с государством. Это практика электронных аукционов, введение предквалификации, отсутствие в полном объеме документации у заказчика и преференций для муниципальных и региональных подрядчиков.
Нет понимания того, что продукт стройкомплекса — это особый вид товара. Прописанные в ФЗ-44 правила — не для него. Этот закон не работает так, как он должен работать в строительной отрасли. Ей нужен свой, отдельный законодательный акт о контрактной системе, считает начальник отдела по ценообразованию и контрактной системе НОСТРОЙ Руслан Акиев.
Законопроект федерального закона «О подрядных торгах в строительстве» разрабатывается. Вот только кроме самих строителей сторонников его принятия что-то не видно.
Конкуренция — хорошо, но результат важнее
Между тем анализ выполнения госконтрактов вызывает тревогу. Так, доля расторгнутых контрактов по результатам электронных аукционов с использованием квалификационного отбора в 2015 году составила 4,71%, конкурсов с ограниченным участием с использованием квалификационного отбора — 4,8%, а открытых конкурсов (без квалификационного отбора) — 11,97%!
Как подчеркивает представитель НОСТРОЙ Антон Забелин, проблема еще и в том, что нет точных данных о том, что происходит в этой сфере. Отсутствует информация об исполнении контрактов, о сроках, штрафных санкциях и другие важные сведения. Нет полноценной картины о заключенных договорах в сфере строительства и их исполнении.
Однако и на основе имеющихся данных можно сделать важные выводы. Контракты на строительные работы, заключенные без проведения квалификационного отбора, расторгаются более чем вдвое чаще.
У существующей системы госзакупок в строительной сфере есть целый ряд серьезных недостатков. Это неправильный способ определения подрядчика. Использование закрытых процедур без должного обоснования. Высокая доля закупок у единственного поставщика без предквалификационных процедур.
Неслучайно в 2015 году увеличилось число контрактов, расторгнутых по финансовым причинам.
Однако, по словам одного из выступавших, Минэкономразвития не желает ничего существенно менять. Министерство навязывает тезис о том, что в основе выбора подрядчика должна быть конкуренция. Но конкуренция ради конкуренции приносит лишь вред. Все должен определять результат, а не процедура.
В итоге нередка ситуация, когда первоначальная экономия средств оборачивается дополнительными расходами, вызванными достройкой объекта.
Без нового закона все эти проблемы не решить, убеждены строители. И с этим трудно спорить.
Владимир ГУРВИЧ